Автор: Несмачная Татьяна Ильинична Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область Наименование материала: методическая разработка по литературе Тема: урок-игра "Любовь-это сердце всего" Раздел: полное образование
Цель урока:
1. Образовательная
углубить понятия о лирике В. Маяковского;
показать, что она не отгораживает человека от действительности, а
становится «сердцем всего».
2. Развивающая:
обогащение
речи
учащихся
специальной
лексикой;
овладение
выразительными средствами языка (развитие речи) В. Маяковского;
продолжение
формирования
у
учащихся
имения
анализировать
и
сравнивать, обобщать и систематизировать, ставить и решать проблемы
(развитие мышления);
приобщение к творчеству через выразительное чтение, поэтический
анализ стихотворения, изобразительное искусство.
3. Воспитательная:
ф о р м и р о в а т ь
г у м а н н о е
о т н о ш е н и е
к
о к р у ж а ю щ и м
(дисциплинированность ответственность, вежливость), к себе;
помочь отличать истинные чувства от фальшивых.
Тип урока : изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура урока.
1.
Организационный этап.
2.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
3.
Анализ содержания учебного материала.
4.
Самостоятельная работа.
5.
Оценочно рефлексивный этап.
Основные
методы:
эвристический,
кооперации,
работа
в
группах,
исследовательский проблемный.
Оборудование:
иллюстрации
к
книге
стихов
о
любви,
портрет
В.
Маяковского, макет книги, творческие работы учащихся, эпиграф урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Добрый день! Рада вас видеть здоровыми и веселыми. Садитесь.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Заканчивая
школу,
выходя
во
взрослую
жизнь,
вы
должны
быть
эрудированными людьми и воспитанными. Такие параметры закладываются в
течение всей жизни. Нашим учителем сегодня будет В. Маяковский.
Цель урока: открыть еще одну страницу в творчестве поэта, постараться
понять сущность его любовной лирики, увидеть за строками стихотворений
самого
поэта,
повторить
составляющие
элементы
книги,
в
результате
собственных поисков и раздумий сформировать свое чувство любви, как
самое главное чувство в жизни.
Эпиграф:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих
строкопёрстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верю!
В. Маяковский
3. Устная словарная работа с терминами
Переплет – твердая обложка.
Суперобложка – обложка поверх переплета.
Фронтиспис – рисунок перед первой страницей книги или перед началом
текста.
Титульный лист – заглавный (автор, год, место издания).
Иллюстрации – рисунок, поясняющий что-то.
Речь у нас пойдет не об овладении, а умении ими пользоваться.
4. Слово учителя.
Мы любим использовать штампы. Вот и о Маяковском многие говорят
однозначно:
поэт-трибун,
глашатай,
его
стихи
сухи,
революционны,
призывны. Но разве это все? Его позиция многогранна и глубока, она не
вмещается в какие-то рамки. У него немало нежных стихов, большинство из
которых мало известны современному читателю, например:
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем…
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Сегодня мы издаем книгу поэта. Разрушьте штампы. Вчитайтесь в его
стихи. Пусть те, кому адресована ваша книга, узнают настоящее о поэте,
увидят его сомневающимся, страдающим, любящим. Заседание редколлегии,
в состав которой входят все ученики класса, ведет «редактор».
Он говорит о задачах и том, что сделано:
Нужна книга, в которой читатели встретились как бы с живым
Маяковским.
Важно
отобрать
материал,
который
не
оставил
никого
равнодушным.
Уже
подготовлен
макет
книги:
обложка,
титульный
лист,
иллюстрации.
Предоставляю слово художнику:
Переплет и суперобложка голубого цвета, в центре сердце, на нем
слово
«Люблю!»
Голубой
цвет
–
цвет
мечты,
несбывшегося.
Сердце краснго цвета, оно ассоциируется со словами поэта:
Мама!
У меня пожар сердца…
Форзац
создает
эмоциональное
настроение
читателю,
поэтому
здесь опять сочетание голубого и розового цветов. В центре лист
бумаги и перо – символ литературного труда, крупным планом –
образ женщины, ведь книга посвящена её Величеству Любви!
Фронтиспис – идея книги. Наша задача показать непривычного
Маяковского. Портрет поэта необычен, передает его одиночество
9этот мотив силен в его творчестве).
На титульном листе – данные о книге: автор, название, место, год
издания.
Анализ стихотворения «Лиличка».
Редактор:
это
стихотворение
должно
открыть
книгу,
т.к.
оно
самое
пронзительное по силу чувств: буря эмоций, извержение сердечных мук,
трагедия одиночества.
Чтение и анализ стихотворения.
Слово
художнику:
в
просвете
окна
два
силуэта.
Когда-то
за
окном
лирический герой был счастлив.
Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».
Представьте:
входит красавица
в зал
в меха и бусы оправленная…
Она чужда для поэта.
Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой».
Любовь – духовная гармония.
Слово художнику.
Ночное небо, усеянное звездами
В синем небе
звезд – до черта…
Лирический герой шагает мимо спящих домов. Он опьянен любовью, за
спиною будто выросли крылья.
Мчат авто
по улице
а не свалят
наземь
Понимают
умницы:
человек - в экстазе
влюбленность, стремление к действию:
Нам любовь гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор!
Поэма «Облако в штанах».
Если
верит
современникам,
Маяковский
именно
в
Одессе
впервые
был
влюблен. Он восторженно кричал о своей любви к Марине Денисовой. Но им
пришлось расстаться.
Вошла ты,
Резкая, как нате!
Муча перчатки замш,
Сказала:
-Знаете –
Я выхожу замуж…
Лирический герой спокоен, хотя руки стиснуты:
Видите – спокоен как!
Как пульс покойника.
Художник: между влюбленными часы. Поэт провел 360 минут ожидания.
Это было в Одессе.
«Приду в четыре,» - сказала Мария.
Восемь, девять, десять…
Редактор предлагает обсудить работу художника:
Справились с работой, показали необычного Маяковского, раскрыли
гамму чувств поэта, отраженных в любовной лирике: одиночество,
ожидание
любви,
радость
и
полет
влюбленного
сердца,
горечь
разочарований.
Подобрана удачная гама цветов.
Портрет: одиночество, тоска в глазах.
Удачны иллюстрации, т.к. художники вникли в текст произведений,
отразили психологической состояние поэта.
Литературоведы.
I вариант – вступительная статья.
II вариант – заключительная статья.
Цель книги – развеять ложное представление о Маяковском. Он был лиричен
и нежен. Им созданы удивительные метафоры: пожар сердца. У поэта нужно
поучиться силе чувств, чистоте помыслов, умению откликаться на чужую
боль. Любить - это значит отдавать всё, отдавать любимой всё, ничего не
требуя взамен.
Составители
предложили
включить
в
сборник
стихотворения
«Письмо
Татьяне Яковлевой», «Лиличке», отрывок из поэмы «Хорошо»
Не домой,
не на суп,
А к любимой в гости
Две
морковки
несу
За зеленый хвостик
Отрывок из поэмы «Люблю»
Не смоют любовь
ни ссоры
ни вёрсты
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верю!
Отрывок
из
стихотворений
«Вывод»,
«Маруся
отравилась»,
«Письмо
к
любимой Молчанова».
Чтение эпилога
3. Итог урока.
а)
Заключительное слово учителя. «Мне было интересно сотрудничать с
таким творческим коллективом. Мне хотелось бы знать, какие выводы
вы сделали для себя.
б)
Выставление оценок.
4. Задание на дом:
повторить основные темы лирики В. Маяковского.