Комплексное занятие по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, посвящённое "Дню Земли" в подготовительной группе.
Автор: Уколова Антонина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1504 Дошкольное отделение Молостовых 1-5 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: конспект Тема: Комплексное занятие по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, посвящённое "Дню Земли" в подготовительной группе. Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Гимназия 1504 Дошкольное отделение
Молостовых 1-5
Подготовила и провела воспитатель
дошкольного отделения
Уколова А.А.
МОСКВА 2017
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о природе;
- Уточнить знания детей о жизни на Земле, воспитывать гордость за свою планету, пробуждать
желание сделать приятное для неё;
- Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе, заложить
основы экологического воспитания;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и
сопереживания ко всему и прекрасному, что нас окружает.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин и иллюстраций о природе;
- Наблюдение за живой и неживой природой;
- Чтение и заучивание стихов, загадок;
- Индивидуальная подготовка детей к чтению стихов;
- Чтение рассказов В.Бианки, Скребицкого «Весна».
Материал к занятию:
- Демонстрационный материал из серии: «Уроки экологии»:
Всё живое на Земле – родня;
Чем богата Земля;
Экологический светофор;
Посадим дерево.
- Схема для каждого ребёнка (о влиянии человека на природу);
- Аудиокассета с записью музыкального произведения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, 22 апреля – т.е. сегодня – Международный день Земли. В нашем городе
проходит месячник, посвящённый этому дню. Жители города учавствуют в его
благоустройстве, озеленении: сажают молодые деревья, украшают клумбы красивыми цветами.
- Скажите пожалуйста , «Что такое Земля?» (Ответы детей).
- Наша Земля – это горы, реки, леса, моря, люди, животные. На нашей планете Земля, есть
много интересного и увлекательного!
Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и
заботливым. Но если все люди всё время будут любоваться природой – красота постепенно
будет уменьшаться. Нужно беречь природу, сажать леса, подкармливать птиц, охранять
животных. А для этого нужно знать природу.
И сейчас нам Даша прочитает стихотворение Н.Григорьевой:
Добрым мир создал творец,
Солнце – общий наш отец,
А Земля – конечно, мать
Нужно Землю охранять!
- Молодец, Даша! Проходи на своё место.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как правильно Землю назвать: Земля дорогая?
Земля золотая? (Ответы детей).
- Нет, лучше наверное сказать ей: «Родная! Земля наша милая, добрая мать!» Так ласковее
будет звучать. И вернее, ведь всё, что мы любим, всё создано ею.
- Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает и всё
расцветает. Давайте будем беречь красоту Земли.
Давайте улыбнёмся ! Как хорошо вокруг! Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
- А сейчас я вам предлагаю провести конкурс : «Что мы знаем о природе». Наши лучшие
знатоки будут награждены (раскрасками).
- Я вам буду задавать вопросы, а вы мне давать правильный ответ, готовы?, начинаем!
- Чего не любит природа? (костров, бутылочных осколков, мусора – банки, пакеты, и т.д.)
- Могут ли животные жить без растений? Почему? (Ответы детей).
- Почему нужно охранять животных? (Ответы детей).
- О чём просят нас птицы, улетая в тёплые края? (Ответы детей).
- Для чего красный цвет божьей коровке, зелёный – лягушке, серый – черепахе, белый – в
зимнем лесу – зайчику? (Ответы детей).
- Для чего длинная шея – жирафу, пушистый хвост – белке, длинные уши – зайчику?
(Ответы детей).
- Что случится, если животные поменяются своими домиками: (лягушка с белкой, зайчик с
дятлом, лиса с медведем?) (Ответы детей).
- Что случилось бы с природой, если бы не было дождей? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята, много вы знаете о природе.
- А сейчас давайте немного отдохнём, проведём с вами физкультминутку: «Дождь в лесу!»
(Проводится игра).
- Хорошо, а сейчас подойдите пожалуйста все к доске, продолжаем наше занятие. Посмотрите,
на доске расположены картины, давайте мы с вами рассмотрим их:
Картина – «Посадим дерево»
Вопросы к детям: Что делают дети?
В какое время года сажают деревья?
Для чего это делают?
Как правильно ухаживать за саженцами?
Почему их так называют?
А эта картина под названием: «Всё живое на Земле – родня!
- Посмотрите и скажите:
Почему нужны друг другу: тучки, грибы, деревья.. и человек?
А если бы исчезли солнце, дождь, навсегда улетели бы птицы? (Ответы детей).
Чем славен каждый месяц?
