Напоминание

Подготовка к ОГЭ по русскому языку


Автор: Губайдуллина Ильсеяр Ленаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сугутская СОШ" Батыревского района ЧР
Населённый пункт: с. Сугуты Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Пояснительная записка Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе. ОГЭ в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, о
сновной целью которого

является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление

трудностей в изучении русского языка.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть 1 - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть 2 - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть 3 - написание сочинения-рассуждения. Место элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в учебном плане МБОУ «Сугутская СОШ» Батыревского района Чувашской Республики: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Задачи курса:
 систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ГИА;  совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;  совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему. Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят обучающимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
В результате изучения курса обучающиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания; -уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы; -уметь писать сжатые изложения
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;  научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;  владеть формами обработки информации исходного текста;  работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;  четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;  работать с бланками экзаменационной работы;  сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена. нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
 текст как речевое произведение;  смысловая и композиционная цельность, связность текста;  функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;  средства связи предложений в тексте;  звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;  лексическое значение слова и фразеологического оборота;  морфемно-словообразовательный анализ слова;  основные способы словообразования;  морфологический анализ знаменательных частей речи;  морфологический анализ служебных частей речи;  словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;  простое предложение: главные и второстепенные члены;  двусоставные и односоставные предложения;  сложносочиненное предложение;  сложноподчиненное предложение;  сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;  сложные предложения с разными видами связи между частями;  синтаксический анализ простого предложения;  синтаксический анализ сложного предложения.
На занятиях используются:
 Лекции учителя с различными видами заданий;  Составление обобщающих таблиц и опорных схем;  Самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);  Самостоятельный отбор материала;  Работа в группах;  Работа с пакетами КИМов;  Написание изложений и сочинений. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Раздел II. Учебно-тематический план
.
Содержание

Кол-во

часов

Количество тестов и работ по

развитию речи
Введение 1 - Орфографические и пунктуационные нормы 16 1 Творческие задания: изложение и сочинение-рассуждение 17 3 Повторение и систематизация изученного материала. 18 1 ИТОГО 34 5

Раздел III.

Календарно-тематическое

планирование.

Тематическое планирование
№ урока Тема занятия Элементы содержания Основные требования к знаниям, умениям, навыкам Вид контроля, самостоятельной работы 1. Введение. Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. 2 Смысловой анализ текста Смысловая и композиционная целостность текста. Обоснованный ответ на вопрос. Знать: элементы анализа текста Уметь: анализировать текст как речевое произведение Тематический контроль. Отработка задания 2 3. Изобразительно- выразительные средства языка Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса. Знать: изобразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы, метафора, сравнение, сравнительные обороты, эпитет, олицетворение, гипербола Уметь: определять в тексте тропы. Тематический контроль. Отработка задания 3 4.
Орфография.
Правописание приставок Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С. Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой Тематический контроль. Отработка задания 4 5. Правописание суффиксов в различных частях речи. Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях. Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи. Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. Тематический контроль. Отработка задания 5
6. Орфограммы в суффиксах и личных о ко н ч а н и я х глаголов Правописание суффиксов в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов. Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи, личных окончаний глаголов. Тематический контроль. Отработка задания 5 7
Лексика.
Просторечные, устаревшие, разговорные с л о в а и с т и л и с т и ч е с к и нейтральные синонимы. Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению Знать: понятие синонимы, лексическое значение слова Уметь: подбирать лексически нейтральные синонимы Тематический контроль. Отработка задания 6 8
Синтаксис.
В и д ы подчинительной связи в словосочетании Виды словосочетаний по способу связи: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания Тематический контроль. Отработка задания 7 9 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении Тематический контроль. Отработка заданий 8, 11 10 Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членов предложения. Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. Тематический контроль. Отработка задания 9
11 Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и обращениях. О б о с о б л е н н ы е ч л е н ы предложения. Пунктуация при о б о с о б л е н н ы х ч л е н а х предложения. Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. Тематический контроль. Отработка задания 10 12 П р е д л о ж е н и я с о б о с о б л е н н ы м и и уточняющими членами. 13 Сложносочиненное предложение Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений. Тематический контроль. Отработка задания 12 14 Сложноподчиненное предложение Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. Тематический контроль. Отработка задания 12 15 В и д ы с о п о д ч и н е н и я придаточных предложений главному Предложения с однородным и последовательным подчинением придаточных Знать: отличие однородного подчинения придаточного от последовательного подчинения Уметь: применять алгоритм определения вида подчинения придаточных Тематический контроль. Отработка задания 13 16 Сложные предложения с различными видами связи Способы связи в сложной синтаксической конструкции Союзная сочинительная и подчинительная связи. Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Тематический контроль. Отработка задания 14
17 Тестирование Тест в формате ОГЭ Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ Текущий контроль. Тестирование в формате ОГЭ (Ч. 2, задания 2-14) 18
Текст. Сжатое изложение.
Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. Тематический контроль. Отработка задания 1 19. Структурные особенности сжатого изложения Тема текста, идея, ключевые слова, микротема Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Тематический контроль 20 Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. Тематический контроль 21, 22 Написание сжатого изложения Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Работа в формате ОГЭ (часть 1) 23 Редактирование изложений Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. Уметь редактировать собственный текст. Тематический контроль 24
Текст. Сочинение-

рассуждение.
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Структура сочинения на лингвистическую тему. Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. Речевые клише. Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с частью 3 (15,1, 15,2, 15,3) 25 Написание сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Роль лексических и грамматических явлений в тексте. Языковые явления в теоретической интерпретации тезиса. Синтаксические явления для теоретической интерпретации текста. Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Отработка задания 15.1 26 Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему.
27 Структура сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. Отработка заданий 15.2, 15.3 28 Виды речевых ошибок и недочетов. Типология речевых ошибок и недочетов. Знать: типологию речевых ошибок и недочетов. Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их. Тематический контроль. 29, 30 Написание авторского текста по предложенной модели Структура написания сочинения по предложенной модели (часть 3: 15.2, 15.3) Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (часть 3: 15.2, 15.3) Отработка задания (часть 3: 15.2, 15.3) 31 Редактирование и рецензирование сочинений. Сочинение-рассуждение по предложенной модели Уметь: редактировать и рецензировать сочинение- рассуждение по предложенной модели Отработка задания (часть 3: 15.2, 15.3) 32 Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты. Выполнение тренировочных заданий в форме ОГЭ Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Уметь: Оформлять экзаменационную работу, применять полученные по курсу знания. Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты. 33 Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты. Выполнение тренировочных заданий в форме ОГЭ Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. Уметь: Оформлять экзаменационную работу Диагностическая работа в форме ОГЭ. Тесты. 34 Анализ ошибок.

Раздел IV. Список литературы.
1. Драбкина С.В. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 208 стр. 2. Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013 3. Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2012 4. Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация - 2016


В раздел образования