Технологическая карта урока по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"
Автор: Несмачная Татьяна Ильинична Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта урока по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений с
прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2013.
Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне
с л о в а .
Тип урока: Урок рефлексии
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):
научиться правильно писать слова с непроверяемыми согласными в корне
слова,
работать
с
орфографическим
словарём;
формировать
устойчивую
мотивацию к обучению, познавательный интерес к предмету, творческие
способности учащихся; прививать навыки культуры здорового питания.
№
п/
п
Этапы
занятия
Деятельность
учителя
Деятель-
ность
уча-
щихся
Применение ЭОР
Универса-
льные
учебные
действия:
личност-
ные,
познавате-
льные,
коммуни-
кативные,
регулятив-
ные
1.
Мобили
зационн
ый
момент
Приветствие.
Здравствуйте,
ребята!
Поприветствуйте
друг друга.
Снова
осень
к
нам
пр ишла ,
д а р ы
с
грядок принесла.
1.
Ребята,
давайте
отгадаем
загадки
и
запишем
отгадки
в
тетрадях и на доске,
выделяя графически
о р ф о г р а м м ы
в
словах.
2.Загадки:
1)Всех
крупнее
и
краснее
Он
в
салате
всех
вкуснее.
И
ребята
с
давних
пор
Очень любят ….
2)Он совсем-совсем
Ребята
приветст-
вуют
учителя
и
друг друга.
Отгадыва
ют
загад-
ки,
запи-
сывают
слова-
отгадки
п о мидор
Презентация. На экране
слайды с изображением
слов-отгадок.
помидор
Л .-самооп-
ределение.
К .-плани-
рованиеуч
ебногосотр
уд-
ничества с
учителем и
сверстника
-ми.
зелёный
И
о в а л ь н ы й ,
удлинённый,
Помидора
верный
брат,
Тоже
просится
в
салат.
Догадался?
Молодец!
Ну, конечно, …
3)Неказиста,
шишковата,
А
придёт
на
стол
она,
С к а ж у т
в е с е л о
ребята:
«Так
рассыпчата,
вкусна!»
Д о г а д а й с я ,
в о т
она…
4)Расселась
барыня
на грядке,
Одета
в
шумные
шелка.
Мы для неё готовим
кадки
И
крупной
с ол и
полмешка.
о гурец
к а ртошка
к а пуста
огурец
картошка
капуста
5 ) З а
к у д р я в ы й
хохолок
Л и с у
и з
н о р к и
поволок.
На
ощупь
–
очень
гладкая…
А это что?
6)Раскололся
тесный домик
На две половинки,
И
п о с ы п а л и с ь
оттуда
Б у с и н к и
–
дробинки.
Что это такое?
7)Витаминами
богат,
Называюсь я …
м о рковь
г о рох
с а лат
морковь
Горох
салат
2.
Целепо-
лагание
П о с м о т р и т е
н а
экран.
-Какие орфограммы
в ы д е л е н ы
в
записанных
словах-
отгадках?
- Ребята, что же мы
б у д е м
и з у ч а т ь
Непроверя
емые безу-
дарные
гласные
в
корне
слова
Правописа
-
Слайд
П о мидор, о гурец,
к а ртошка, к а пуста,
м о рковь, г о рох, с а лат
Р .-
целепола-
гание.
К .-
постано-
вкавопро-
сов.
П .:общеу-
чебные-
сегодня
на
уроке?
Сформулируйте
тему.
З а п и ш и т е
т е м у
урока.
-Ре бя т а ,
ка к
в ы
думаете,
чем
мы
будем заниматься на
уроке?
Что
бы
вы
х о т е л и
у з н а т ь
сегодня?
-А
ещё,
р е б я т а ,
повторяя
написание
слов
с
н е п р о в е -
ряемой
гласной
в
ниенепров
е-
ряемыхбез
удар-ных
глас-ных в
корне
слова.
Записыва-
юттему
урока.
Формулир
у-ют
цели
урока.
