"План-конспект НОД детей подготовительной к школе группы по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Автор: Хазова Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5 Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань Наименование материала: конспект Тема: "План-конспект НОД детей подготовительной к школе группы по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее образовательные
программы - «Детский сад №1»
Тема:
«План-конспект НОД детей подготовительной к школе группы
по речевому развитию
«Составление описательного рассказа по репродукции
картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Выполнила:
Хазова Елена Геннадьевна,
воспитатель, СП «Детский сад №1»
ГБОУ СОШ №5
г. о. Сызрань
Самара, 2016
Образовательная область «Речевое развитие»
1.
Формировать
умение
детей
составлять
описательный
рассказ
по
пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию
рассказа,
использовать
в
речи
разные
синтаксические
конструкции,
образные слова и выражения.
2.
Совершенствовать монологическую речь детей.
3.
Учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями.
4.
Упражнять детей в подборе прилагательных.
5.
Закреплять умение детей употреблять в речи слова «около, между,
вдалеке».
6.
Развивать умение детей рассказывать связно, плавно, эмоционально.
7.
Активизировать словарь детей: сказочная, листопад,
светлый, теплый,
порывистый,
прохладный,
ненастный,
хмурый,
непогожий,
лиловый,
золотой.
8.
Обогащать словарь детей: «очей очарованье», багряный.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.
Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по
предложенному
плану,
правильно
оценивать
результаты
своей
деятельности.
2.
Формировать умение слушать товарища, не перебивать.
3.
Развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе
настроение, заключенное в пейзаже.
4.
Развивать способность детей понимать и ценить красоту родной природы,
через произведения русских поэтов.
5.
Совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
проявлению активности.
6.
Узнавать
образы
осенней
сказки
в
звуках
музыки,
стихах,
картине
художника.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.
О
бобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
2.
Закрепить названия осенних месяцев.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1.
Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной
творческой
деятельности,
удовлетворение
потребности
детей
в
самовыражении.
2.
Совершенствовать умение детей в рисовании.
3.
Развивать
у
детей
способность
эмоционально
слушать
и
воспринимать
музыку.
Методы и приемы:
Практические:
с о с т а в л е н и е
о п и с ат е л ь н о го
р а с с к а з а ;
с о з д а н и е
художественного продукта; динамическая пауза.
Наглядные: ЭМП с осенними пейзажами.
Словесные: рассказ воспитателя; беседа; объяснение; вопросы к детям; чтение
художественной литературы.
Игровые: дидактические игры.
Оборудование: экран, проектор.
Материал: алгоритм осень; вертушки; репродукция картины И.И. Левитана
«Золота осень»; портрет хужожника; бумага, листья, гуашь, кисточки, салфетки,
стаканчики непроливайки.
Предварительная работа:
Рассматривание
на
территории
образовательного
учреждения
осенних
листьев, составление красивых букетов из листьев, наблюдение на прогулке
за явлением природы листопад, обратить внимание детей на то, что листья
разные по цвету (красные, желтые, зеленые, коричневые).
Наблюдение
за
осенним
небом; подбор слов, характеризующих небо —
синее, безоблачное, светлое и наоборот, в зависимости от погоды.
Чтение
художественной
литературы:
рассказ
об
осени
М.М.
Пришвина
«Листопад»; чтение
из
книги
«Четыре
времени
года»
( с о с т.
С.А.Веретенникова,
А.А.Лыков):
Н.Павлова
«Осенью»,
И
Бунин
«Листопад»,
В.Бианки
«Готовятся
к
зиме»,
«Прячутся»,
«Белкина
сушильня», Е. Благинина «Если встанешь на заре»; К.Д. Ушинский «История
одной яблоньки».
Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и
людей осенью.
Рассматривание пейзажных картин об осени в творчестве разных
художников: И.И. Левитан «Золотая осень», Ю.И.Жуковский «Синяя вода.
Золотая осень», И.И.Шишкин «Парк в Павловске», В.Д.Поленов «Ранний
снег».
Рассказывание детям о художнике И.И Левитане.
Аппликация из сухих листьев.
Аппликация «Осеннее дерево» (мозаика из бумаги)
Формы организации совместной деятельности
Виды детской
деятельности
Формы и методы организации совместной
деятельности
Коммуникативная
деятельность
1. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Цель: развивать умение детей поддерживать беседу; учить
внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями.
