Напоминание

Организация домашней работы учащихся класса гитары в системе дополнительного образования


Автор: Машкина Елена Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГАУДО РК "Республиканский центр дополнительного образования"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Организация домашней работы учащихся класса гитары в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание Введение 4 Занятие как основная форма обучения гитариста 5 Организация домашних занятий 7 Система занятий гитариста 9 Заключение 14 Список литературы 15 Приложение 1. План-конспект занятия по обучению игре на гитаре «Проверка организации домашних занятий» 16 Приложение 2. Схема «Система занятий гитариста» 21 1

Введение
В системе дополнительного образования большой популярностью пользуется музыкальное направление деятельности. В частности, занятия гитарным исполнительством становятся выбором многих ребят и их родителей. Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (два академических часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа также носит временный характер (закончив обучение, молодой музыкант прощается с педагогом), домашняя же работа остается с музыкантом на всю его исполнительскую жизнь. Задача работы на занятии заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Следовательно, организация, направление и контролирование домашних занятий ученика является важнейшей задачей педагога-музыканта. 2

Занятие как основная форма обучения гитариста
Обучение гитариста, как и любого другого музыканта, осуществляется преимущественно в двух формах работы: занятий под руководством педагога и самостоятельных домашних занятий. Основной формой обучения игре на гитаре является занятие, которое проводится педагогом индивидуально с учеником. Общее назначение занятия состоит в том, чтобы проверить, как работает ученик, подытожить его достижения, выявить и исправить его ошибки и дать соответствующие указания и материал для дальнейшей работы. Как правило, каждое занятие начинается с проверки домашнего задания и заканчивается разъяснениями нового задания для самостоятельной работы. Уровень сложности и объем домашнего задания всегда должен соответствовать возможностям учащегося. Во время занятия педагог дает ученику знания, а также воспитывает будущего музыканта. Каждое занятие должно быть тесно связанным с предыдущим и последующим, направлено на планомерное музыкально- исполнительское развитие ученика. Регулярность проведения занятий приучает ученика постоянно работать над собой и систематически выполнять домашние задания. От искусства педагога зависит создание так называемого «рабочего настроения». Педагог должен умело чередовать теоретические задания с практическими, контролируя и поддерживая стремление к достижению определенного результата через труд. Следует учитывать, что длительная отработка какого-то о п р е д е л е н н о г о э л е м е н т а п р и в о д и т к о с л а б л е н и ю внимания, и, как следствие, 3 Профессиональный рост учащихся во многом зависит от правильной организации домашних занятий, рационального использования сил и времени, отведенных для работы дома.
снижает результативность. Как только заметите, что внимание снизилось, – пора переключиться на другой объект. Главным содержанием занятия игры на гитаре является работа педагога с учеником над музыкальным произведением. В процессе этой работы у ученика формируются общие основы исполнительского мастерства. Однако, помимо репертуара, необходимо также систематически заниматься работой над исполнительской техникой. Заметная часть времени занятия должна отводиться развитию навыков чтения с листа. От навыков, привитых ученику на занятии, зависит качество и продуктивность его самостоятельной работы, поэтому занятие нужно строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной.
Организация домашних занятий
4 Основным мерилом усталости должна быть не физическая усталость, а потеря внимания.
Систематические занятия гитариста являются обязательным и главным условием овладения исполнительским мастерством. К сожалению, эта очевидная истина осознается далеко не всеми начинающими музыкантами. Одни видят секрет успеха только в музыкальной одаренности. Другие занимаются лишь по настроению и большую часть времени проводят в бездействии, ожидая прихода «вдохновения». Некоторые погружаются в поиски исполнительских «секретов», овладев которыми систематически трудиться не нужно. Все эти представления, разумеется, несостоятельны.
Секрет успеха в

