Напоминание

Семинар-практикум "Учусь понимать детей"


Автор: Курбатова Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ АО "Шенкурская СКОШИ"
Населённый пункт: город Шенкурск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум "Учусь понимать детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Семинар-практикум для педагогов «Учусь понимать детей»
- Доброе утро. Мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – как понять наших детей. Каждое упражнение, которое мы будем выполнять имеет смысл, и мы должны его разглядеть.
Разминка

Упражнение «Гляделки».
Цель: развитие эмпатии, понимания, сплочение коллектива, разминка, нестандартный способ поделиться на пары. Инструкция: Встаньте с круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала все должны поднять глаза и пальцем указать на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Это упражнение выполняется в паре. Одному участнику пары завязывают глаза, а другой ведет его на полосу препятствий, кто сможет пройти все препятствия правильно, следовательно, взаимодействие между участниками достигло абсолютного понимания. Обсуждение : Какие чувство вызывала у вас эта роль? Что вы испытывали? В какой роли комфортнее? Почувствовали ли что зависите от своего партнера, доверяете ему? Так и дети доверяют нам, зависят от нас, а мы им показываем правильное направление в жизни.
Основная часть
Начну с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях определенных правил поведения, то почему они пытаются эти правила нарушать? Выделяют 4 основные причины нарушений поведения детей: 1) Борьба за внимание. Если ребенок не находит нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Взрослые то и дело отрываются от дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это очень уж приятно, но внимание они при этом получают.
Упражнение “Бабочки”.
Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй - ребенком. Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”. Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”. Вопросы: - Какие чувства испытывали “дети” в первом случае? - Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае? - Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае? 2) борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им становиться особенно трудно, когда к ним обращаются в основном в форме указаний, замечаний, требований. Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том как это делать.
Упражнение “Типы воспитания”.
Ведущий предлагает педагогам в игровой форме познакомиться с типами педагогов и нескольким участникам группы побыть в роли детей и педагогов. Трем участникам группы ведущий раздает текст со словами, относящимся к типам воспитания. Остальные - дети, слушают текст и описывают возникшие у них чувства. Какие чувства и эмоции испытывали педагоги? 3) Желание отомстить. У детей есть много поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, усмешка при других детях, несправедливое наказание и пр. смысл плохого поведения в данном случае: «вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо» 4) Потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания, кроме этого – не получилось что- то выполнить самостоятельно и при этом не получил поддержки от взрослого, поругался с кем – то из сверстников и пр. Ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».
Упражнение «Дар убеждения»
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Рефлексия.


В раздел образования