Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник, технологий и художественного материала.
Автор: Шафикова Ирина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ - детский сад № 21 "Ягодка" Населённый пункт: поселок Белоярский, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник, технологий и художественного материала. Раздел: дошкольное образование
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами
нетрадиционных техник, технологий и художественного материала.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и
ребенка.
Необходимо
расширять
опыт
ребенка,
для
того
чтобы
создать
достаточно
прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит,
тем
больше
он
понимает
и
усваивает.
Большой
потенциал
для
раскрытия
детского
творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием,
аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые
знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал
красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал
оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Новизна в моём опыте - развитие творчества у дошкольников в изодеятельности,
сочетая разнообразные технологии, техники и художественный материал в одном рисунке.
В своей
педагогической деятельности я эффективно использую нетрадиционные
технологии.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка
играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды
учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на
развитие
творчества
каждого
ребёнка
в
соответствии
с
его
индивидуальными
возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в
том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому
ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой,
ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать
результата в своей работе.
В своей работе внедрила использование прозрачных мольбертов , что дало новый
толчок
для
развития
творческих
способностей
у
детей.
Прозрачный
мольберт
используется
на
индивидуальных
и
подгрупповых
занятиях.
В
процессе
совместной
работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества.
Я
использую прозрачный мольберт на развитие мелкой моторики, координаций движений,
воображение, формирование у детей навыков творческой деятельности.
Помимо рисования кистью, на прозрачном мольберте дети знакомятся с различными
техниками изобразительного искусства:
Рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые
рисунки, метод монотопии, рисование предметами окружающего пространства, точечный
рисунок, творим вместе, рисунок плюс (использование элементов аппликации, лепки),
рисуем с натуры.
Детям важно дать понять: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути,
есть только свой собственный путь".
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на
занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при
помощи
дополнительных
стимулов.
Такими
стимулами
могут
быть: игра ,
которая
является основным видом деятельности детей.
Для достижения поставленных целей, в своей практической деятельности широко
использую инновационные технологии , реализующие принцип активного вовлечения
ребенка в различные виды деятельности:
1.Технология ИКТ – интерактивная технология. Современный образовательный
процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые
предоставляют
уникальные
возможности
для
реализации
творческих
инициатив
воспитателя и воспитанника.
2.
Здоровьесберегающие
технологии.
Физминутки,
упражнения
на
релаксацию,
постановка проблемы после просмотра видео.
3.Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.
Мнемотехника - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций
при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти
различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления,
внимания, воображения.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в
творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем
совершенствовать их потенциальные возможности.