Напоминание

Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС


Автор: Бедаш Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Гимназия №88"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад





Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС
Современный урок? Урок современный отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности. «Единственный путь ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу. Развитие познавательного интереса школьников проходит наиболее эффективно, если при преподавании биологии используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода: проектное обучение, проблемное обучение, технология личностно-ориентированного обучения, иг- ровые технологии, компьютерные технологии, исследовательская деятельность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне д е й с т в о в а т ь с а м о м у - и я н а у ч у с ь » . Системно-деятельностный подход обеспечивает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий (УУД). Основная педагогическая задача развитие личности учащегося: Организация условий, направляющих действие обучаемого -1)Чему учить? /Обновление содержания образования/; 2)Для чего учить? /Ценности образования/ 3)Как учить? /Обновление технологий образования/. Целевые ориентации стандарта нового поколения предполагают развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные. Результаты образования определяют развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира. Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Исследования показывают, что именно на активных занятиях, если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы, учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Гл а в н ы м и х а р а к т е р и с т и к а м и выпускника любой образовательной школы являются его компетентность и мобильность. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не
подготовленных; 3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.п. 3 этап – формирование определенных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Урок-форма образовательного процесса. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. ФГОС предусматривает смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности при изучении конкретного биологического материала. Часто использую на уроках метод проблемной ситуации. Постановка проблемных вопросов, проблемных задач заставляет даже слабого ученика мыслить, подыскивать решения. Возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте, явлении. При отборе задач учитываю, чтобы они были актуальны, интересны, занимательны и обязательно содержали интеллектуальное затруднение. Решая такие задачи, ученик делает для себя маленькое открытие, он испытывает чувство удовлетворенности, его охватывают положительные эмоции. Работа на уроке становится для него не утомительной нагрузкой, а полезным интересным делом. Реализация системно-деятельностного подхода возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Эта технология близка и понятна современным детям. Электронно-образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации, видеоролики позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы. Современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на
уроках повышает статус учителя, который идет в ногу со временем и, что еще важнее, со своими учениками. Обучение на основе проектной деятельности – один из методов системно- деятельностного подхода, направленный на выработку самостоятельных умений: ставить проблему, цели, задачи, собирать и обрабатывать информацию, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы. Данную методику широко использую в 5-7 классах и в работе кружка «Знатоки живой природы». Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Ребенок – существо само по себе деятельное. Чтобы познать мир, ему нужно все пощупать, потрогать, увидеть. Такая возможность ученику предоставляется при организации и проведении исследовательской деятельности в школе. Формирование исследовательских навыков у школьников – задача нелегкая. К поисково-исследовательской деятельности их необходимо подготавливать и чем раньше, тем лучше. Я начинаю это делать, когда ребята приходят ко мне в 5 класс. Сложнее всего выявить у обучающихся готовность к данному виду деятельности. Надо найти именно тех ребят, которые будут с желанием и интересом заниматься исследованиями. Учебно-исследовательский проект – это всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, а также их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Участие в НОУ дает возможность каждому ученику заниматься учебно-исследовательской деятельностью, формирует у учащихся универсальные учебные компетенции, а самое главное – создает фундамент для развития творческого потенциала личности. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Использованные источники: 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. – 2008. – № 2. 2. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября». – 2001. – № 9. 3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. 4.Словесная О.М. «Развитие познавательного интереса школьников при обучении биологии через деятельностный подход».


В раздел образования