Что каждый месяц дарит людям?
А какой месяц ваш самый любимый? Почему? (Высказывания детей).
Ребята, посмотрите пожалуйста на эту картину: « Это экологический светофор».
- Как вы думаете, для чего на улицах устанавливают светофор! (Ответы детей)
Посмотрите на картину, это тоже светофор, но только особенный. Он поможет нам
навести порядок в природе.
Вопросы к детям : - Правильно ли размещены картинки, на этом светофоре?
Почему вы так думаете? (Ответы детей).
- Что относится к природе? (Ответы детей).
- Хорошо, а сейчас посмотрите на эту картину, показываю картину – « Чем богата Земля».
Вопросы к детям: - Что изображено?
- Как на глобусе нарисованы моря и океаны, горы?
- Как вы думаете, куда хочет отправиться девочка? А мальчик?
- А вы мечтаете о путешествиях?
- Да! На нашей планете Земля есть много интересного и увлекательного!
- Мы с вами рассматривали картины, и наши глазки устали, давайте проведём зрительную
гимнастику, чтобы глазки отдохнули. (Проводится зрительная гимнастика).
- Сейчас дети прочитают стихотворения М. Пляцковского. Полина, Егор, Даша, а остальные
ребята проходите на свои места.
1-й ребёнок. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется – Природа!
Давайте же всегда её беречь!
2-й ребёнок. В лучах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с Природою дружить!
3-й ребёнок. Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым,
Всё это называется Природа!
Давайте же сердца ей отдадим!
- Молодцы, очень хорошо, проходите на места.
- А вот сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами
в игру: «Если я приду в лесок»
- Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим
«да », если «плохо», то все вместе кричим «нет»!
- Готовы, начинаем!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
- Хорошо, оказывается вы отлично знаете правила поведения в лесу, но для полного моего
убеждения, я вам каждому раздам вот такие таблицы: «Правила поведения в лесу», вы
рассмотрите рисунки, прочитайте правила, и соедините рисунки с правилами линией. (Дети
работают с таблицами).
- Всё правильно, никто не ошибся, вот теперь, я за вас спокойна, что вы во время отдыха не
навредите лесу.
- Ребята, сейчас я ещё хочу вам предложить одну схему по теме: «Хорошие и плохие дела».
Нужно будет, отметить в квадратиках знаком «- « то, что плохо,
знаком «+» то, что хорошо,
всем понятно? Выполняйте.
(Дети выполняют задания используя схему).
- Молодцы, все справились, кто из вас, ребята желает нам рассказать о влиянии человека на
природу? (Заслушивается 1-2 рассказа)
- Всё правильно, дети. До чего, она красива, наша природа, наша Родина! Родина – Россия!
Край, где мы родились и живём – это наш дом!
Россия – край любви, земляных полян, белоствольных берёз и полноводных рек.
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю!
Запомните, дети, вы – частица природы.
Заболеет лес или река, и нам будет плохо.
Не обижайте ни дерева, ни кошку, ни муравья!
Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
- И в заключении нашего занятия Варя прочитает стихотворение Н. Соловьёва
Земля – наш мир, Земля – наш дом,
Кораблик в океане звёздном.
Возьмёмся за руки, друзья!
Спасём наш мир! Пока не поздно!
(Звучит песня: «Если всё вокруг подружится» на стихи П. Синявского, муз. Е. Архиповой).
- Молодцы, ребята, примите в подарок эти книги о природе. Наше занятие закончено!
Департамент Образования города Москвы
Восточное Окружное Управление Образования
ГОУ детский сад компенсирующего вида №1286
/для детей с нарушением зрения/
Подготовила и провела воспитатель
ГОУ детский сад компенсирующего
вида №1286 Уколова А.А.
МОСКВА 2011
Программное
содержание:
- Расширять представления детей о комнатных растениях (о кливии);
- Закреплять умение поливать растения из лейки;
- Учить протирать листья влажной тряпочкой;
- Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Материал к занятию:
- Два комнатных растения (цветущая кливия и кливия, которая в данный момент не
цветёт);
- леечка с длинным носиком;
- тряпочки для протирания листьев (на каждого ребёнка);
- тазик с водой;
- Игрушка Незнайка.
Предварительная работа:
- Наблюдения за комнатными растениями;
- Выполнение трудовых поручений;
- Аппликация: «Цветы в подарок маме, бабушке».
Ход занятия:
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе стоят два комнатных растения
– цветущая кливия и кливия, которая в данный момент не цветёт. Рядом на стуле Незнайка
(игрушка).