Слайд
Тема :
П р а в о п и с а н и е
непроверяемых
безударных
гласных
в
корне слова.
Цели :
научиться
правильно
писать
с л о в а
с
непроверяемыми
согласными в корне
слова,
работать
с
орфографическим
словарём;
формировать
устойчивую
м о т и в а ц и ю
к
обучению,
познавательный
и н т е р е с
к
предмету,
творческие
способности
учащихся.
самостоя-
тельное
формули-
рованиепо
знавате-
льной
цели;
логические
–
форму-
лирование
проблемы.
корне
слова,
мы
будем
говорить
о
культуре
здорового
питания, и поможет
н а м
в
э т о м
заведующая
школьной
столовой
Е л е н а
П е т р о в н а
Дмитриева.
- У з н а т ь
о
правильном питании
в ы
м о ж е т е
и з
литературы,
размещённой
н а
Слайд
Н а р од н а я
м уд р о с т ь
гласит:
«Какова
еда
и
питьё – таково и житьё».
П и щ а
–
о с н о в н о й
и с т о ч н и к
ж и з н и ,
и с т о ч н и к
э н е р г и и .
П и т а н и е
с ч и т а е т с я
полноценным
т о гд а ,
когда в нём содержатся
в с е
п и т а т е л ь н ы е
веще ства
в
н уж н ом
количестве. Особенно их
м н о г о
в
о в о щ а х
и
фруктах.
Слайд
1.М.Безруких,
А.Макеева, Т.Филиппова
«Разговор
о
здоровье
и
правильном
питании».-
М.:ОЛМА Медиа Групп,
2014
выставке.
2 .
М . Б е з р у к и х ,
А.Макеева, Т.Филиппова
«Две
недели
в
лагере
зхдоровья».-М.:
ОЛМА
Медиа Групп, 2014
3 .
. М . Б е з р у к и х ,
А.Макеева, Т.Филиппова
«Формула
правильного
питания»-
М.:ОЛМА
Медиа Групп, 2014
3.
Актуали
-зация-
знаний
и фикса-
циязатру
дне-ний
в
д е я -
тель-
ности
Хозяйка однажды с
базара пришла.
Хозяйка
с
базара
домой принесла:
Картошку,
капусту,
морковку, горох
И
с в ё к л у
с
петрушкой...
Овощи
поспорили,
кто из них полезнее.
-
А
с е й ч а с
м ы
заслушаем
сообщения
учащихся
о
пользе
овощей.
Индивидуа
-льные
сообщения
о
п о л ь з е
овощей.
Слайд
Хозя йка
од на жд ы
с
базара пришла.
Хозяйка с базара домой
принесла:
К а р т о ш к у,
к а п у с т у,
морковку, горох
И свёклу с петрушкой...
Овощи
поспорили,
кто
из них полезнее.
Слайд
Он
везде:
в
салатах
и
первых блюдах, соусах и
подливках к мясу и рыбе,
даже
варенье
из
них
делают.
Чем
полезны
п о м и д о р ы ?
К а к и е
витамины
содержатся
в
них?
К .-
планиро-
ваниеучеб
ногосотруд
-ничества
с учителем
и
сверстника
-ми.
П .:логичес
-кие-
анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.
По количеству каротина
п о м и д о р
д о г о н я е т
морковь, содержит много
витамина
С
и
группу
витаминов В. Оказывает
общеукрепляющее
воздействие на организм,
заботится
об
имунной
системе.
Слайд
Огурец
появился
более
шести
тысяч
лет
назад.
Родина огурцов – Индия
и
Китай.
Около
95
%
огурцов – вода, но этим
он и ценен, так как эта
жидкость
способствует
выведению
токсинов
из
организма
ч е л о в е ка .
К р о м е
т о г о
в
н и х
содержится
кремний,
к а л и й ,
с е р а ,
ч т о
способствует
содержанию в здоровом
состоянии
кожи,
зубов,
волос человека.
Слайд
Ка рто ш ку
п о
п р а ву
н а з ы в а ю т
в т о р ы м
х л е б о м ,
б е з
н е ё
невозможно представить
себе меню.
