Использование современных образовательных и информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС"
Автор: Ерыгин Михаил Юрьевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Лицей №136" Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: Статья Тема: Использование современных образовательных и информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС" Раздел: среднее образование
и информационно - коммуникационных технологий на уроках ФК в
условиях введения ФГОС»
Модернизация системы российского образования потребовала
коренной
перестройки
процесса
обучения
и
воспитания,
в
том
числе
и
физического воспитания учащихся.
При переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного
предмета «Физическая культура» сильно не изменилась, но меняются цели и
подходы к обучению, методики и технологии. Эти изменения связаны: во-
первых, с тем, что новый образовательный стандарт одной из главных задач
школы определяет развитие и формирование у обучающихся универсальных
учебных действий (УУД); во-вторых - в условиях введения ФГОС перед
учителем
стоит
задача
не
только
«дать»
знания,
но
и
показать
«путь
приобретения» этих знаний, т.е. к роли дающего учителя прирастает ещё
одна
роль
-
управленческая
(учитель
должен
научиться
управлять
образовательным процессом).
Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества
образования
школьников
является
использование
учителем
физической
культуры современных образовательных технологий:
1.
Личностно
–
ориентированное
обучение .
Для
этого
используются
всевозможные формы работы на уроке: групповые, метод индивидуальных
заданий,
дополнительных
упражнений
по
овладению
двигательными
действиями, развитие физических способностей с учетом типа телосложения,
физической и технико-тактической подготовленности, учитываются интересы
учеников, их двигательные и психические возможности. Урок строится так,
чтобы
каждый
обучающийся
стремился
к
самооценке,
самоанализу
и
самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в
активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так
же
медлительных
учеников
и
способствует
поднятию
на
более
высокий
уровень
двигательных
умений
и
навыков.
Достижение
более
высокого
результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа
на районных, городских соревнованиях) вызывает положительные эмоции от
уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию
ребенка.
Оценивание
результатов
учащихся
происходит
на
основе
персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками
и без учета возрастных норм.
Еще один современный подход личностно-ориентированной технологии-
это метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология,
которая
позволяет
раскрыть
творческие
способности
школьников,
сформировать
умение
ориентироваться
в
огромном
море
информации,
выделять
главное,
брать
ответственность
на
себя
и
принимать
решения;
позволяет
интегрировать
в
себе
обучение
в
сотрудничестве,
групповые
методы, рефлексивные.
2.
Внутригрупповая
дифференциация
обучения ,
осуществляемая
по
степени
оказания
методической
помощи
каждому
ребенку,
позволяет
выстроить
индивидуальную
траекторию
успеха,
подобрать
ребенку
адекватные его индивидуальным способностям и возможностям методы и
средства обучения. При оценке физической подготовленности учитываю как
максимальный
результат,
так
и
прирост
результата.
Приобщаю
к
выполнению
домашних
заданий
своих
учеников:
даю
задания
по
трем
уровням, то есть ребенок сам выбирает объем задания по силам. Причем при
выполнении
двигательных
действий
могу
видоизменять
упражнения
в
зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития,
с к л о н н о с т е й
к
т о м у
и л и
и н о м у
в и д у
д е я т е л ь н о с т и
Не
вызывает
сомнений,
что
результативность
данной
системы
проявляется в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся
всех
классов,
у
таких
учеников
появляются
уверенность,
стремление
к
саморазвитию,
само совершенствованию,
формируется
ум е н и е
организовывать себя на достижение поставленной цели.
3.
Здоровьесберегающая
технология.
В
условиях
реализации
ФГОС
приоритетным
направлением
в
системе
подготовки
и
организации
воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие
личности
учащихся
и
укрепление
его
здоровья
с
использованием
здоровьесберегающих технологий
.
На уроках физической культуры данная
технология – это основа основ.
Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью
строится
в
сотрудничестве
с
врачом
осуществляющего
медицинский
контроль за здоровьем школьников. При планировании подобных занятий
большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия
решающие
оздоровительную
задачу.
Используются
разнообразные
упражнения
с
различной дозировкой нагрузки,
с применением комплекса упражнений
лечебной
физической
культуры.
Одно
занятие
в
неделю
носит
непосредственно
здоровьесберегающую
направленность.
