Напоминание

Урок по теме"Россия будет великой" (литература 11 класс)


Автор: Несмачная Татьяна Ильинична
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по теме"Россия будет великой" (литература 11 класс)
Раздел: полное образование





Назад





Несмачная Татьяна Ильинична,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная

школа № 1» п.Ивня Белгородской области

Тема урока: «Россия будет великой»

(Тема Родины в лирике А. Блока и С.Есенина)


Тема Родины, России – основная во всех моих стихах. С.Есенин
Цель урока:

Образовательная
-углубить понятие о лирике С.Есенина, -соотнести её с лирикой А.Блока, -показать влияние основных событий эпохи на творчество С.Есенина
Развивающая
-развивать у учащихся с помощью ассоциативных схем логическое мышление, -уметь видеть проблему и путём исследования гипотезы, делать вывод, анализировать и сравнивать, -обогащать речь учащихся специальной лексикой.
Воспитательная
-формировать у учащихся патриотические чувства, -путём развития творческих способностей учить самореализации личности Тип урока: урок-исследование Основные методы: работа в группах, эвристический, ассоциативный, творческий, исследовательско-проблемный. Оборудование: портреты А.Блока и С.Есенина, творческие работы учащихся, ассоциативные схемы, использование ПК.
Структура урока
1. Организационный этап. 2. Определение темы проекта, работа в группах. 3. Выявление проблемы и цели данного проекта. 4. Презентация проекта. 5. Определение темы исследования, анализ собранной информации, формирование выводов. 6. Рефлексия.
План-конспект урока
I.Организационный этап 1. Слово учителя Отчизна, Русь, страна, Родина, Россия, родной край… Как часто мы произносим эти слова, не задумываясь о их истинном величии и высоком предназначении. Нет образнее, сокровеннее строк, встречающихся в лирике поэтов разных эпох.
2. Объявление темы урока, его цели. Темой нашего урока-исследования стали слова А.Блока: «Россия будет великой», эпиграфом -слова другого поэта 20 века С.Есенина: «Тема Родины, России - основная во всех моих стихах». Работать будем в группах, используя для доказательства ассоциативные схемы, определим проблему, исследуем точки соприкосновения в творчестве поэтов и сделаем вывод, какую роль грает тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина, какие ассоциации возникают у вас при этом слове. 3. Ответить на вопросы: -Что будет являться темой нашего урока – исследования? Лирика А.Блока и С.Есенина -Назовите тему исследования Тема Родины в лирике поэтов. -Определим проблему исследования. С чем ассоциируется образ Родины в лирике А.Блока и С.Есенина? 4. Учитель Сквозь перепитии революций, мировой гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки лагерей, ошибки и заблуждения поэты серебряного века пронесли чувство Родины, неизбежную веру в то, что «Россия будет великой». -Какие ассоциации возникают у вас, когда речь заходит о начале прошлого века 5. Представление ассоциативных схем: «Основные события 20 века» и «Литература 20 века», озвучивание их. Россия в начале XX века Начало ХХ века Развитие искусства Важные исторические события Новые литературные направления Научные достижения Имажинизм

Серебряный век русской литературы





6.Учитель
Итак, серебряный век – проявление духовного художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры 20 в. Величайшее достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален» как будто призваны были предвосхитить колоссальный рывок России. К этой эпохе принадлежат А.Блок и С.Есенин


