Технологическая карта урока по теме "Соединительные о и е в сложных словах"
Автор: Несмачная Татьяна Ильинична Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта урока по теме "Соединительные о и е в сложных словах" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Автор
УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций
в
двух
частях
Ч.1./
М.Т.
Баранов,
Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский.-2 - е издание –
М. ,«Просвещение», 2013г.
Тема урока: Соединительные о и е в сложных словах.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
формировать орфографический навык правописания сложных слов с
помощью соединительных гласных О и Е.
развивать умение формулировать определение понятий;
развивать умение
выражать свои мысли, воспринимать и усваивать
информацию , оценивать ее;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
2.
Развивающие:
осуществлять системно - деятельностный подход обучения;
развивать критическое мышление;
формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развивать
умение
формулировать
и
доказывать
свою
точку
зрения,
анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развивать творческие, речевые способности учащихся;
формировать логические умения;
развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный
опыт;
развивать умение формулировать проблему;
развивать умение работы в группах, парах
3.
Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к родному языку;
развивать коммуникативные УУД:
создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах
Планируемые результаты: (личностные, метапредметные, предметные):
П.
Знать
способы
образования
сложных
слов,
условие
выбора
соединительных гласных О и Е;
Л. Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес
к предмету, память, наблюдательность, сообразительность, внимательность;
М.
Воспитывать
чувство
дружбы,
коллективизма,
умение
вести
учебный
диалог, воспитывать культуру речи.
№
п/п
Этапы
занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Применение
ЭОР
Универсальные
учебные
действия:
личностные,
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
1.
Мобилизац
ионный
момент
1.Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня,
20 ноября, у необычный урок, к
нам пришли гости.Они не знают
вас. Давайте расскажем о себе,
употребив сложные слова.
- Есть ли в вашем классе люди
легкомысленные, слабовольные,
корыстолюбивые?
-Ребята, я очень рада за вас, что у
вас нет таких людей и у вас
хорошее настроение.
Давайте продуктивно
сотрудничать с вами.
2.Откройте тетради, запишите
число, классная работа.
Ребята
приветствуют
учителя и друг
друга, употребляя
слова:
великодушная,
добродушный,
работоспособный.
Отвечают на
поставленные
учителем
вопросы.
Записывают в
тетради
Презентация
слайды 1, 2 :
Изображение
солнышка
К .
Планирование
учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками.
Развивать,
коммуникатив
ные умения,
интерес к
предмету,
память,
сообразитель
ность,
внимательнос
ть.
Л. Развивать,
интерес к
предмету,
память,
сообразитель
ность,
внимательнос
ть.
2.
Актуали
зация
субъективн
1.Повторяем тему
«Словообразование».
К .- постано-
вка вопросов.
П .:общеучеб-
ого опыта
2.Отвечаем на вопросы теста
«Верно-Неверно»,ставя плюс или
минус, ответы пишем в тетради.
1.Словообразование изучает
состав слова
2.Слова в русском языке
образуются приставочным
способом
3.Существуют три способа
образования слов:
фонетический,
орфографический, лексический.
4.Словообразовательные пары,
цепочки и гнезда представлены
в словообразовательном словаре
5.Словообразовательный
разбор-это выяснение того,
каким способом образовано
слово.
3.Проверяем тест
4.Выполнить задание у доски.
Найти лишнее слово, объяснить
способ его образования:
1.Тепловоз, тепловой,
теплоход.
2.Миротворец, миролюбие,
мироносиц.
5.Прослушайте стихотворение
А. Тюхова, выпишите слова,
специально придуманные
автором.
Разберите их по составу.
Горит от нетерпенья
Юрка-главный книгочей.
«О» и «Е» в соединеньи -
Любопытное сложенье:
Сталевар и суховей,
Сенокос, каменотёс,
Полотёр и пылесос,
Звездочёт и звездолёт
И, конечно, луноход.
Взбушевалось море слов:
Листопад и птицелов,
Отвечают на
вопросы теста.
Взаимопроверка
по вопросам теста
и его оценивание.
1.
–
2.
+
3.
–
4.
+
5.
+
Работают у доски.
Самооценка
детей,
работающих у
доски
Слушают
стихотворение
А. Тюхова.
Работают в
группах,
выписывают
сложные слова:
1 группа – с
буквой О;
2 группа – с
буквой Е
Слайд 3 :
Отвечаем на
вопросы
теста«Верно
.
Неверно»
Слайд 3 :
Слайд 4 :
Слайд 5 :
ные-
самостоятель
ное
формулирова
ние
познавательно
й цели;
логические –
формулирова
ние
проблемы.
Знать
способы
образования
сложных
слов, условие
выбора
соединительн
ых гласных О
и Е;
ние
- Ребята, как вы думаете, что мы
будем изучать сегодня на уроке?
Сформулируйте тему.
1. Запишите тему урока.
Соединительные О – Е
в сложных словах
- Ребята, как вы думаете, чем мы
будем заниматься на уроке?
-Что бы вы хотели узнать
сегодня?
Формулируют
тему урока.
Записывают тему
урока.
Формулируют
цели урока.
- познакомимся
ближе со
способом
сложения;
- узнаем, когда в
сложных словах
пишутся
соединительные
гласные о и е.
Слайд 7:
Слайд 8:
Р .-
целеполагани
е.
4.
Актуализац
ия знаний и
фиксация
затруднений
-Ребята, вспомните, в каком
разделе науки о языке изучается
способ сложения слов?