Чем полезен картофель?
Бдюда
из
ка рто фе ля
отличаются
высоким
содержанием
углеводов,
к л е т ч а т к и ,
б е л к о в ,
содержат
органические
кислоты, калий, фосфор,
витамины А, В, С. Самое
питательное вещество –
крахма л.
К а рт о ф е л ь
способствует
обмену
веществ, работе сердца и
желудочно-кишечного
тракта.
Слайд
Капуста
принадлежит
к
ч и с л у
в а ж н е й ш и х
о в о щ н ы х
р а с т е н и й .
Архиологические
раскопки
свидетельствуют
о
том,
что капусту люди стали
использовать
со
времён
каменного и бронзового
веков.
Она
содержит
весь
набор
витаминов,
н е о б х о д и м ы й
д л я
нормальной
жизнедеятельности
человека:
витамины
А,
С,
В1,2,3,6,
К,
которые
предупреждают старение
организма.
Слайд
Морковь
–
один
и з
самых любимых овощей,
употребляемых
ч е л о в е ко м
в
п и щ у.
Полезна
для
здоровья
человека, содержит 87 %
в од ы ,
б е т а к а р о т и н ,
который,
попадая
в
организм,
п е р е р а б ат ы ва е т с я
в
витамин
А,
полезный
для здоровья глаз.
Слайд
Витаминную
ценность
представляет
горох,
в
котором
с од е р ж и т с я
большое
кол и ч е с т в о
витамина
А,
аскорби-
новой кислоты и группа
витаминов В. Благодаря
богатому
витаминному
составу горох входит в
состав
ряда
лечебных
рационов.
Слайд
Салат
богат
с во и м и
витаминами и минираль-
ными веществами. В нём
содержатся
витамины
группы В, аскорбиновая
кислота, РР и Е. Помимо
этого
в
нём
имеются
ценные
для
организма
м и н и р а л ь н ы е
с о л и
кальция, калия, фосфора
и железа, важнейшие для
организма человека.
4.
Построе
-ние
проекта
выхода
и з
з а -
трудне-
ния
- Р е б я т а ,
к а к а я
орфограмма
помещена на стр. 21
вашего учебники?
Как она выделяется
графически?
Орфограм
м а
№
2 .
Выделяет-
ся
корень,
ставится
ударение и
подчёрки-
ваетсянепр
о-веряемая
гласная
корня.
В
п а р а х
Р .-плани-
рование,
прогно-
зирование.
П .-моде-
лирова-
ние;
логические
–
решение
проблемы,
построе-
ниелоги-
-Пользуясь
определением
п.8
( с т р . 2 1 )
в а ш е г о
учебника,
составьте
н а
л и с т о ч к а х ,
л е ж а щ и х
п е р е д
в а м и ,
с х е м у
«Непроверяемые
безударные
гласные». Работаем
в парах.
-Давайте
посмот-
р и м ,
ч т о
у
в а с
получилось.
- С р а в н и т е
с в о и
схемы со схемой на
экране.
выполня-
юталго-
ритм
«Строение
словосочет
ания».
Составля-
ют
схему
«Непро-
веряемыеб
езудар-ные
глас-ные»
Прикрепля
-ют к дос-
к е
н е -
сколько
схем.
Сравнива
ют
Чертят
Слайд
«Непроверяемые
ческой
цепи
рас-
суждений,
доказатель
ство,
вы-
движение
гипотез
и
их
о б о с -
нование.
К .-инициа-
тивноесот
руд-
ничество в
поиске
и
выборе
инфор-
мации.
Перечертите
её
в
тетрадь.
безударные гласные»
Запомнить найти в
орфо-
графическом
словаре
5.
Физ-
культ-
минутка
-Ребята,
а
теперь
давайте
отдохнём.
Встаньте,
пожалуйста,
выполним
небольшую зарядку.
Напишите
подбородком
название
любимого
овоща
Выполня-
ютфиз-
культмину
тку.
