"Формирование экологической компетентности у детей младшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта"
Автор: Алёшина Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5 Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань Наименование материала: Индивидуальная программа самообразования Тема: "Формирование экологической компетентности у детей младшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта" Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную
программу дошкольного образования - «Детский сад №1»
Индивидуальная программа самообразования
Воспитателя СП Алёшиной Е.А.
на 2015-2016 уч.г.
Тема: «Формирование экологической компетентности у детей
младшего дошкольного возраста с учетом Федерального
Государственного Образовательного Стандарта»
Цель: формирование
у
детей
младшего
дошкольного
возраста основ
экологической
культуры,
правильного
отношения
к
природе,
к
себе
и
другим людям как части природы, к вещам и материалам природного
происхождения.
Профессиональный рост
Задачи:
1.Систематически повышать свой профессиональный уровень.
2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный
характер
и
выражались
в
форме
познавательного
и н т е р е с а ,
гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности
созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только
потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были
затрачены материалы природного происхождения.
3. Изготовить картотеку дидактических игр экологической направленности
для детей младшего дошкольного возраста.
4. Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.
5. Сформировать навыки самостоятельной деятельности детей.
6. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с
естественной природой средой.
7. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность
детей.
8. Оформить консультацию в родительском уголке «Проблемы
формирования экологической культуры ребенка».
9. Повысить уровень нравственно-экологической компетентности
родителей.
10. Вовлечь родителей в совместную экологически ориентированную
деятельность.
11. Систематизировать знания по приоритетному направлению
деятельности.
12. Изучить научную и учебно-методическую литературу.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
1.
Подобрать литературу по выбранной теме.
август
сентябрь
2.
Изучение методик и технологий работы педагогов ОУ и в
СМИ.
в течение года
3.
Организовать деятельность по проблеме:
Планирование индивидуальной работы с детьми в форме
увлекательной и содержательной деятельности.
Совместные игры на формирование экологической культуры
детей.
Составить картотеку дидактических игр экологической
направленности.
Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и
т. д.
Консультация для педагогов «Представление используемых
форм и методов работы с детьми по формированию основ
экологической культуры». Экологическая сказка
«Чудеса природы».
Оформление консультаций в родительском уголке по данной
проблеме.
Тематическое родительское собрание по экологическому
воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… » (форма
в течение года
в течении года
октябрь
ноябрь
январь
в течении года
март
проведения «круглый стол»).
Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).
Оформление выставки «Семейная мастерская» (поделки из
бросового и природного материалов).
Музыкально-экологическое развлечение «Осень к нам
пришла, дождь и ветер принесла».
Фольклорно-экологическое развлечение «Слнышко-
ведрышко».
в течении года
октябрь
октябрь
апрель
4.
Р а с п р о с т р а н е н и е
п е д а г о г и ч е с к о г о
о п ы т а
в
профессиональном сообществе через проведение семинаров,
конференций
и
т.п.
(выше
уровня
образовательного
учреждения)
1.
Окружная
зимняя
методическая
неделя:
«Создание
условий для реализации экологического воспитания
младших
дошкольников».
(Ресурсный
центр
г.о.
Сызрань)
2.
Участник
Всероссийского
научно-практического
(методического) мероприятия.
Тема:
Формирование
экологической
культуры
у
обучающихся,
воспитанников
в
современном
образовательном учреждении».
5.
Участие в профессиональных конкурсах
6.
Публикация в периодических изданиях, сборниках
различного уровня по распространению педагогического
опыта
1.
Социальная сеть работников образования. Тема:
««Создание условий для реализации экологического
воспитания младших дошкольников».
7.
Организация и проведение мероприятий, повышающих
авторитет и имидж образовательного учреждения у
общественности.
1. Тематическое родительское собрание по экологическому
воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… » (форма
проведения «круглый стол»).
2. Оформление выставки «Семейная мастерская» (поделки
из бросового и природного материалов).
Отчёт
I. Подобрала и изучила, следующие нормативные документы и литературу:
1.
Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
2. Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 19.05.2004 N 24 "О
КОНЦЕПЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ"
3. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91
1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных
направлений экологического воспитания.
2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и
творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
3. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. -
М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с
4. Николаева, С.Н. Теория и Жданова, С.А. Формирование экологической направленности личности
детей дошкольного возраста
5.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей
детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с-
Экологические игры:
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. -
2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение
игр по дидактической задаче.
2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в
детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. –
2002. -№ 10. - С.40-49.
4. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. -
2005. - № 6.- С. 16-20
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического
образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.
- № 6. - С. 10-16
4. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей //
Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
5. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46
6. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. -
№ 4. - С.14-20.
7. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа».
II. Создание банка данных
1. Составила картотеку дидактических игр экологической направленности.
2. Составила картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.
III. Проведение мероприятий
1.
Тематическое родительское собрание по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот
мир, посмотри… » (форма проведения «круглый стол»).
2.
Музыкально-экологическое развлечение «Осень к нам пришла, дождь и ветер принесла».
3.
Фольклорное развлечение «Слнышко-ведрышко».
4.Результаты:
4.Результат:
Наша
группа
работает
над
темой
самообразования
«Формирование
экологической
компетентности у детей младшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного
Образовательного Стандарта». Наш девиз «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал бабочку, и она
умерла у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Мы
убедились в том, что умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать
воспитывать как можно раньше. Известно, что истинная красота заложена в природе, и наша задача
состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её занятия и игры способствует
углубленному переживанию детей, расширению и представления о мире. В группе имеется много
наглядного материала, методической литературы, дидактических игр, уголок «Прикоснись к природе
сердцем».
Очень
большое
внимание
уделяем
эстетическому
оформлению
группы.
Создан
удивительный
проект
«Здравствуй
дерево».
Целенаправленно
проводить
работу
по
теме
самообразования мне помогает вот такое зонирование. В группе созданы:
1. Создание экологического уголка: всё для знакомства флора и фауна.
2. Зона коллекций (камешки, семена, кора) .
3. Зона обучения: д/игры, альбомы.
4. Зона библиотеки (книги) .
5. Зона релаксации (аквариум, красивые цветы) .
Изготовлены 4 макета дерева, чтобы легче проводить занятия:
лето – наблюдение за зеленью, птицами, насекомыми;
осень – наблюдение за листопадом;
зима – наблюдение за ветками, инеем, корой;
весна – природа просыпается, наблюдение за разнообразием листьев.
Выбранную тему самообразования считаю важной, нужной, актуальной.
Подводя итог своей работе, я хочу сказать: «На свете есть места красивее, но мне милее моя
Сызранская земля».
5.Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства:
6.Результаты:
7.Результаты: