Напоминание

Технологическая карта урока по теме "Соединительные о и е в сложных словах"


Автор: Несмачная Татьяна Ильинична
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме "Соединительные о и е в сложных словах"
Раздел: среднее образование





Назад





Несмачная Татьяна Ильинична,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная

школа № 1» п.Ивня Белгородской области

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет:
русский язык
Класс:
6 класс
Автор

УМК:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях Ч.1./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский.-2 - е издание – М. ,«Просвещение», 2013г.
Тема урока: Соединительные о и е в сложных словах.

Задачи урока:

1.

Образовательные:
 формировать орфографический навык правописания сложных слов с помощью соединительных гласных О и Е.  развивать умение формулировать определение понятий;  развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию , оценивать ее;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические и грамматические умения.
2.

Развивающие:
 осуществлять системно - деятельностный подход обучения;  развивать критическое мышление;  формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных):  развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать;  развивать умение применять новые знания;  развивать творческие, речевые способности учащихся;  формировать логические умения;  развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;  развивать умение формулировать проблему;  развивать умение работы в группах, парах
3.

Воспитательные:
 воспитывать интерес и уважение к родному языку;  развивать коммуникативные УУД:  создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока:
изучение нового материала
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах
Планируемые результаты:
(личностные, метапредметные, предметные):
П.
Знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е;
Л.
Развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету, память, наблюдательность, сообразительность, внимательность;
М.
Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог, воспитывать культуру речи.


п/п

Этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Применение

ЭОР

Универсальные

учебные

действия:

личностные,

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

1.

Мобилизац

ионный

момент

1.Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, 20 ноября, у необычный урок, к нам пришли гости.Они не знают вас. Давайте расскажем о себе, употребив сложные слова. - Есть ли в вашем классе люди легкомысленные, слабовольные, корыстолюбивые? -Ребята, я очень рада за вас, что у вас нет таких людей и у вас хорошее настроение. Давайте продуктивно сотрудничать с вами.
2.Откройте тетради, запишите

число, классная работа.
Ребята приветствуют учителя и друг друга, употребляя слова:
великодушная,

добродушный,

работоспособный.
Отвечают на поставленные учителем вопросы. Записывают в тетради
Презентация

слайды 1, 2
: Изображение солнышка
К
. Планирование учебного сотрудничест ва с учителем и сверстниками. Развивать, коммуникатив ные умения, интерес к предмету, память, сообразитель ность, внимательнос ть.
Л.
Развивать, интерес к предмету, память, сообразитель ность, внимательнос ть.
2.

Актуали

зация

субъективн

1.Повторяем тему
«Словообразование».
К
.- постано- вка вопросов.
П
.:общеучеб-

ого опыта

2.Отвечаем на вопросы теста
«Верно-Неверно»,ставя плюс или минус, ответы пишем в тетради.
1.Словообразование изучает

состав слова

2.Слова в русском языке

образуются приставочным

способом

3.Существуют три способа

образования слов:

фонетический,

орфографический, лексический.

4.Словообразовательные пары,

цепочки и гнезда представлены

в словообразовательном словаре

5.Словообразовательный

разбор-это выяснение того,

каким способом образовано

слово.

3.Проверяем тест

4.Выполнить задание у доски.
Найти лишнее слово, объяснить способ его образования:
1.Тепловоз, тепловой,

теплоход.

2.Миротворец, миролюбие,

мироносиц.

5.Прослушайте стихотворение
А. Тюхова, выпишите слова, специально придуманные автором. Разберите их по составу.
Горит от нетерпенья

Юрка-главный книгочей.

«О» и «Е» в соединеньи -

Любопытное сложенье:

Сталевар и суховей,

Сенокос, каменотёс,

Полотёр и пылесос,

Звездочёт и звездолёт

И, конечно, луноход.

Взбушевалось море слов:

Листопад и птицелов,
Отвечают на вопросы теста. Взаимопроверка по вопросам теста и его оценивание.
1.



2.

+

3.



4.

+

5.

+
Работают у доски.
Самооценка

детей,

работающих у

доски
Слушают стихотворение А. Тюхова. Работают в группах, выписывают сложные слова:
1 группа – с

буквой О;

2 группа – с

буквой Е

Слайд 3
: Отвечаем на вопросы теста«Верно . Неверно»
Слайд 3
:
Слайд 4
:
Слайд 5
: ные- самостоятель ное формулирова ние познавательно й цели; логические – формулирова ние проблемы. Знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительн ых гласных О и Е;

Землепашец, овцевод.

Тюхов А.

6
.
Проверяем выполненное

задание

Отметка 5 за все правильно

выписанные слова.

Отметка 4 за 1-2 ошибки.

Отметка 3 за 3 ошибки.
книгочей, сталевар, суховей, сенокос, каменотёс, полотёр, пылесос, звездочёт звездолёт, луноход, листопад, птицелов, землепашец, овцевод.
Самооценка

Слайд 6

3

Целеполага

ние
- Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему.
1. Запишите тему урока.

Соединительные О – Е

в сложных словах
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -Что бы вы хотели узнать сегодня? Формулируют тему урока. Записывают тему урока. Формулируют цели урока. - познакомимся ближе со способом сложения; - узнаем, когда в сложных словах пишутся соединительные гласные о и е.
Слайд 7:

Слайд 8:

Р
.- целеполагани е.
4.