музыке заключается в трудолюбии.
Обычно на первом занятия-собеседовании будущие ученики говорят, что очень хотят научиться играть на гитаре, однако уже через несколько занятий можно понять, что потенциальные гитаристы делятся на две условные «категории»: те, кто хочет НАУЧИТЬСЯ играть на гитаре и те, кто желает, чтобы ЕГО НАУЧИЛИ играть на гитаре. Первые изначально п р а в и л ь н о н а с т р о е н ы н а обучение, готовы заниматься, трудиться, они понимают, что результаты обучения будут зависеть от степени их упорства и старания. Они смотрят на педагога как на наставника, направляющего их в нужное русло, организовывающего рациональное и качественное обучение. Вторые грезят играть на гитаре, но рассчитывают не столько на себя, сколько на наставника. Они рассматривают педагога как замену их труду, считают, что если они обучаются у профессионала, то смогут научиться играть на инструменте, не прилагая особых усилий, занимаясь 2 раза в неделю по 40 минут непосредственно с преподавателем. Неправильно настроенные на обучение: эти ребята, разумеется, не могут закрепить полученные на уроках навыки, и на последующих занятиях приходится повторять забытое, «выгрывать 5 Секрет успеха в музыке заключается в трудолюбии.
невыгранное», то есть проделывать всю домашнюю работу. Вот почему очень важно сразу объяснить ученикам, как правильно организовать свое обучение, помочь им правильно распределить время, отведенное для занятий по игре на гитаре, в общем, помочь выработать наиболее эффективную систему занятий.
Система занятий гитариста
6

Как заниматься
Прежде вс его п е д а го г должен позаботиться о том, чтобы воспитать своего ученика в атмо с фере т р уд о л ю б и я , приучить его к ежедневной работе. Основываясь на личном опыте, считаю, что именно повышенная склонность к труду является важнейшим признаком музыкальной од а р е н н о с т и .
Настоящий талант в музыке – это одержимость инструментом, страсть,

проявляющаяся

в

постоянной

потребности

совершенствоваться,

трудиться,

добиваться

результата.
Возможности творческого труда практически безграничны. Не знает усталости человек, который увлечен своим делом! Однако трудиться тоже нужно уметь. Многие учащиеся занимаются небрежно, без плана и цели, они разбрасываются, отвлекаются, бесконечно повторяя, а, следовательно, выгрывая одни и те же ошибки. Такие занятия приносят плачевные плоды. Заниматься нужно рационально, чтобы при наименьшей затрате времени и сил достигать наилучших результатов. Приступая к изучению того или иного музыкального материала, следует, прежде всего, осознать его смысл, определить целесообразные методы работы, ясно представить себе конечную цель, сконцентрироваться на результате. Малоэффективен безвольный настрой и «расхлябанное» состояние во время самостоятельных занятий. Работая над гаммой, этюдом, упражнением или пьесой, ученик должен максимально сосредоточить свое внимание на том, чтобы добиться максимального результата. Сосредоточенность и еще раз 7 «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее» П.И. Чайковский
сосредоточенность. Во время занятий музыкант акцентирует внимание на трудностях, «подбирая ключ» к сложным моментам, а также анализирует причины неудач. Здесь важно отметить, что самостоятельная работа должна протекать в обстановке непрерывного слухового самоконтроля в сочетании с достаточно высокой требовательностью к своей игре. Самокритичность и неутомимое стремление к совершенству являются неотъемлемыми качествами творческих людей. Таким образом, организовывая свои домашние занятия, гитаристу нужно помнить: 1. Эффективность труда музыканта напрямую зависит от степени увлеченности своим делом. 2. Недостаточно убедиться в необходимости и важности труда, нужно еще научиться трудиться. 3. Заниматься нужно рационально и сосредоточенно. 4. Самостоятельная работа должна протекать в обстановке постоянного слухового самоконтроля.
Чем заниматься
По мере творческого роста молодого музыканта осуществляется переход от полного контроля к руководимой самостоятельности ученика. Всеми средствами следует поощрять его активность, инициативу. Иногда гораздо полезнее указать лишь направление его самостоятельных поисков, лишь путь к достижению цели, по которому он должен идти сам. Сознательное отношение к обучению и самостоятельность мышления вырабатываются, прежде всего, в процессе формирования учеником его собственной системы занятий. Как можно раньше ученик должен понять, что не существует универсальных комплексов, пригодных для всех исполнителей и на все случаи жизни. Формирование 8
системы домашних занятий – процесс живой, гибкий, требующий к себе подлинно творческого отношения, учета своих индивидуальных особенностей. Созданию комплекса содействует собственная вдумчивая практика самого ученика, в ходе которой он познает себя, то есть замечает, какие упражнения приносят ему наибольшую пользу, какие оказываются малоэффективными, какие области техники у него отстают, в каком направлении следует прилагать наибольшие усилия и т.д. Нельзя всю жизнь пользоваться одним и тем же комплексом. В системе домашних занятий должна быть заложена идея совершенствования, прогресса. Эта система должна гибко приспосабливаться к изменяющимся задачам, учитывать предстоящую нагрузку и состояние исполнительского аппарата, сложность изучаемого материала.
Система

