Напоминание

Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста


Автор: Лаханова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка" города Асино Томской области
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного

возраста.
Игра ребёнка с песком известна с давних времён и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Через игру в песок у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие
задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребёнка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. 2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребёнка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей. 3. В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребёнок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. 4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребёнок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. 5. Педагог становится для ребёнка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1- 2 раза в неделю по 20-25 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «мини-песочница» в групповой комнате.
Оборудование «мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а
борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. 3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, жёлуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.
При каждой организации игр с песком необходимо:  проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены;  перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы;  обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;  проверить на прочность игрушки. При организации игр с песком запрещается:  использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;  использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы;  сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);  играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;  насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;  ходить в обуви, наполненной песком;  закапывать в песок тело ребёнка;  лежать на песке вниз лицом;  жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;  нюхать песок;  переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам. Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями, не оставлять ребенка без присмотра.
Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!
Во время проведения игр с песком применяются такие формы работы с детьми, как: 1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даём усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы». 3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаём мир». 4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. 5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечём пирожки». 6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки». 7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулёчек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку. 8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»). 9. Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно- игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки». В результате использования в работе игр с песком наблюдаются положительные изменения у детей:  значительно повышается общий эмоциональный фон;  снижается уровень тревожности;  быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;  повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  усиливается самостоятельность ребёнка;  развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;  более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а также речь и моторика. Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребёнка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Итак, игра с песком, особенно для детей младшего дошкольного возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Литература:
1. Барсукова О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста. / О.В. Барсукова // Молодой учёный. - 2012. - №5. - с. 375 – 377. 2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 224с. 3. Стебенёва Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста. / Н.Стебенёва // Школьный психолог. – 2001. – №11.


В раздел образования