Актуализац

ия знаний и

фиксация

затруднений
-Ребята, вспомните, в каком разделе науки о языке изучается способ сложения слов? (Словообразование) 3.давайте запишем в тетради и на доске предложение: Отвечают на поставленный вопрос. Записывают в тетради и 1
Слайд 9:

К
.- планирование учебного сотрудничест ва с учителем и сверстника- ми.
П
.:логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Словообразование – раздел

языкознания
Объясните постановку знаков препинания в предложении, найдите сложные слова и укажите способ их образования. ученик работает у доски, объясняет постановку знакапрепинания в предложении, находит сложные слова и укажите способ их образования.
5.

Построение

проекта

выхода из

затруднения
-Ребята, а сейчас поработаем с учебником. Читаем П. 41 стр.119 Ответьте устно на вопросы:
- Какие слова называются

сложными?

-Каким способом они

образуются?

-Какие гласные используются

при образовании сложных

слов?

-Когда пишется

соединительная о в сложных

словах? (Приведите примеры)

- Когда пишется

соединительная е в сложных

словах? (Приведите примеры)
- Пользуясь определением п.41 (стр.119) вашего учебника, составьте на листочках, лежащих перед вами, алгоритм «Соединительные о и е в сложных словах». Проверяют выполненное задание и чертятсхему в тетрадь. Читают и отвечают на вопросы. Работа в парах. Составляют схему, 3 ученика крепят на доску свои работы и объясняют. Самопроверка по слайду «Сложные слова». Перечертить схему в тетрадь
Слайд 10

Р
.- планировани, прогнозирова ние.
П
.- моделировани е; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательст во, выдвижение гипотез и их обоснование.
К
.- инициативное сотрудничест во в поиске и выборе информации.
6.

Физкульт

минутка
-Ребята, а теперь давайте отдохнём. Работаем устно. Я читаю стихотворение, а вы мне помогаете. Сам_лет летит вперед, Пар_воз не отстает, Даже в море тепл_ход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, Как их правильно писать,- Слушают , говорят.
Слайд 11

Эти сложные слова Не выносят буквы ____. А поставишь букву ____ – Скорость будет - ого-го! Кашу варит каш_вар, Сталь нам варит стал_вар, Лошадь водит кон_вод, В море – мор_ход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши. Мы у этих слов внутри Не поставим букву ____, А напишем ____ – тогда Каждый скажет: «Это да!» - Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, выпишите сложные слова, вставьте пропущенные буквы и объясните написание
о, е
в сложных словах. сам_лёт пар_воз пар_ход каш_вар стал_вар кон_вод хор_ход Выписывают, вставляют буквы.
Слайд 12

7.

Первичное

закрепле

ние
-Работаем в группах. -Выполняем упражнение 215 по заданию. Читают вслух задание. - Найдите и объясните ошибки:
1гр.
водопад, лесоруб, кашевар, газопровод.
2гр
. ледокол, общежитие, атомоход, бурелом.
3гр
. птицелов, пулемет, садовод, путешествовать. МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ 3 группы выполняют задания (от каждой группы 1 ученик работает у доски). Образуют сложные слова, выделяют орфограмму №30. Самопроверка и объяснение ошибок
Слайд 13

Р
.-контроль, оценка, коррекция.
П
.: общеучебные – умение структуриров ать знания, выбор наиболее эффективных способов решения за- дач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывани, рефлексия способов и условий действия.

К
.- управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
8.

Самостояте

льная

работа с

самопровер

кой
. -Прочитайте задание к упражнению №217 . -Расскажите, что вы должны сделать? -Работаем по вариантам 1вариант– 1столбик; 2 вариант – 2 столбик.
1 вариант
Кашевар, языковед, водовоз, водопровод, ледокол.
2 вариант
Землекоп, птицелов, глазомер, пулемет, вездеход. - Проверьте себя (на экране высвечены ответы) и поставьте оценки. -Ребята, у кого не было ни одной ошибки? - Кто испытывал затруднения? Мини-исследовательская работа (индивидуальное задание). Реши кроссворд. Проверяем решение. Читают задание вслух. Объясняют задание. По вариантам Проверяют по слайду, ставят оценки. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют на доске, защищают. Работа в парах Самопроверка
Слайд 14

Слайд 15

Р
.-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Л
.- самоопределе ние.

9.

Итог урока
Спасибо, ребята. Мне было приятно с вами работать. Отмечу, что поставленные вами в начале урока целидостигнуты. Мне очень понравилась ваша работа, что вы не опростоволосились, были трудолюбивы Подведение итогов. Выставление оценок.
10.

Домашнее

задание
п.41, стр. 120 упр.216 Найти и записать загадки, ответом на которые будут сложные слова. Записывают домашнее задание в дневники.
Слайд 16

11.

Рефлексия
Продолжи предложение…
1.Сегодня на уроке я

научился…………

3.На уроке было очень

интересно…...

4. Мне это необходимо знать,

чтобы …
Продолжают начатое предложение
Слайд 17

К
.-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.
-рефлексия
Л
.- смыслообразо вание.


В раздел образования