7.Встречи Блока и Есенина (из дневниковых записей А.Блока)
II. Защита проектов. 1. Защита проектов по плану 1) Тема Родины в лирике поэта 2) Анализ одного из стихотворений по данной теме 3) Дополнительные сведение по теме (на выбор) а) связь с поэзией прошлого века б) цветопись лирики 4)Вывод: ассоциативная схема по теме проекта. 2. Родина в лирике А.Блока 3. Родина в лирике С.Есенина III. Формулирование выводов. модернизм символизм символ акмеизм Мир как реальность Литературные направления начала века Приняли революцию духовно авангардное искусство футуризм Главный жизненный принцип – непрерывный ряд образов имажинизм
1. Ответить на вопросы - С чем ассоциируется образ Родины у А.Блока? - С чем ассоциируется этот образ в лирике С.Есенина? - Какие точки соприкосновения есть у поэтов в раскрытии темы Родины? 3. Ответить на вопросы: - Что будет являться темой нашего урока исследования? Лирика А.Блока и С.Есенина - Назовите тему исследования Тема Родины в лирике поэтов. - Определим проблему исследования. С чем ассоциируется образ Родины в лирике А.Блока и С.Есенина? 4. Учитель Сквозь перепитии революций, мировой и гражданской войны, эмиграцию, через огонь и кровь, застенки лагерей, ошибки и заблуждения поэты серебряного века пронесли чувство Родины, неизбежную веру в то, что «Россия будет великой». - Какие ассоциации возникают у вас, когда речь заходит о начале прошлого века 5. Представление ассоциированных схем: «Основные события 20 века» и «Литература 20 века», озвучивание их. 6. Учитель. Итак, серебряный век – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры 20 века. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален» как будто призваны были предвосхитить колоссальный рывок России. К этой эпохе принадлежат А.Блок и С.Есенин. 7. Встречи Блока и Есенина (из дневниковых записей А.Блока)
2. Защита проектов.
Защита проектов по плану 1. Тема Родины в лирике поэта. 2. Анализ одного из стихотворений по данной теме 3. Дополнительные сведения по теме (на выбор) а) Связь с поэзией прошлого века б) Цветопись лирики. 4. Выводы: ассоциативная схема по теме проекта. 2) Родина в лирике А.Блока а) Тема Родины а мире Блока б)Литературная связь Блока с творением поэтов и писателей 19 века в) АС Тема Родины в лирике Блока г) Анализ стихотворения А.Блока «Россия» 3)Родина в лирике С.Есенина а) Тема Родины а мире Есенина
б) Анализ стихотворения Есенина в) Цветопись в лирике Есенина г) АС Тема Родины в лирике Есенина
3. Формирование выводов.
1. Ответить на вопросы - С чем ассоциируется тема Родины у А.Блока? - С чем ассоциируется этот образ у Есенина? - Какие точки соприкосновения есть у поэтов в раскрытии этой темы? Образ Родина – основной в творчестве поэтов, вера в её будущее, интерес к прошлому. - Какие ассоциации возникают у вас при слове «Родина»? - мой посёлок, - природа родного края, - близкие люди, - односельчане, - творчество А.Блока, С.Есенин и других поэтов серебряного века. 2. Философ И.Ильин и М.Волошин о вере в будущее Родины. «Быть русским, говорил философ серебряного века И.Ильин – это значит не только говорить по – русски. Это значит воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность. И, наконец, быть русским – значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители». М.Волошин «Заклинанье» (от усобиц) (На фоне боя колоколов «Благовест») Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращённых в прах, Из мук казнённых поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. Я за неё за всю молюсь.
4.

Рефлексия (на фоне фильма о родном крае)
Она у нас будет поэтической. Почитайте стихи о Родине, родном крае из вашего поэтического сборника (чтение стихов учащихся) Продолжите мою мысль: «Я верю в то, что…»
5.

Итог урока.

1.
Заключительное слово учителя К словам о будущем величии нашей Родины я накануне выборов в Государственную Думу хочу добавить только одно: нужно уметь делать правильный выбор. Единая Россия – это не только название партии, это то, что объединяет нас с вами и поэтами серебряного
века. Они воспели величие России, приняв эстафету из прошлого, а вам выпало, счастье жить в нашей стране, хранимой Богом. По словам философа Н.Бердяева, «Россия – особенная страна…, настанет час истории, когда центр мировой духовной жизни будет в ней». Любите свою Родину как А. Блок и С.Есенин и пронесите это чувство через всю жизнь.
6.

Задание на дом:
подготовить анализ стихотворения «Родина»


В раздел образования