"Дидактические игры и их роль в развитии слабовидящих детей".
Автор: Шляндина Елена Дмитриевна Должность: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок" Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края Наименование материала: статья Тема: "Дидактические игры и их роль в развитии слабовидящих детей". Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 37 «Теремок»
компенсирующей и оздоровительной направленности».
«Дидактические игры и их роль в развитии
слабовидящих детей».
Материал подготовлен:
Е.Д.Шляндиной
учитель – дефектолог
(тифлопедагог)
Одной
из
важнейших
задач
обучения
и
воспитания
является развитие
познавательной
деятельности
воспитанников,
формирование
интереса
к
знаниям. Реализация этой задачи проходит как в занятиях, так и в свободное
время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место
принадлежит дидактическим играм.
Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно
усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие
ребенка
в
процессе
дидакт и ч е с ко й
и г р ы
с о с т о и т
в
т о м ,
ч т о
непосредственный
интерес к игровому действию переходит постепенно на
интерес
к
мыслительным
операциям
и
задачам.
Это
отмечает
А.
В.
Запорожец:
«Участвуя
в
дидактических
играх,
ребенок
уже
меньше
увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности,
а
начинает
руководствоваться
учебными
интересами,
стремлением
приобрести
некоторые новые знания и умения»
.
В
ходе
дидактических
игр
у
детей
развивается
внимание,
воля,
во спитывают ся
активно сть,
уверенно сть
в
с ебе,
че стно сть
и
справедливость.
Дети
приучаются
соблюдать
правила
игры,
избегать
подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых
движений.
Дидактические
игры
построены
на
совокупности
приемов зрительной,
слуховой,
двигательной
наглядности,
включают занимательные
вопросы,
загадки,
в
них
используются
моменты
неожиданности:
удивления,
соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельности
детей.
Учение, труд и игра в дошкольном возрасте тесно связаны. Впечатления и
знания,
полученные на занятиях, дети используют в игре, а игра, в свою
очередь, помогает закрепить знания и лучше усвоить учебный материал.
Арсенал дидактических игр
слабовидящих детей в значительной степени
зависит
от
умелого
и
творческого
подхода
к
этому вопросу
со
стороны
педагогов, воспитателей, родителей. В подавляющем
большинстве
возможно
применение
дидактических
игр
зрячих
с
изменением
какого-либо
условия,
связанного
с
использованием
зрения.
Можно
по
аналогии
создавать
специальные
игры
для
слабовидящих
детей.
Ставя
задачу
развития
слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, педагог или
родитель
старается
использовать
разнообразные
игры.
Например,
в
играх
«Определи
форму»,
«Определи
величину»,
«Из
чего
они
сделаны?»,
«Путешествие по комнате» и др. дети упражняются в определении предметов,
их формы, величины и материала.
Необычайно
важно
учить
слабовидящих
детей
ориентироваться во
времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх,
как
«Ищи
по
заданию»,
«Каравай», «Холодно—жарко!» и др.
Временные
представления формируются в различных играх со стихами, где требуется
определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с
часами.
Упражнение
слуха
слабовидящих
происходит
как
в
непосредственной
образовательной
деятельности,
так и
в
свободной
деятельности.
Дети
любят
играть
в
игру «Узнай
по
голосу»,
«Посидим
в
тишине»;
сюда
же
включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие
игры-считалки,
развивают
навыки
счета,
формирую т
п о н я т и я
о
геометрическом материале, об основных признаках предметов.
Много
разделов
дидактических
игр
способствуют
активизации
речи
и
словаря
слабовидящих
дошкольников,
познаванию
ими окружающей
природы,
занятий
людей и т. п.
Все разновидности дидактических игр имеют определенное значение для
развития
слабовидящего
ребенка
и
должны
быть
использованы
целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями
и
способствует
формированию
у
дошкольников
умения
активизировать,
организовывать и регулировать свои психические функции.
Педагоги должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на
формирование
познавательной потребности, активного интереса к знаниям и
может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее
слабовидящего ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего
мира.
2. Коррекционные упражнения для детей
с тяжелыми нарушениями зрения.
По
мере
взросления
ребенка
увеличивается
нагрузка
на
глаза
и,
как
правило,
у
большинства
детей
острота
зрения
снижается.
Особенно
это
касается детей, которые имеют определенные проблемы зрения.
Чтобы
сохранить
зрение,
необходимо
обучать
ребят
саморегуляции
эмоций и чувств (методами релаксации), чтобы ребята умели пользоваться
этими знаниями в любых ситуациях, чтобы эти умения приходили на помощь
независимо от их состояния и настроения, а также обучаю любить природу,
людей и себя, ко всем быть “толерантными”. Можно рассматривать гладь реки,
любоваться природой, небом и птицами, зеленью и цветами.
Лишь выполняя упражнения постоянно, можно достичь определенных
результатов.
Первый закон хорошего зрения – это движение. Когда глаз движется,
значит, он видит.
Нормальный глаз часто мигает, чтобы равномерно распределить слезную
жидкость
известно,
что
слезы
не
только
увлажняют
роговицу,
но
и
дезинфицируют глаз, защищают их от микробов.
Прежде чем выполнять упражнения для коррекции зрения, нужно уметь
расслабить мышцы.
Удобная поза для этого – поза “Кучера”: сидя, ноги на ширине плеч, кисти
висят свободно, плечи, немного опущены, голова висит на груди. В такой позе
расслабляется максимальное количество, мышц (10-15сек.).
