Напоминание

Дифференцированный подход и индивидуализация обучения


Автор: Зевриева Эльнара Кадыровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Ровновская школа"
Населённый пункт: Республика Крым,Красногвардейский район,село Ровное
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированный подход и индивидуализация обучения
Раздел: полное образование





Назад





МБОУ «Ровновская школа»

Учитель технологии

Зевриева Эльнара Кадыровна

«Дифференцированный подход и индивидуализация обучения»
Залог успешного современного урока основывается на трёх истинах: 1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности людей и учителя». 2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». 3.«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства». Основной частью учебного процесса является урок, на котором сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Учитель должен сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но и чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание. Я считаю, что для этого необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, стимулировать школьников, которые хорошо владеют знаниями и навыками, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение». Технология дифференцированного обучения активно применяется в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов, но не достаточно применяется на уроках "Технология". Эта закономерность наблюдается, так как до недавнего времени трудовое обучение в школе считало сь предм етом второстепенным, специфика данного предмета в том, что большая часть времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой
программы "Технология" и введение в нее большого объема материала на изучение, учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке. В своей практике я использую именно этот метод, что и позволяет учащимся развить свои индивидуальные способности.
Дифференциация
в переводе с латинского «
difference
» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского «
differentiation
» - разница.[7, c.78, 2, c.276] Разные авторы дают разные понятия дифференциации обучения. 1. Дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитывается их склонности, и н т е р е с ы и п р оя в и в ш и е с я с п о с о б н о с т и . П е д а г о г и ч е с к и й энциклопедический словарь [6, c.276] 2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения. Унт И. [10, c.2] 3. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения. Монахов В., Орлов В., Фирсов В. [4, c.2] 4. Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям. Елисеев В.В. [2, c.8] 5. Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам. Митин С. Маслов Н.С.[3, c.3, 14, с.39] 6. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения. Осмоловская И. [5, c. 67] 7. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Селевко К.Г. [8, c. 79] 8. Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Андреев В.И. [1, c. 59] 9. Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.[8, c.78] Результат личностного подхода в работе с учащимися – это положительное эмоциональное состояние обучающихся в учебном процессе, создание на уроках ситуации успеха через дифференцированный подход. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Одним из ведущих принципов дидактики является учет индивидуальных особенностей обучающихся. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения. Индивидуализация обучения – это: - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, в которых основной является индивидуализация, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии. Основные цели индивидуализированного обучения: - сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); - содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; - формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; - улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; - формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Общие принципы индивидуализации обучения: - индивидуализация есть стратегия процесса обучения; - индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности; - использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;
- интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности; - учение в индивидуальном темпе, стиле; - предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков. Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:
1 группа
– обучающиеся с высоким уровнем знаний и навыков, которые могут самостоятельно находить решение типовых или усложнённых задач, которые имеют несколько известных способов решения.
2 группа
– обучающиеся со средним уровнем знаний и навыков , которые могут находить решения типовых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.
3 группа
– обучающиеся с низким уровнем знаний и навыков, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют. Каждый из обучаемого получает право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных и групповых способов обучения. Использование разноуровневых заданий в контроле знаний и навыков способствует повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности. Домашнее задание детям предоставляются на выбор, распределенные по уровню сложности. Практика показывает, что
использование на уроках элементов дифференцированного обучения, приносит результаты. Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям и приучают к самоорганизации учебного труда. Облегчают эту работу компьютерные технологии, дети учатся работать с и н ф о р м а ц и е й , э ф ф е к т и в н о е ё и с п о л ь з о в а т ь . П р и п о м о щ и дифференцированного подхода создаются благоприятные условия для развития учащихся. Элементы дифференцированного обучения успешно используются на любом этапе урока. Применяемые технологии - это воплощение педагогики сотрудничества и применение их в обучении даст тот положительный эффект, при котором у ребенка будет развиваться логическое мышление и воспитываться чувство ответственности за результат своего труда. Использование в своей практике с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998. 2. Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. – с. 8-17. 3. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 4. Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. - Ульяновск. - ИПК. ПРО, 1998. 5. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000. – № 2 – с. 67-68 6. Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998. 25. 7. Савинков А. Одаренные дети: методика, диагностика и стратегия обучения // Директор школы. - 1999. - № 5.
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 9. Терещук Дифференцированные задания как средства индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. – 1990. – № 11-12. 10. Унт И. Индивиадулизация и дифференциация обучения М., : Педагогика, 1990 .


В раздел образования