Семинар-практикум для педагогов «Учусь понимать детей»
- Доброе утро. Мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – как
понять наших детей.
Каждое упражнение, которое мы будем выполнять имеет смысл, и мы должны его
разглядеть.
Разминка
Упражнение «Гляделки».
Цель: развитие эмпатии, понимания, сплочение коллектива, разминка, нестандартный
способ поделиться на пары.
Инструкция: Встаньте с круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза
вниз. После сигнала все должны поднять глаза и пальцем указать на одного из
присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Это упражнение выполняется в паре. Одному участнику пары завязывают глаза, а
другой ведет его на полосу препятствий, кто сможет пройти все препятствия
правильно, следовательно, взаимодействие между участниками достигло абсолютного
понимания.
Обсуждение : Какие чувство вызывала у вас эта роль? Что вы испытывали? В какой
роли комфортнее? Почувствовали ли что зависите от своего партнера, доверяете ему?
Так и дети доверяют нам, зависят от нас, а мы им показываем правильное
направление в жизни.
Основная часть
Начну с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не
только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь
понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях
определенных правил поведения, то почему они пытаются эти правила нарушать?
Выделяют 4 основные причины нарушений поведения детей:
1) Борьба за внимание. Если ребенок не находит нужного количества внимания,
которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия,
то он находит свой способ его получить: непослушание. Взрослые то и дело
отрываются от дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это очень уж приятно,
но внимание они при этом получают.
Упражнение “Бабочки”.
Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым,
второй - ребенком.
Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать
внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и
показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.
Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием
отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать
пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?
2) борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в
течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им
становиться особенно трудно, когда к ним обращаются в основном в форме указаний,
замечаний, требований. Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том
как это делать.
Упражнение “Типы воспитания”.
Ведущий предлагает педагогам в игровой форме познакомиться с типами педагогов
и нескольким участникам группы побыть в роли детей и педагогов.
Трем участникам группы ведущий раздает текст со словами, относящимся к типам
воспитания. Остальные - дети, слушают текст и описывают возникшие у них чувства.
Какие чувства и эмоции испытывали педагоги?
3) Желание отомстить. У детей есть много поводов для обиды: резкое замечание,
невыполненное обещание, усмешка при других детях, несправедливое наказание и
пр. смысл плохого поведения в данном случае: «вы сделали мне плохо, пусть вам
тоже будет плохо»
4) Потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания,
кроме этого – не получилось что- то выполнить самостоятельно и при этом не
получил поддержки от взрослого, поругался с кем – то из сверстников и пр. Ребенок
приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а
внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».
Упражнение «Дар убеждения»
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое
убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника.
Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная
бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит
бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке
лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в
коробке бумажка. В случае если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей
наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время
обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась - какие
вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Рефлексия.