Воспитатель говорит детям, что перед ними комнатные растения.
Незнайка : А как называются эти комнатные растения?
Воспитатель : Эти комнатные растения называются кливия.
Предлагает детям аккуратно потрогать листочки кливии . Незнайка трогает листочки
вместе с детьми.
Воспитатель: Какие листья у кливии? (Ответы детей). Листья у кливии гладкие,
тёмно-зелёного цвета, они длинные похожие на ремешки. У земли листья собраны вместе,
а вверху расходятся как птичий хвост.
Незнайка: Листья у этих растений красивые. А вот цветочек только у одного растения, у
другого его нет. Почему?
Воспитатель: Правильно, одно растение сейчас цветёт, а другое нет. Давайте рассмотрим
цветущее растение. Из самой серединки выросла цветочная стрелка, на которой собраны в
зонтики цветы. На что похожи эти цветы? Цветок кливии повёрнут вверх, к свету. Ребята,
какое растение вам понравилось больше и почему? Конечно, растения, которые цветут, нам
нравятся больше. Они радуют нас своей красотой. Сейчас весна и одна кливия расцвела.
Другая кливия тоже может цвести, если за ней правильно ухаживать.
Незнайка: Я очень хочу чтобы и другое растение расцвело! А что для этого нужно
сделать?
Воспитатель: А что для этого нужно сделать, мы с ребятами тебе расскажем после
нашей физкультминутки, выходите ребята, и ты незнайка присоединяйся к нам и выполняй
движения вместе с ребятами.
(Проводится физкультминутка).
Мы вчера в лесу гуляли, - (маршируют на месте)
И везде грибы искали, - (наклоны влево – вправо)
Под берёзой, под осиной,
Под сосной и под рябиной - (приседание)
На лугу в траве густой - (маршируют высоко приподнимая колени)
И ни с чем пришли домой - (наклоняются вперёд, руки разводят в стороны).
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке, что нужно сделать, чтобы растение
зацвело. За растениями нужно ухаживать, в первую очередь – поливать их.
(Педагог приглашает детей подойти к столу).
Незнайка: Давайте я полью растение, чтобы оно зацвело.
Воспитатель: Нет, незнайка, нужно не только уметь поливать растения, но и знать, когда
их необходимо поливать. Вот посмотри, какого цвета земля у цветущей кливии? Земля
тёмного цвета. А в другом горшке земля такого же цвета? Нет, здесь земля серая. Теперь
давайте аккуратно потрогаем землю в горшках и скажем, какая она? Земля сухая.
Незнайка, ты понял – когда земля уже полита, то она тёмная и мокрая. А когда земля сухая,
то она более светлая. Как ты думаешь, какое растение нужно полить? Нужно полить
растение, у которого нет цветка. Поливать ребята уже умеют, поэтому (называет имя
ребёнка) возьмёт леечку и аккуратно польёт сухую землю. Лейку при поливе надо держать
низко над горшком, чтобы земля не разбрызгивалась, и лить воду под корень.
Незнайка: Теперь растение зацветёт?
Воспитатель: как вы думаете, ребята, может сейчас расцвести эта кливия? (Ответы
детей). Чтобы растения хорошо росло и цвело, нужно протирать листья. Посмотрите, как
я буду протирать листья. Я расправлю тряпочку на правой руке, а на левую руку кладу
листок кливии и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом я
осторожно поверну листок и протру снизу.
(В процессе показа воспитатель сопровождает свои действия словами).
Посмотрите, какой листочек стал чистый, блестящий.
Незнайка: А ещё нужно протереть цветочек, он тоже станет красивее и ярче!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно протирать цветочек? Цветочек протирать
нельзя, он может поломаться.
(Педагог предлагает всем детям по очереди аккуратно протереть листья кливии.
Следит за действиями ребят и постоянно их комментирует).
Незнайка: А теперь цветок распустится?
Воспитатель: Нет, Незнайка, растение не может так быстро зацвести, ему нужно время.
Теперь мы умеем ухаживать за этими растениями, поэтому оставим их в нашей группе.
Они будут радовать нас своей красотой, и вскоре наверняка распустится новый цветок.
(Незнайка вместе с детьми выбирает место, где будут стоять растения, затем
прощается с детьми и уходит).
Воспитатель: Незнайка ушёл, и наше занятие тоже окончено, вы молодцы ребята,
хорошо занимались, были внимательны, всё правильно выполняли. А сейчас отдыхайте.