Слайд
Чеснок
Баклажан
Кабачок
перец
Здоровьес
бережение
6.
Первич-
ное
за-
крепле-
ние
Закрепим
полученные
знания
на практике.
Работаем в парах .
Задание:
з а к о н ч и
п р е д л о ж е н и я
и
выдели орфограмму
№ 2.
Индивидуальная
работа у доски .
Заканчива
ютпред-
ложения
Слайд
1 . В с е г д а
н а
с т о л е
должны быть свежие …
2.Овощи
и
фрукты
–
полезные …
Р .-конт-
роль,
оценка,
коррек-
ция.
П .:общеуч
е б н ы е
–
умение
структури
ровать
знания,
Задание:
в ы д е л и
орфограмму № 2.
Самопроверка
Слайд
Осенью мы сдаём ов о щи
в
столовую
и
получаем
в и т а мины круглый год.
выбор
наиболее
эффектив-
ныхспосо-
бовреше-
ния
задач,
умение
осознанно
и
п р о и з -
вольно
строить
речевые
высказы-
вания,
рефлексия
способов и
условий
действия.
К .-управ-
лениепове
де-нием
партнёра –
контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнёра.
7.
Самосто
ятельная
работа с
самопро
-веркой
по
эт а-
лону.
Задание:
и з
стихотворения
выпишите
слова
с
непроверяемыми
безударными
г л а с н ы м и
и
выделите
орфограмму № 2
Самопроверка
по
слайду.
-
Чем
же
полезны
названные фрукты?
-
Какой
урок
вы
получили сегодня?
Выписыва-
ют слова с
непроверя
емыми
безударны-
м и
г л а с -
н ы м и
и
выделяют
орфограмм
у № 2
Проверяют
по слайду
Отвечают
на вопрос
Отвечают
на вопрос
Слайд
Через сотни километров,
не
страшась
метели,
ветра,
Мчатся
с
юга
к
нам
вагоны.
В
них
везут
ребятам
тонны
Апельсинов,
мандари-
нов,
И бананов, и лимонов.
Слайд
К и л о м е т р о в ,
в а гоны,
р е б я т а м , а п е льсинов,
м а нд а ринов,
б а нанов, л и монов.
Слайд
Витаминами, фруктозой.
Слайд
О во щ и
и
ф ру кт ы
–
полезные продукты.
Р .-конт-
роль,
кор-
рекция,
выделение
и
осозна-
ние
того,
ч т о
у ж е
усвоено
и
ч т о
е щ ё
подлежит
усвоению,
осознание
качества
и
уровня
усвоения.
Л .-самооп-
ределе-
ние.
8.
Рефлек-
сиядея-
тельнос-
ти
Выберите
начало
п р е д л о ж е н и я
и
продолжите его.
Выбирают
и
продол-
жают
на-
чатоепредл
оже-ние
Слайд
1.Сегодня
на
уроке
я
повторил …………
2.Сегодня
на
уроке
я
узнал………
3.На
уроке
было
очень
интересно…...
К .-умение
с
д о с т а -
точной
полнотой
и
т о ч -
ностью
выражать
-Спасибо,
ребята.
Мне было приятно с
в а м и
р а б о т а т ь .
Б л а г о д а р я
т е м е
урока,
мы
узнали
намного
больше
о
пользе
овощей
и
ф р у к т о в ,
ч т о
составляет
основу
здорового питания.
Елена
Петровна :
« Р е б я т а ,
я
приглашаю
вас
в
с т о л о в у ю
н а
вкусный и полезный
обед
с
овощами
и
фруктами».
-Запишите
задание
на
дом.
Оно
будет
дифференцированн
ым.
Записыва-
ютдомаш-
нее
зада-
ние.
4 . Я
х о ч у
с к а з а т ь
спасибо….
Слайд
Параграф 8 (стр.21)
1 группа – с.22 упр.№ 38
2 группа - с.22 упр.№ 39
свои
мысли.
П. -рефлек-
сия
Л .-смыс-
лообра-
зова-ние.