(Словообразование)
3.давайте запишем в тетради и на
доске предложение:
Отвечают на
поставленный
вопрос.
Записывают в
тетради и 1
Слайд 9:
К .-
планирование
учебного
сотрудничест
ва с учителем
и сверстника-
ми.
П .:логические-
анализ
объектов с
целью
выделения
признаков.
Словообразование – раздел
языкознания
Объясните постановку знаков
препинания в предложении,
найдите сложные слова и
укажите способ их образования.
ученик работает у
доски, объясняет
постановку
знакапрепинания
в предложении,
находит сложные
слова и укажите
способ их
образования.
5.
Построение
проекта
выхода из
затруднения
-Ребята, а сейчас поработаем с
учебником. Читаем П. 41 стр.119
Ответьте устно на вопросы:
- Какие слова называются
сложными?
-Каким способом они
образуются?
-Какие гласные используются
при образовании сложных
слов?
-Когда пишется
соединительная о в сложных
словах? (Приведите примеры)
- Когда пишется
соединительная е в сложных
словах? (Приведите примеры)
- Пользуясь определением п.41
(стр.119) вашего учебника,
составьте на листочках, лежащих
перед вами, алгоритм
«Соединительные о и е в
сложных словах».
Проверяют выполненное задание
и чертятсхему в тетрадь.
Читают и
отвечают на
вопросы.
Работа в парах.
Составляют
схему, 3 ученика
крепят на доску
свои работы и
объясняют.
Самопроверка по
слайду «Сложные
слова».
Перечертить
схему в тетрадь
Слайд 10
Р .-
планировани,
прогнозирова
ние.
П .-
моделировани
е;
логические –
решение
проблемы,
построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательст
во,
выдвижение
гипотез и их
обоснование.
К .-
инициативное
сотрудничест
во в поиске и
выборе
информации.
6.
Физкульт
минутка
-Ребята, а теперь давайте
отдохнём. Работаем устно. Я
читаю стихотворение, а вы мне
помогаете.
Сам_лет летит вперед,
Пар_воз не отстает,
Даже в море тепл_ход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,-
Слушают ,
говорят.
Слайд 11
Эти сложные слова
Не выносят буквы ____.
А поставишь букву ____ –
Скорость будет - ого-го!
Кашу варит каш_вар,
Сталь нам варит стал_вар,
Лошадь водит кон_вод,
В море – мор_ход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву ____,
А напишем ____ – тогда
Каждый скажет: «Это да!»
- Согласно правилу, о котором
говорится в стихотворении,
выпишите сложные слова,
вставьте пропущенные буквы и
объясните написание о, е в
сложных словах.
сам_лёт
пар_воз
пар_ход
каш_вар
стал_вар
кон_вод
хор_ход
Выписывают,
вставляют буквы.
Слайд 12
7.
Первичное
закрепле
ние
-Работаем в группах.
-Выполняем упражнение 215 по
заданию. Читают вслух задание.
- Найдите и объясните ошибки:
1гр. водопад, лесоруб, кашевар,
газопровод.
2гр . ледокол, общежитие,
атомоход, бурелом.
3гр . птицелов, пулемет, садовод,
путешествовать.
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ
3 группы
выполняют
задания (от
каждой группы 1
ученик работает у
доски).
Образуют
сложные слова,
выделяют
орфограмму №30.
Самопроверка и
объяснение
ошибок
Слайд 13
Р .-контроль,
оценка,
коррекция.
П .:
общеучебные
– умение
структуриров
ать знания,
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения за-
дач, умение
осознанно и
произвольно
строить
речевые
высказывани,
рефлексия
способов и
условий
действия.
К .-
управление
поведением
партнёра
контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнёра.
8.
Самостояте
льная
работа с
самопровер
кой
.
-Прочитайте задание к
упражнению №217 .
-Расскажите, что вы должны
сделать?
-Работаем по вариантам
1вариант– 1столбик;
2 вариант – 2 столбик.
1 вариант
Кашевар, языковед, водовоз,
водопровод, ледокол.
2 вариант
Землекоп, птицелов, глазомер,
пулемет, вездеход.
-
Проверьте себя (на экране
высвечены ответы) и
поставьте оценки.
-Ребята, у кого не было ни
одной ошибки?
- Кто испытывал затруднения?
Мини-исследовательская работа
(индивидуальное задание).
Реши кроссворд.
Проверяем решение.
Читают задание
вслух.
Объясняют
задание.
По вариантам
Проверяют по
слайду, ставят
оценки.
Отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют на
доске, защищают.
Работа в парах
Самопроверка
Слайд 14
Слайд 15
Р .-контроль,
коррекция,
выделение и
осознание
того, что уже
усвоено и что
ещё подлежит
усвоению,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
Л .-
самоопределе
ние.
9.
Итог урока
Спасибо, ребята. Мне было
приятно с вами работать. Отмечу,
что поставленные вами в начале
урока целидостигнуты. Мне
очень понравилась ваша работа,
что вы не опростоволосились,
были трудолюбивы
Подведение итогов.
Выставление оценок.
10.
Домашнее
задание
п.41, стр. 120 упр.216
Найти и записать загадки,
ответом на которые будут
сложные слова.
Записывают
домашнее задание
в дневники.
Слайд 16
11.
Рефлексия
Продолжи предложение…
1.Сегодня на уроке я
научился…………
3.На уроке было очень
интересно…...
4. Мне это необходимо знать,
чтобы …
Продолжают
начатое
предложение
Слайд 17
К .-умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли.
П. -рефлексия
Л .-
смыслообразо
вание.