домашней

работы

гитариста

должна

включать

в

себя

следующие элементы:
1. Упражнения для разыгрывания. Сюда относятся: разминка, упражнения на крупную и мелкую моторику, упражнения на растяжку мышц и т.п. 2. Общую техническую работу. Она включает в себя проработку гамм, упражнений на технику правой (левой) руки, упражнений на координацию и т.д. 3 . Работу над пьесами. Сюда относится работа над трудными местами, динамикой, выразительностью, выучивание наизусть и т.п. 4. Работу над дополнительным материалом. Это подбор по слуху мелодий, аккомпанемента, тренировка различных гитарных приемов и другое. 5 ) Разбор и исполнение нотного текста. Чтение с листа, разбор новых произведений. Все элементы занятия периодически нужно менять местами, чтобы на конец занятия, когда внимание ученика ослабевает, не приходились бы одни и те же объекты работы. Необходимо отметить, что часто учащиеся пренебрегают первым пунктом, считая разыгрывание лишней тратой времени. Следует пояснить, что 9
разыгрывание необходимо для того, чтобы привести мышцы исполнительского аппарата в рабочее состояние. В процессе разыгрывания увеличивается скорость потока крови, мышцы начинают лучше снабжаться питательными веществами, возрастает их сила и выносливость, при этом активизируются физиологические процессы, обеспечивающие интенсивную мышечную деятельность, что поможет избежать переутомления. А значит, занятие пройдет более эффективно.
Сколько заниматься
Определение оптимального объема работы зависит от многих факторов: возраста учащегося, продолжительности концентрации внимания, силы рук и пальцев и т.д. По мере формирования постановки и укрепления исполнительского аппарата объем заданий и их сложность постоянно возрастают. Для начала достаточно заниматься 1,5 часа в день. По СанПиН непрерывная работа с инструментом не должна длиться более 30 минут. По истечении этого срока внимание притупляется, а продуктивность занятий резко падает. После небольшого отдыха музыкант, восстановив свою работоспособность, получает возможность трудиться с прежней эффективностью. Слишком увлекаться отдыхом тоже не следует: длительные перерывы расхолаживают музыканта, его работа лишается сосредоточенности и целеустремленности. Таким образом, оптимально будет заниматься по 30 минут 3 раза в день с минимальным перерывом 10 минут (профессиональные, серьезные занятия игрой на гитаре требуют трех-пяти часов ежедневной работы). Увеличивать количество времени для домашней работы в день целесообразно до тех пор, пока эти дополнительные подходы сохраняют свою результативность (однако следует выдерживать распорядок: 30 минут занятий – 10 минут перерыв). Предел определяется ослаблением внимания и утомлением pyк. Напряжений 10
следует избегать, так как они могут привести к самым серьезным негативным последствиям. Ощущая симптомы мышечного переутомления, гитарист обязательно должен сократить объем выполняемой им работы. Только путем разумного сочетания нагрузки и отдыха можно выработать крепкий и выносливый исполнительский аппарат.
Когда заниматься
Этот момент лучше всего обсудить как с детьми, так и с родителями. Желательно, чтобы занятия гитарой проводились по возможности в одно и то же время. Это вырабатывает привычку организма, вносит определенный ритм в распорядок дня учащегося, что положительным образом отражается на его учении. Лучшее время для занятий гитарой – утренние часы. Но если учащийся утром занимается в общеобразовательной школе, браться за инструмент желательно как можно раньше после уроков, лучше сразу же после школы, до выполнения школьных домашних заданий: в 14.00-15.00 часов. Это время благоприятно для занятий гитарой, а происходящая таким образом
смена рода