Уроки
здоровья
насыщены
разнообразными
эстафетами,
подвижными
играми,
которые
являются прекрасным закреплением определенного физического навыка в
измененных условия. Полученные результаты
мониторинга
говорят о
положительной динамике в состоянии здоровья обучающихся лицея.
4.
Информационно
–
коммуникационные
технологии.
Современное
оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке
информационно-коммуникативных
средств
обучения,
призванных
создать
условия
для
освоения
школьниками
навыков
с амо стоятельной
познавательной и исследовательской деятельности.
Теоретические
уроки
ФК
проходят
в
кабинете
оснащенным
мультимедийным
проектором,
интерактивной
доской,
экраном
с
дистанционным
управлением,
видео
и DVD-
аппаратурой,
компьютером.
Здесь
аккумулированы
разнообразные
информационные
источники:
специальная литература, электронные учебники, справочники, энциклопедии,
словари, печатные издания СМИ.
Доступ к сети Интернет позволяет вести
урок с использование мультимедиа коллекции, показывать детям приёмы и
спо собы
поиска
информации
в
сети,
заниматься
п р о е кт н о й ,
исследовательской работой.
Использование в работе ИКТ помогает узнать о своем организме миру
движений,
познают
себя,
тем
самым
начинают
понимать
суть
здорового
образа, о значениях физических упражнений.
Владея информационными технологиями на уровне «Пользователь», был
сформировал банк мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить
урок
элементами
аудиовизуального
ряда.
Это
иллюстративные
и
контролирующие материалы, презентации по темам:
«Личная гигиена»,
«Режим
дня
школьника»,
«Олимпийская
символика»,
«Основные
двигательные
качества»,
«Баскетбол»,
«Органы
чувств»,
«Закаляйтесь»,
«ЗОЖ», «Опорно-двигательный аппарат», «Первая помощь при травмах»,
«Самоконтроль», «Спортивная гимнастика», «Наш организм», «Физическое
развитие». А также обучающие модули, которые составляются совместно с
учащимися лицея: «Техника обучения лыжных ходов», «Техника обучения
низкому старту».
В работе активно используются коллекции электронных образовательных
ресурсов
сети
Интернет:
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов(schoolcollection.edu),библиотекапорталаNachalka (:/
/
nachalka)
и
Сеть
творческих
учителей-itn,ресурсы
Учительскогопортала(uchportal), обращаясь к которым, можно
найти интересные иллюстрированные материалы к урокам , задачи и задания
для
проверки
предметных
знаний
и
умений
учеников,
методические
рекомендации, разработки уроков и т.д.
5
. Технология
полного
усвоения .
Здесь
озвучиваются
результаты
контрольных
тестов
и
объявляется,
через
какое
время
будет
проведен
итоговый
контроль.
Также
проводится
начальная
диагностика
с
исправлением
ошибок
в
технике
выполнения,
или
в
случае
слабой
физической
подготовленности
оказывается
помощь
со
специально
подобранными
упражнениями,
которые
помогают
прийти
к
правильному
выполнению задания.
6 .
Технология
моделирующего
обучения
(учебная
игра).
Основными
средствами обучения, которые используются на уроке физической культуры,
являются физические упражнения. Они формируют двигательные умения и
навыки,
способствуют
развитию
двигательного
аппарата,
улучшают
кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное
значение имеет подбор упражнений и методика их проведения. Упражнения
для
профилактики
плоскостопия;
формирования
правильной
осанки;
дыхательные упражнения.
Укрепление здоровья учащихся достигается путем использования игр,
забав, развлечений в различных погодных условиях, а также применения игр
и упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты и ловкости.
Таким образом, использование современных образовательных
технологий
и
ИКТ
на
уроках
физической
культуры
обеспечивает
более
эффективное восприятие учебного процесса у учащихся.
Современные программные и технические средства позволяют,
разнообразить
процесс
обучения
и
воспитания. Исследовательский,
проектный
подход
в
системе
обучения обучающихся,
разработка
ими
собственных или групповых мультимедиа проектов обеспечил переход от
традиционного процесса обучения в развивающий, творческий.
У учителя
начинает формироваться собственная информационно-образовательная среда,
помогающая готовиться к урокам и предоставляющая наглядные материалы
для
обучения
,
о
браба т ы в а т ь результаты
м о н и т о р и н г а , обеспечивать
взаимосвязь всех участников образовательного процесса, взаимодействовать
с педагогами других образовательных учреждений.