Автор: Кравченко Людмила Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 75 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сказка как средство патриотического воспитания" Раздел: дошкольное образование
«Сказка как средство патриотического воспитания»
Чувство
родины
начинается
с
восхищения
и
гордости
за
то,
что
видит
р е б е н о к
и
ч т о
в ы з ы в а е т
о т к л и к
в
е г о
д у ш е ,
Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена
к
чистому
и
восприимчивому
началу
каждого
ребенка.
Сказок
великое
множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи
можно условно разделить на три группы:
мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;
женские, где главная героиня - персонаж женского пола;
смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского
пола.
Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера- « Три
поросенка», и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип
борьбы. Причем если в "Трех поросятах" дается успешный сценарий победы
над
превосходящим
по
силе
противником,
то
в
«Колобке»
содержится
важнейшее
предупреждение
о
том,
при
каких
условиях
можно
потерпеть
поражение.
На
этих
замысловатых
историях
можно
объяснить
мальчику
типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В
противостоянии с одним противником нужна сила, с другим осторожность и
предусмотрительность, с третьим ¬хитрость, с четвертым - надежная команда.
Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное
восприятие реальности, во-вторых - представление о враге и безопасности, в-
третьих - желание победить врага.
Мужские
сказки
символически
транслируют
мальчику
знания
стратегии
и
тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача,
использование собственного преимущества и слабых сторон противника - вот
слагаемые
успеха.
всё,
что
мальчик
запоминает
в
детстве,
накладывает
отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в
некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь
мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он
видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать
мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет
стремиться развивать свой интеллект.
Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как
умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом
Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера -
"Маша
и
медведь",
"Хаврошечка",
«Морозко".
Во
всех
женских
сказках
обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним
отношения:
либо
вступает
в
борьбу,
либо
готовит
себя
к
счастливому
супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В
каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь.
Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти
достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со
способностью
слушать
свое
сердце,
которое
подскажет:
этот
человек
-
достойный,
любящий
и
преданный,
готовый
всегда
прийти
на
помощь.
Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно
исполнится.
Символизм
второго
урока
-
способность
женщины
создать
комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила
приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно
учиться
выбирать
лучшее?
Зачем
нужно
учиться
создавать
вокруг
себя
комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь.
Именно
любовь,
терпимость
являются
основными
проявлениями
женственности в русской культуре.
Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют
одинаковую
концовку
и
обязательно
завершается
воссоединением
героя
и
героини
-
свадьбой.
Они
повествуют
о
взаимовлиянии
мужественности
и
ж е н с т в е н н о с т и
и
и х
г а р м о н и з а ц и и .
Таким
образом,
сказки
являются
эффективным
средством
формирования
положительных качеств личности и национальных черт характера.