Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника
Автор: Денисова Ася Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка" Населённый пункт: город Асино Томская область Наименование материала: статья Тема: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника Раздел: дошкольное образование
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника.
Дошкольный возраст – это возраст, когда идет интенсивное развитие
психики
и
личности
ребенка,
формируется
первый
социальный
опыт.
Ведущий вид деятельности дошкольника является игра. Через игру ребенок
познает мир, учиться общению со сверстниками и взрослыми. В игровой
деятельности развивается мышление, воображение, идет освоение родного
языка.
Речь
формируется
в
процессе
общения.
Важнейшим
компонентом
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание
ситуации
успеха,
которая
способствует
возникновению
желания
и
потребности
участвовать в речевом общении. И, именно использование
театрализованной деятельности, позволяет создать такие условия, где даже
самый скованный ребенок может раскрыться, так как он сам делает выбор
героя, за которого будет играть. Тем самым ребенок вступает в диалог с
другими участниками игры.
Театрализованные
игры
способствуют
расширению
и
активизации
словаря дошкольника, стимулирует речевую активность, совершенствуется
речевой аппарат.
Такие
игры
очень
увлекают
детей.
Они
начинают
пользоваться
выразительными
средствами
и
интонациями,
которые
соответствуют
характеру героя и его поступкам, стараются говорить четко, чтобы
все
поняли.
Дошкольники
быстро
запоминают
слова
персонажей,
часто
импровизируют.
Речь
становится
более
выразительной,
грамотной.
Дети
начинают
использовать
новые
слова,
высказывания
героев,
пословицы,
поговорки из сценария.
Умело
поставленные
педагогом
вопросы
при
подготовке
к
игре
побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать
выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного
развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Основные
направления
развития
театрализованной
игры
состоят
в
постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки
взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры
и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих
роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к
имитации
действий
в
сочетании
с
передачей
основных
эмоций
героя
и
освоению
роли
как
созданию
простого
"типичного"
образа
в
игре-
драматизации.
Среди
условий,
благоприятных
для
развития
речи
ч е р е з
театрализованные игры, нужно назвать следующие:
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.
Предпочтение
надо
отдавать
произведениям
с
понятной
для
ребёнка
моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными
выразительными
характеристиками.
В
наибольшей
степени
таким
требованиям
отвечают
сказки.
Сказки
легко
обыгрывать,
так
как
они
построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций.
Герои
сказок
вступают
в
определенные
взаимоотношения,
в
которых
проявляются особенности характера, мысли, чувства.
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное
слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам,
пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые
побуждают ребенка к диалогу.
-ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый
показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет,
танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной.
Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить,
меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
-
воспитывать
у
детей
интерес
к
драматизации,
театральной
деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых
персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог,
разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого)
пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших
детей
стимулирующее
влияние
имеет
показ
инсценировок
знакомых
им
стихотворений.
В
подготовке
к
самостоятельной
творческой
игре
в
развитии
воображения,
речи
большую
роль
играют
подвижные
игры
с
ролью.
Малышей
необходимо
научить
действовать
от
имени
осторожных
воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак,
кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры
«Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить
игры
с
рифмованным
текстом,
ритмичными
движениями.
Первоначально
взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребенок слушает
и смотрит. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту.
Влияние
театрализованной
деятельности
на
развитие
речи
детей
неоспоримо.
С
помощью
театрализованных
занятий
можно
решать
практически все задачи программы развития речи и наряду с основными
методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать
этот богатейший материал словесного творчества народа.