деятельности
(школьные занятия – занятия музыкой – школьные домашние занятия) повысит и качество выполнения школьных заданий после музыкальных.
Заключение
Занятие с педагогом, несомненно, способно стать эффективным средством обучения только с правильно организованной домашней работой ученика. 11
Однако и успех домашней работы определяется умением педагога правильно подготовить учащегося к самостоятельной деятельности. В данном методическом издании мы рассмотрели наиболее рациональную систему организации домашней работы учащихся класса гитары, которая будет полезна не только наставникам-гитаристам, но и другим педагогам дополнительного образования в любой сфере музыкального исполнительства. Для мониторинга правильной организации домашних занятий педагогу периодически рекомендуется проводить
контрольные занятия
, имитирующие домашнюю работу ученика (
Приложение
). Во время этих занятий ученику необходимо заниматься так же, как дома, а педагогу – наблюдать за его работой, изредка делая замечания. В конце занятия педагогу рекомендуется подвести итоги своим наблюдениям, сделать выводы, при необходимости отметить недостатки, а также дать рекомендации по улучшению самостоятельной работы учащегося.
Список литературы:
1. Агафошин, П.С. Новое о гитаре / П.С. Агафошин. - Москва, 1928. 12
2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры / Н.К. Бакланова. - Москва: МГУК, 1996. 3. Богоявлинская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявлинская. - Москва: Академия, 2002. 4. Вольман, Б. Гитара в России / Б. Вольман. - Ленинград, 1961. 5. Вольман, Б. Гитара и гитаристы / Б. Вольман - Ленинград, 1966. 6. Вайсборд, М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века / М. Вайсборд. - Москва, 1989. 7. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси. – Москва: Музыка, 1965. 8. Кирьянов, Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре / Н.Г. Кирьянов. - Москва: Тоника, 1991. 9. Ковба, В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре / В.В. Ковба. – Челябинск, 2006. 10. Красный, В. Технические возможности русской семиструнной гитары / В. Красный. - Москва, 1963. 11. Мартинсен, А. Несколько слов о гитаре / А. Мартинсен. - Москва, 1927. 12. Мартынов, И. Музыка Испании / И. Мартынов. - Москва, 1977. 13. Охитина, Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охитина. - Москва: Просвещение, 1977. 14. Русанов, В. Гитара в России / В. Русанов. - Москва, 1901. 15. Шульпяков, О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя / О.Ф. Шульпяков. - Ленинград: Музыка, 1973.
Приложение 1

План-конспект занятия по обучению игре на гитаре
13

«Проверка организации домашних занятий»