Одно
с
упражнений,
при
использовании
которого
можно
достичь
наибольшего расслабления для глаз - пальминг.
“Пальминг” (в анг. palm) – это самобиофорес глаз (прогревание энергией
руки).
Еще
философ
Кант
отмечал,
что
“Рука
–
это
мозоль,
выведенная
наружу”. Люди всегда неосознанно использовали свою ладонь для облегчения
состояния глаз. Энергией руки можно целенаправленно влиять на зрительную
систему, расслаблять мышцы и подпитывать их энергией.
Приведем несколько упражнений, которыми могут воспользоваться как
родители, так и педагоги, обучающие детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Трем ладони до тех пор, пока не почувствуем тепло, складываем их под
углом одну на одну. Ладони выравниваем, так, чтобы посредине осталась
ямка, и “одеваем” их на глаза.
Центр
ладони
должен
быть
над
центром
глазного
яблока,
основание
мизинца
на
переносице,
как
мостик
очков.
Ладони
должны
плотно
закрывать глаза, чтобы наступила полностью темнота.
Локти
поставьте
на
стол,
сядьте
удобно,
спина
прямая,
голову
не
наклонять.
Обязательно расслабьтесь! Через секунду – две почувствуете, как приятное
тепло
проникает
с
ладонь
в
глаза
все
глубже
и
глубже.
Теперь
можно
представить себе что-нибудь очень приятное.
Во время пальминга необходимо добиваться виденья абсолютно черного
цвета. Этого достичь можно лишь тогда, когда психика человека находится в
покое.
“Пишем носом”.
Сядьте удобно, руки положите на колени. Представьте себе, что у вас нос,
как у Буратино. С закрытыми глазами представив, напишите на доске свое имя.
Этим движением обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза.
Сначала расписываемся медленно, после этого – быстро. Опустите голову вниз
и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!
“Точки и крестики”
Закройте глаза, прикройте их ладонями и представьте черное поле. Теперь
нарисуйте носом маленькую букву “о”. В центре нее – еще меньше, а в центре
этой еще меньше и т. д. пока не получится точка. А посреди точки поставьте
маленький крестик, в центр крестика поставьте точку.
Легонько помигайте ресницами.
“Массаж для глаз”
Двумя
пальцами
массажируем
лоб,
брови,
виски,
под
глазами,
нос
(указательным пальцем), ухо и за ухом, шею сзади (так, как большая часть
напряжения припадает на заднюю часть шеи возле основания черепа).
Сделайте “китайские” глазки, улыбнитесь друг другу!
3. Игры для детей с нарушениями зрения
ИГРЫ В СЛОВА
“КУЗОВОК”
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет
“кузовок”. Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:
- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:
- Я положу в кузовок грибок.
- А я – платок!
- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок,
цветок, крючок, молоток и т.д.).
Если кто-то ошибся, все говорят:
- Не клади в кузовок пенек. Он оканчивается на “-ёк”! Давай фант!
По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:
- Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по
комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.
“ЛЮБОПЫТНЫЙ ”
1-й вариант:
Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый
должен продолжить вторую половину. Не может – штрафное очко. Ведущий
начинает
говорить
свою
половину
слова,
например:
теле…
Играющие
продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.
ПЯТЬ СЛОВ
Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в
строчку, далеко отставляя одну букву от другой.
Задача играющих – как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с
букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть
такой:
С – сокол, сито, сосна, старик, сарай;
О – облако, окно, огород, орех, окунь;
В – вилка, вата, воск, ворот, венок;
А – арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.
Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Все
играющие
садятся
на
стулья.
Водящий
сидит
отдельно,
глаза
у
него
завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню.
Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из
ребят.
Водящий
должен
сказать,
кто
пел.
Если
водящий
угадал
–
игра
продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.
ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ
Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он
рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого
цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого
цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.
4. Упражнение для профилактики нарушений зрения
1.
«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2.
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой
стрелки.
3.
Глазами напишите цифры от 0 до 9.
4.
Глазами напишите свое имя и фамилия.
5.
Глазами напишите число, месяц и год рождения.
6.
Глазами нарисуй пружинки.
7.
Глазами
нарисуйте
6
горизонтальных
восьмёрок
и
6
вертикальных
восьмерок.
8.
Глазами
нарисуйте
6
треугольников
по
часовой
стрелке,
затем
6
треугольников против часовой стрелки.
9.
Зажмурив
левый
глаз,
правым
напишите
нечётные
числа
от
1
до
9.
Зажмурив правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.
10. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.
11.Нарисуйте
глазами
геометрическую
фигуру
(круг,
квадрат,
треугольник)
сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.
5. “Зрительная гимнастика”
(Гимнастика для глаз выполняется сидя, без очков, в соответствии со словами
педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
6. Список литературы:
1.
Григорьева,
Л.П.,
Сташевский,
С.В.
Основные
методы
развития
зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л.П. Григорьева
– М.: Просвещение,1990.
2. Дети с глубокими нарушениями зрения. [Текст] / Под ред. М.И. Земцовой,
А.И. Каплан, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1967.
3.
Плаксина,
Л.И.
Содержание
медико-педагогической
помощи
в
дошкольном
учреждении
для
детей
с
нарушением
зрения.
[Текст]
/
Л.И.Плаксина – М.: 1998.
4. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских
садах с нарушением зрения. [Текст] /Л.И. Плаксина. - М.: ГороД,1998.
5.
Ремезова,
Л.А.
Развитие
конструктивной
деятельности
у
старших
дошкольников с нарушением зрения. [Текст] /Л.А. Ремезова- Самара. 2002