Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Автор: Лаханова Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка" города Асино Томской области Населённый пункт: город Асино Томская область Наименование материала: статья Тема: Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного
возраста.
Игра ребёнка с песком известна с давних времён и представляет собой один
из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование
методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп,
является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно
поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие
и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории,
в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный
опыт,
познаются
законы
окружающего
мира.
Взаимодействие
с
песком
стабилизирует
эмоциональное
состояние
ребёнка,
улучшает
самочувствие
взрослых и детей.
Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия,
принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1.
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между
воспитателем
и
ребенком.
Для
ребёнка
роль
педагога
становится
понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие
к миру.
2.
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня
психического
напряжения,
как
ребёнка,
так
и
педагога,
тоже
испытывающего
в
этот
период
нервные
перегрузки.
Это
ведёт
к
сокращению
сроков
психофизической
адаптации,
укреплению
адаптивных возможностей.
3.
В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребёнок более
осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в
группе.
4.
В
песочных
играх
с
миниатюрными
фигурками
ребёнок
с
помощью
взрослого
проигрывает
психотравмирующую
ситуацию
расставания
с
родителями,
встречу
с
неизвестным,
осваивает
позитивные
способы
поведения.
5.
Педагог
становится
для
ребёнка
проводником
в
освоении
умений,
навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры
с
песком
используются
педагогами
младших
групп
в
качестве
групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-
2 раза в неделю по 20-25 мин. и в качестве индивидуальных занятий по
усмотрению педагога.
Чтобы
вместе
с
детьми
отправиться
в
увлекательное
путешествие
в
волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо
стационарная
песочница
на
игровой
площадке,
либо
специально
организованная «мини-песочница» в групповой комнате.
Оборудование «мини-песочницы»:
1.
Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта
которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а
борта
—
небо).
Для
индивидуальных
занятий
можно
использовать
несколько
пластиковых
прямоугольных
тазов.
Желательно,
чтобы
у
песочниц были съемные крышки.
2.
Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3.
Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные
пластиковые
формочки
разной
величины
и
формы;
миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый
материал:
камешки,
ракушки,
веточки,
палочки,
большие
пуговицы,
одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок,
желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки,
здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые,
различные
геометрические
фигуры,
природный
материал
-
камешки,
веточки, шишки, орехи, жёлуди, каштаны, - словом, все, что может быть
использовано в песочных играх.
Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.
При каждой организации игр с песком необходимо:
проверить
прочность
песочного
ящика,
любые
мелкие
неисправности
должны быть немедленно устранены;
перекопать
песок,
полить
его
горячей
водой,
немедленно
убрать
с
поверхности песка мусор, инородные предметы;
обеспечить
содержание
песка
в
условиях,
исключающих
запыление
воздушной среды;
проверить на прочность игрушки.
При организации игр с песком запрещается:
использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;
использовать
булавки,
иголки,
гвозди,
другие
колющие,
режущие
предметы;
сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);
играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;
насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;
ходить в обуви, наполненной песком;
закапывать в песок тело ребёнка;
лежать на песке вниз лицом;
жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;
нюхать песок;
переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам.
Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их
отношениями, не оставлять ребенка без присмотра.
Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!
Во время проведения игр с песком применяются такие формы работы с
детьми, как:
1.
Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для
мышки». Освоив простую постройку, даём усложнение с использованием
бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2.
Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я
буду искать», «Необыкновенные следы».
3.
Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаём мир».
4.
Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой
сказку и сопровождаем рассказом.
5.
Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечём пирожки».
6.
Читаем
на
песке
–
предварительно
лепим
формочки
животных
или
предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например,
из цикла А. Барто «Игрушки».
7.
Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем
в ладошку или насыпаем в кулёчек с отрезанным уголком и рисуем по
готовому контуру картинку.
8.
Конструирование
–
используем
метод
«наплыва»
(полужидкий
песок
выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
9.
Все
игры
и
упражнения
необходимо
объединить
общим
сказочно-
игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в
Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».
В
результате
использования
в
работе
игр
с
песком
наблюдаются
положительные изменения у детей:
значительно повышается общий эмоциональный фон;
снижается уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается
познавательная
и
игровая
активность,
уровень
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
усиливается самостоятельность ребёнка;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более
гармонично
и
интенсивно
развиваются
все
познавательные
функции (восприятие, внимание, память и мышление), а также речь и
моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями,
кроме некоторых соматических. У ребёнка не должно быть аллергии на пыль от
сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Итак, игра с песком, особенно для детей младшего дошкольного возраста,
является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Литература:
1.
Барсукова
О.В.
Значение
игр
с
песком
и
другими
природными
материалами для развития детей раннего возраста. / О.В. Барсукова //
Молодой учёный. - 2012. - №5. - с. 375 – 377.
2.
Зинкевич
–
Евстигнеева
Т.Д.,
Грабенко
Т.М.
Практикум
по
песочной
терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 224с.
3.
Стебенёва Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного
возраста. / Н.Стебенёва // Школьный психолог. – 2001. – №11.