Возраст детей:
12-18 лет
Цель:
проверка организации домашних занятий учащимися класса гитары
Задачи:
Обучающие: 1. Научиться правильно организовывать домашнюю работу с инструментом. 2. Научиться рационально использовать время, отведенное для домашних занятий. Воспитательные: 3. Воспитывать самодисциплину в обучении игре на инструменте. Развивающие: 4. Развивать навыки самоорганизации, методичности, сосредоточенности в обучении игре на гитаре.
Вводная часть.
Разъяснение ученику необходимости проверки организации им домашней работы с инструментом.
Подготовительная часть.
1. Проверка выполнения упражнений для разыгрывания. Сюда относятся: разминка, упражнения на крупную и мелкую моторику, упражнения на растяжку мышц и т.п.
Основная часть.
2. Проверка организации общей технической работы. Она включает в себя проработку гамм, упражнений на технику правой (левой) руки, упражнений на координацию и т.д. 3. Проверка организации работы над пьесами. Сюда относится работа над трудными местами, динамикой, выразительностью, выучивание наизусть и т.п. 14
4. Проверка организации работы над дополнительным материалом. (Это подбор по слуху мелодий, аккомпанемента, тренировка различных гитарных приемов и др.) 5. Разбор и исполнение нотного текста: чтение с листа, разбор новых произведений.
Заключительная часть:
1. Замечания, поправки и рекомендации педагога по улучшению организации домашних занятий. 2. Формулировка домашнего задания на следующее занятие.
Ход занятия:

Части

занятия

Содержание

занятия

Задачи

Время

Методы и приемы
Вводная 1. Разъяснение ученику необходимости проверки организации им домашней работы с инструментом Способствовать размышлению о необходимости проведения занятий, проверяющих организацию домашней работы учеником. 5 мин Эвристическая беседа: педагог задает ученику вопросы, способствующие размышлению о необходимости подобных занятий. Например: - Где по времени ты занимаешься больше: на занятиях в классе или дома? 15
- Если большую часть занятий ты будешь заниматься неправильно и нерационально, какие будут результаты? - Как ты думаешь, важно ли проверять то, как ты занимаешься дома? - Как ты думаешь, будет ли полезно сегодняшнее занятие? Подгото- вительная 2. Проверка выполнения упражнений для разыгрывания Подготовить мышцы ребенка предстоящим нагрузкам, одновременно проверяя выполнение разыгрывающих упражнений 5 мин Практическая демонстрация учащимся домашних упражнений на разыгрывание: упражнения на растяжку, силу пальцев, крупную и мелкую моторику. При необходимости коррекции работы педагогом 16
используется наглядный (имитационный) метод: педагог показывает, ученик повторяет. Основная 3. Проверка организации общей технической работы. 4. Проверка организации работы над пьесами. 5. Проверка организации работы над дополнительным материалом. 6. Разбор и исполнение нотного текста. Проверить и скорректировать организацию домашних занятий с инструментом учащимся класса гитары 20 мин Практическая демонстрация учащимся домашней работы над техникой: гаммами, упражнениями на координацию и скоростное звукоизвлечение. Демонстрация работы над трудными местами, динамикой, выразительностью, выучивание наизусть. Демонстрация работы над подбором по слуху мелодий, аккомпанемента, тренировки 17
различных гитарных приемов. Демонстрация работы с нотным текстом: чтение с листа, разбор новых произведений. Заключи- тельная 6. Замечания, поправки и рекомендации педагога по улучшению организации домашних занятий. 7. Формулировка домашнего задания на следующее занятие Научиться правильно организовывать домашние занятия; рационально использовать отведенное для занятий время; развивать навыки самоорганизации; воспитывать самодисциплину 10 мин Словесный метод: поправки и рекомендации педагога по улучшению организации домашних занятий. При необходимости используется наглядный (имитационный) метод: педагог показывает, ученик повторяет.
Приложение 2

Схема «Система занятий гитариста»
18

Упражнения для разыгрывания
Разминка, упражнения на крупную и мелкую моторику, упражнения на растяжку мышц
Общая техническая работа
Проработка гамм, упражнений на технику правой (левой) руки, упражнений на координацию
Работа над пьесами
Трудные места, динамика, выразительность, выучивание наизусть
Работа над дополнительным материалом
Подбор по слуху мелодий, аккомпанемента, тренировка различных гитарных приемов
Разбор и исполнение нотного текста
Чтение с листа, разбор новых произведений 19

Для записей
20


В раздел образования