Автор: Нестеренко Екатерина Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №2" Населённый пункт: г. Снежинск Челябинской области Наименование материала: статья Тема: "Развитие графических навыков у детей 5-6 лет" Раздел: дошкольное образование
ГРАФИКА (от греч. «графо») – «черчу», «пишу», «рисую».
ГРАФИЧЕСКИЕ
УМЕНИЯ
–
это
навыки
и
з н а н и я ,
позволяющие выполнять графическую деятельность.
ГРАФИЧЕСКИЕ
НАВЫКИ
–
это
положения
и
движения
ведущей руки (рисующей и пишущей), позволяющие изображать
знаки и их соединения.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИВАТЬ
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ У РЕБЁНКА?
Сформированные
и
хорошо
развитые
графические
навыки
позволяют ребёнку:
без особых усилий удерживать пишущий инструмент (карандаш);
без
напряжения
выполнять
графические
движения,
то
есть
рисовать
кол е б ат е л ь н ы м и ,
в р а щ ат е л ь н ы м и ,
п л а в н ы м и ,
от р ы в н ы м и
и
ритмизированными
движениями
различные
графические
элементы
(изображения, линии).
Выполнение
различных
графических
упражнений
способствует
развитию у ребёнка:
- зрительного восприятия;
- мелкой моторики пальцев ведущей руки;
- координации движений ведущей руки;
- произвольности.
Всё это необходимо для успешного овладения ребёнком в дальнейшем
навыком письма и поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Поэтому работа над развитием графических навыков должна начаться до
поступления в школу.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УЧИТЬ РЕБЁНКА
РАБОТАТЬ В ТЕТРАДИ?
При
выполнении
графических
упражнений
в
тетради
у
ребёнка
происходит:
знакомство с тетрадным листом в крупную клетку (поля тетради; верхняя,
нижняя, правая и левая стороны и середина тетрадного листа);
обучение ориентировке на тетрадном листе по клеточкам (нахождение
сторон, углов и середины клетки);
формирование графических умений (умения обводить клетку, проводить
прямые и диагональные линии, размещать внутри клетки точку или фигуру).
УПРАЖНЕНИЯ В ТЕТРАДИ ПО РАЗВИТИЮ
ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У РЕБЁНКА
РИСОВАНИЕ УЗОРОВ
Инструкция: «Продолжай рисовать узор до конца строки».
Это могут быть узоры с повторяющимися и чередующимися элементами.
В
работе
с
детьми
5-6
лет
не
рекомендуется
использовать
узоры,
состоящие из:
- сложных диагональных линий;
- прямых и диагональных линий, не соединяющих углы клеток;
- волнистых линий;
а также сложные узоры.
СРИСОВЫВАНИЕ (КОПИРОВАНИЕ) КАРТИНОК
Инструкция: «Скопируй картинку».
Сначала
картинки
должны
состоять
из
прямых
горизонтальных
и
вертикальных линий. Постепенно упражнение можно усложнять, добавляя
или заменяя некоторые прямые линии диагональными.
В
работе
с
детьми
5-6
лет
не
рекомендуется
использовать
картинки,
содержащие:
- прямые и диагональные линии, не соединяющие углы клеток;
- а также элементы или мелкие детали (фигуры, точки, дуги), находящиеся
не в центре клетки.
РИСОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ
Инструкция: «Двигайся от точки в направлении, которое указывают
стрелки».
В графических диктантах цифра указывает количество клеток, а стрелка –
направление (например, одна клетка вправо, одна клетка вверх). Начинать
рисовать нужно от точки. Для упрощения задачи можно предлагать ребёнку
зачеркивать пройденные «шаги».
1→
1 ↑
1→
1 ↑
1→
1 ↓
1→
1 ↓
1→
1 ↓
Обучая ребёнка рисованию графических диктантов, не следует задавать
шаги длиной более одной клетки. Длинные линии следует изображать так:
1 ↑
1→
1→
1→
1 ↓
Усложнять
задание
можно,
изображая
длинные
линии
следующим
образом:
1 ↑
3→
1 ↓
Результатом
графических
диктантов
могут
быть
как
узоры,
так
и
схематическое изображение окружающих ребёнка предметов.
Можно предлагать ребёнку выполнить обратное действие: рассмотреть
узор или изображение предмета и записать графический диктант с помощью
цифр и стрелок.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПОДБОРУ И ВЫПОЛНЕНИЮ С РЕБЁНКОМ
ГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕТРАДИ
Выполнять графические упражнения необходимо в тетради в крупную
клетку.
В качестве пишущего инструмента лучше всего использовать простой
карандаш.
Прямые
и
диагональные
линии
в
узорах
и
картинках
должны
быть
правильными, то есть соединять углы клеток.
Необходимо
учитывать
умение
ребёнка
вести
порядковый
счёт
(если
ребёнок умеет считать от 1 до 5, то и длина линий в узорах и картинках не
должна превышать 5 клеток).
Процесс
овладения
детьми
графическими
навыками
требует
многократных, постоянно усложняющихся упражнений.
ПОЛЕЗНО И ИНТЕРЕСНО!
Не
забывайте
делать
выполнение
графических
упражнений
интересным для ребёнка:
рисуйте узоры и изображения предметов самостоятельно или вместе с
ребёнком;
придумывайте
интересные
названия
(например,
узор
может
быть
красивым забором или прочными стенами крепости);
учитывайте интересы ребёнка во время выполнения упражнений (узнайте,
что бы он хотел нарисовать в данный момент).