2. Составление описательных рассказов
Цель: формировать умение детей составлять описательный
рассказ по пейзажной картине из пяти – шести
предложений, соблюдая композицию рассказа,
использовать в речи разные синтаксические конструкции,
образные слова и выражения.
Познавательно-
исследовательская
деятельность
1. «Уточни признаки» (алгоритм «Осень»)
Цель:
о
бобщить и закрепить знания детей о характерных
признаках осени;
закрепить названия осенних месяцев.
Двигательная
деятельность
1. Дыхательная гимнастика: «Ветерок»
Цель: формировать умение детей укреплять дыхательные
мышцы.
2.Динамическая пауза: «Ветер по лесу летал…»
Цель: обеспечить детям кратковременный активный
отдых; снять усталость, напряжение.
Игровая
деятельность
1. Дид./игра: «Прогноз погоды»
Цель: упражнять детей в подборе прилагательных.
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
1.Чтение
стихотворение
А.С.
Пушкина
«Унылая
пора!
Очей очарованье!
2. Чтение стихотворения И.А. Бунина «Лес, точно терем
расписной…»
Цель: развивать способность детей понимать и ценить
красоту родной природы, через произведения русских
поэтов.
Изобразительная
деятельность
1. Рисование «Осенний лес»
Цель: совершенствовать умение детей в рисовании;
развивать детское художественное творчество, интерес к
самостоятельной творческой деятельности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении
Музыкальная
деятельность
1. Слушание музыкального произведения П.И.
Чайковского из цикла «Времена года. Осень».
Цель: развивать у детей способность эмоционально
слушать и воспринимать музыку.
Логика образовательной деятельности
№
п/п
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1
Организационный момент.
Звучит музыка П.И. Чайковского
из цикла «Времена года. Осень».
Воспитатель приглашает детей
присесть на свои места), на
экране презентация «Осенние
пейзажи».
Дети проходят к
своим местам и
садятся на
стульчике.
На экране проекция
«Осенний лес».
Формируют навыки
учебной
деятельности
2
Воспитатель: (читает
стихотворение А.С. Пушкина
под негромкую музыку)
«Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя прощальная
краса.
Люблю я пышное природы
увяданье,
В багрец и золото одетые леса..»
- Ребята, о каком времени года
это стихотворение?
Расскажите мне каким стало
ваше настроение, когда вы
Дети слушают
воспитателя.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Развивают
способность
понимать и ценить
красоту родной
природы, через
произведения
русских поэтов.
услышали эти стихотворные
строчки, эту негромкую музыку
и увидели осенние пейзажи?
Почему это стихотворение
вызывает такие чувства?
Осень у каждого человека своя
со своими красками и
своим настроением. Для
кого-то осень — радостная
художница с
разноцветными красками,
для других — унылая,
плачущая и тоскливая
погода, для третьих осень —
это веселые игры с
шуршащими листьями и
грибная пора, а для
четвертых — сбор урожая.
И всё это осень ! Это
удивительная пора,
недаром она является
излюбленным временем
года поэтов и художников.
И.А. Бунин красоту
осеннией природы
описывает так:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою
поляной.
Какой лес осенью?
(задумчивый, сказочный,
унылый, тихий,
задумчивый, грустный,
словно терем расписной,
золотой, багряный,
лиловый, опустевший).
3
Воспитатель:
Ребята, вспомните и назовите
осенние месяцы.
«Уточни признаки» (алгоритм
«Осень»)
Посмотрите на алгоритм и
расскажите, что характерно для
каждого осеннего месяца? Чем
отличается осень от лета?
Молодцы!
Сегодня мы с вами продолжим
разговор о самом красивом,
времени года осени. Вы
расскажете мне все, что знаете
об этом времени года. Мы
рассмотрим с вами картину И.И.
Левитана «Золотая сень» и
будем составлять по ней
рассказы.
Дети слушают
воспитателя.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
О
бобщают и
закрепляют знания о
характерных
признаках осени;
закрепляют
названия осенних
месяцев.
Формируют навыки
учебной
деятельности:
действовать по
предложенному
плану, правильно
оценивать
результаты своей
деятельности.
4
Дыхательная гимнастика
«Ветерок»
Воспитатель :
Ребята! Осенью часто дует
ветер, то сильный, то слабый.
