Автор: Редькина Елена Александровна Должность: студентка Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы Населённый пункт: г. Уфа Наименование материала: статья Тема: Совершенствование образовательного процесса в РФ Раздел: высшее образование
Совершенствование образовательного процесса в РФ
Редькина Елена Александровна
БГПУ им.М.Акмуллы г. Уфа
Преобразование
общеобразовательной
программы
и
различные
нововведения
нацеливают
на
применение
всех
возможных
ресурсов
для
улучшения
эффективности
учебно-воспитательного
процесса.
На
данный
момент вовсе не все педагогические ресурсы применяются в сфере развития и
воспитания детей. К таким не часто применяемым средствам воспитания и
обучения можно, отнести и деловую игру.
В
процессе
игры
у
ученика
происходит
процесс
самореализации,
улучшаются
коммуникативные
навыки,
повышается
интерес
к
предмету.
Современные
дети
стали
намного
меньше
уделять
внимание
игре
со
сверстниками, они больше предпочитают уединиться с компьютером, все это
не остается без последствий. Участвуя в процессе деловой игры ученик, раз за
разом закрепляет соответствующие знания, прорабатывает их, ищет наиболее
правильные
решения
для
выхода
из
данной
ситуации,
приобретает
опыт,
который пригодится ему в дальнейшей деятельности.
Улучшение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения
новых прогрессивных форм и методов обучения – важная задача, стоящая перед
педагогами.
Деловые
игры
считаются
одним
из
эффективных
методов
подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение
среди других форм обучения.
Не так давно, этот метод проник и в преподавание различных школьных
дисциплин, в том числе и обществознания, но еще не укоренился. Это связано с
тем, что изначально деловые игры были созданы для подготовки руководящих
работников.
Тем
самым,
есть
надобность
в
улучшении
методики
преподавания
предмета
обществознания
в
направлении
большего
применения
активных
методов обучения. В то же время в арсенале этих методов не часто встречается
такой
метод
как
деловые
игры.
Поэтому
проблема
разработки
методики
обучения обществознанию, основанной на использовании деловых игр, является
весьма значимой и актуальной.
Деловая
игра
при
правильном
применении может стать мощным
инструментом в руках педагога. На основании всего вышесказанного можно
сказать, что для того чтобы деловая игра была эффективным средством
развития
и
воспитания
ребенка,
при
организации
и
проведении
игр
необходимо выполнение следующих условий:
1.Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры
должны быть обязательно:
а)
эмоциональные
(чтобы
привлекали
ребенка,
доставляли
ему
удовольствие, радость);
б)
познавательные,
обучающие
(ребенок
должен
учиться
чему-то
новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
в) игры должны быть социально ориентированные.
2.Основная
цель педагога – последовательно
руководить
процессом
формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в
целом, т.к. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей
степени влияет на психическое развитие ребенка.
В этом заключается ее педагогическая ценность.
Необходимо,
чтобы
игра
не
потеряла
своей ценности, свободы и
непринужденности.
3.Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При
соблюдении
этих
условий
игра
будет
служить
развитию
и
воспитанию ребенка.
Также
на
основании
выше
изложенного
можно
сделать
выводы,
что
деловые
игры
служат
развитию
и
формированию
личности,
вырабатывают
инициативу и самостоятельность в принятии решений.
Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому
они
являются
не
только
эффективным
средством
усвоения
знаний
и
формирование умений, но
и способом подготовки
к
профессиональному
общению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абрамова Г.С. Деловые игры. Теория и организация.- М.: Прогресс, 2011.
– 458 с.
2.
Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая
игра. – М: Академия, 2012. – 440 с.
3.
Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации деловых игр. –
М.: Проспект, 2013. – 776 с.
4.
Бабкин
В.Ф.,
Баркалов
С.А.,
Щепкин
А.В.
Деловые
игры
на
уроках
обществознания. – М.: Гардарики, 2012. – 385 с.
5.
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – М.: РГСУ, 2013. – 492 с.