Напоминание

"Формирование экологической компетентности у детей младшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта"


Автор: Алёшина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань
Наименование материала: Индивидуальная программа самообразования
Тема: "Формирование экологической компетентности у детей младшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования - «Детский сад №1»
Индивидуальная программа самообразования

Воспитателя СП Алёшиной Е.А.

на 2015-2016 уч.г.

Тема: «Формирование экологической компетентности у детей

младшего дошкольного возраста с учетом Федерального

Государственного Образовательного Стандарта»

Цель:
формирование у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Профессиональный рост
Задачи:
1.Систематически повышать свой профессиональный уровень. 2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного и н т е р е с а , гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения. 3. Изготовить картотеку дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста. 4. Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д. 5. Сформировать навыки самостоятельной деятельности детей. 6. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природой средой.
7. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей. 8. Оформить консультацию в родительском уголке «Проблемы формирования экологической культуры ребенка». 9. Повысить уровень нравственно-экологической компетентности родителей. 10. Вовлечь родителей в совместную экологически ориентированную деятельность. 11. Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности. 12. Изучить научную и учебно-методическую литературу.


п/п

Мероприятия

Сроки
1. Подобрать литературу по выбранной теме. август сентябрь 2. Изучение методик и технологий работы педагогов ОУ и в СМИ. в течение года 3. Организовать деятельность по проблеме: Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. Совместные игры на формирование экологической культуры детей. Составить картотеку дидактических игр экологической направленности. Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д. Консультация для педагогов «Представление используемых форм и методов работы с детьми по формированию основ экологической культуры». Экологическая сказка «Чудеса природы». Оформление консультаций в родительском уголке по данной проблеме. Тематическое родительское собрание по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… » (форма в течение года в течении года октябрь ноябрь январь в течении года март
проведения «круглый стол»). Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). Оформление выставки «Семейная мастерская» (поделки из бросового и природного материалов). Музыкально-экологическое развлечение «Осень к нам пришла, дождь и ветер принесла». Фольклорно-экологическое развлечение «Слнышко- ведрышко». в течении года октябрь октябрь апрель 4. Р а с п р о с т р а н е н и е п е д а г о г и ч е с к о г о о п ы т а в профессиональном сообществе через проведение семинаров, конференций и т.п. (выше уровня образовательного учреждения) 1. Окружная зимняя методическая неделя: «Создание условий для реализации экологического воспитания младших дошкольников». (Ресурсный центр г.о. Сызрань) 2. Участник Всероссийского научно-практического (методического) мероприятия. Тема: Формирование экологической культуры у обучающихся, воспитанников в современном образовательном учреждении». 5. Участие в профессиональных конкурсах 6. Публикация в периодических изданиях, сборниках различного уровня по распространению педагогического опыта 1. Социальная сеть работников образования. Тема: ««Создание условий для реализации экологического воспитания младших дошкольников». 7. Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения у общественности. 1. Тематическое родительское собрание по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… » (форма проведения «круглый стол»). 2. Оформление выставки «Семейная мастерская» (поделки из бросового и природного материалов). Отчёт
I. Подобрала и изучила, следующие нормативные документы и литературу:
1. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2. Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 19.05.2004 N 24 "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" 3. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 1. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. 2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. 3. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с 4. Николаева, С.Н. Теория и Жданова, С.А. Формирование экологической направленности личности детей дошкольного возраста 5.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с-
Экологические игры:
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче. 2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. 3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49. 4. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20 2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27. 3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16 4. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57. 5. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46 6. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20. 7. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа».
II. Создание банка данных
1. Составила картотеку дидактических игр экологической направленности. 2. Составила картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.
III. Проведение мероприятий
1. Тематическое родительское собрание по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот
мир, посмотри… » (форма проведения «круглый стол»). 2. Музыкально-экологическое развлечение «Осень к нам пришла, дождь и ветер принесла». 3. Фольклорное развлечение «Слнышко-ведрышко». 4.Результаты: 4.Результат: Наша группа работает над темой самообразования «Формирование экологической компетентности у детей младшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта». Наш девиз «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем». Мы убедились в том, что умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно, что истинная красота заложена в природе, и наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её занятия и игры способствует углубленному переживанию детей, расширению и представления о мире. В группе имеется много наглядного материала, методической литературы, дидактических игр, уголок «Прикоснись к природе сердцем». Очень большое внимание уделяем эстетическому оформлению группы. Создан удивительный проект «Здравствуй дерево». Целенаправленно проводить работу по теме самообразования мне помогает вот такое зонирование. В группе созданы: 1. Создание экологического уголка: всё для знакомства флора и фауна. 2. Зона коллекций (камешки, семена, кора) . 3. Зона обучения: д/игры, альбомы. 4. Зона библиотеки (книги) . 5. Зона релаксации (аквариум, красивые цветы) . Изготовлены 4 макета дерева, чтобы легче проводить занятия: лето – наблюдение за зеленью, птицами, насекомыми; осень – наблюдение за листопадом; зима – наблюдение за ветками, инеем, корой; весна – природа просыпается, наблюдение за разнообразием листьев. Выбранную тему самообразования считаю важной, нужной, актуальной. Подводя итог своей работе, я хочу сказать: «На свете есть места красивее, но мне милее моя Сызранская земля». 5.Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства: 6.Результаты: 7.Результаты:


В раздел образования