Давайте мы с вами превратимся
в ветер и будем дуть. Возьмите
вертушки. Напоминаю, что
набираем носом воздух, а
выдыхаем через рот. Сначала
будем дуть как слабый ветер, а
теперь как сильный и снова
слабый.
Дети дуют на
вертушки, то
сильнее, то слабее.
Формируют умение
укреплять
дыхательные
мышцы
5
Дидактическое
упражнение
«Прогноз погоды».
Воспитатель: Ребята!
Если на улице ветер, то погода
какая? (ветреная).
Если идет дождь, то погода
какая? (дождливая)
Если на улице пасмурно, то
погода какая? (пасмурная)
Если на улице сыро, то погода
какая? (сырая)
Если на улице ненастье, то
погода какая? (ненастная)
Если на улице светит солнце, то
Отвечают на
вопросы
Закрепляют умение
в подборе
прилагательных
погода какая? (солнечная)
6
Физминутка.
«Ветер
по
лесу
летал…»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку……
Повторяют
движения по тексту.
Снимают усталость,
напряжение
7
Беседа по картине И.И.
Левитана «Золотая осень»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно
на картину И.И.
Левитана………
- на, луг, речку, золотые
листочки берез, пожелтевшую,
почти высохшую траву,
одинокий увядающий цветок,
склонившийся прямо к воде и на
яркое солнечное небо.
Вопросы:
1.Какое время года изображено
художником на картине?
2.Почему вы думаете, что это
осень?
3.Посмотрите внимательно и
скажите, как выглядят берёзки?
Что вы можете о них сказать?
(Добиться ответов, что березы
сменили свой летний наряд на
осенний. Они желтые,
золотистые. Точно так же
обращаем внимание на небо и
воду в реке.
4.Какого цвета кустарник около
берега реки?
5.Что вы видите между
березками?
6.Чем отличаются березы с
правой стороны реки?
Воспитатель для полноты
добавляет: Вдали между берез,
Слушают
воспитателя.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Развивают умение
поддерживать
беседу; учатся
внятно и отчетливо
произносить слова и
словосочетания с
естественными
интонациями.
Развивают умение
рассказывать связно,
плавно,
эмоционально.
Активизируется и
обогащается
словарь
Формируют умение
слева, виднеются красные
листья кустов. Речка делает
поворот налево, а вдалеке за
речкой виднеется еще зеленое
поле.
7. Подумайте и скажите, с каким
настроением художник рисовал
эту картину.
- Ребята, предлагаю придумать
по этой картине рассказ
Примерные описательные
рассказы детей.
Молодцы, мне очень
понравились ваши рассказы.
составлять
описательный
рассказ по
пейзажной картине
из пяти – шести
предложений,
соблюдая
композицию
рассказа,
использовать в речи
разные
синтаксические
конструкции,
образные слова и
выражения.
8
Ребята, Исаак Левитан рисовал
свои картины маслом,
акварелью, а мы с вами будем
рисовать наш осенний лес
гуашью, используя листья,
которые собрали на участке.
Практическая часть.
1. Чтобы сделать отпечаток
листа, используем гуашь
разного цвета, (желтую,
красную, зеленую и т.д.).
Наносить краску надо на
сторону с прожилками при
помощи кисточки, кисточку
лучше взять более широкую.
Затем приложить листик к
бумаге окрашенной стороной и
слегка придавить ладошкой.
Получился отпечаток — крона
дерева. Можно повторно
использовать уже окрашенный
листок, нанеся на него другой
цвет, тогда при смешивании
разных красок получится очень
красиво — по-осеннему.
2. Затем взять листочек за
черенок и осторожно снять его с
поверхности бумажного листа.
3. Дети могут дорисовать свои
Слушают
объяснения
воспитателя
Занимаются
художественным
творчеством
Совершенствуют
умение в рисовании
композиции.
Воспитатель: у нас с вами
получился сказочный лес с
красивыми деревьями. По
такому лесу хочется гулять и
наслаждаться теплыми
осенними деньками.
9
Рефлекси я:
Ребята! Давайте вспомним, чем
мы сегодня занимались на
занятии, и что вам больше всего
понравилось или запомнилось?
Вспоминают
прошедшее занятие
Отвечают на
вопросы
воспитателя
Закрепляют
полученные знания