Напоминание

Оценка уровня физической подготовленности детей школьного возраста


Автор: Гузняев Дмитрий Юрьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 90"
Населённый пункт: г. Северск, Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Оценка уровня физической подготовленности детей школьного возраста
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 90» РЕКОМЕНДОВАНО решением Педагогического Совета МБОУ «СОШ № 90» Протокол № _____ от «____» ___________2016г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 90» _____________ И.Э.Харламова «____»________________2016г. «____» _____________________ _____________________ М.В.Томилова «____» ____________________
Методическая разработка
Тема: «Оценка уровня физической подготовленности детей школьного возраста»
.
учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 90» Гузняев Д.Ю .
ЗАТО Северск 2014
Введение
Современный этап развития системы физической подготовки характеризуется обновлением содержания обучения, поиском новых форм и методов контроля за физической подготовленностью школьников, но в большинстве случаев тестируется и оценивается определенный набор показателей физической подготовленности. Для того чтобы этого не происходило, необходимо использовать разнохарактерные контрольные упражнения и критерии, позволяющие осуществить объективную и адекватную оценку. Эффективность процесса физической подготовки в школе представлена объективностью системы проверки и оценки двигательной подготовленности школьников. «Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» предусмотрено проведение регулярного тестирования двигательной подготовленности детей учащихся общеобразовательных школ. Практика проверки физической подготовленности характеризуется противоречием между методикой подбора контрольных упражнений и процедурой определения индивидуальной и общей оценок. Необходимость систематизации и трансформации множества контрольных упражнений в практико-технологические варианты проверки и выбора адекватных критериев педагогического оценивания требует корректив в системе нормативных документов по физической подготовке. В теоретико-методическом аспекте отсутствуют разработки по дифференциации критериев, лежащих в основе установления оценочных нормативов. Весьма важным элементом системы проверки и оценки является методика составления ряда тестов из разнохарактерных контрольных упражнений. В настоящее время механизм отбора контрольных упражнений в проверочные комплексы для школьников разработан крайне фрагментарно. Для оценки фактического уровня двигательной подготовленности учащихся обычно используются показатели, характеризующие развитие двигательных качеств. Известно, что основные двигательные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость) могут оцениваться совершенно определенным набором контрольных упражнений (тестов), соответствующим основным требованиям стандартизации измерений. Тестирования физической подготовленности всегда вызывали и продолжают вызывать к себе большой интерес не только со стороны научных работников, но и учителей физической культуры, тренеров, учащихся, их родителей. Что такое «тест»? Какова классификация тестов? Зачем и нужно ли проводить тестирование физической подготовленности учащихся? Как определить уровень (высокий, средний, низкий) развития физических качеств и подготовленности? Что считать нормой при тестировании и как её устанавливать? Если учитель придумал новый двигательный тест или ряд тестов для определения физической подготовленности детей, то на что он должен обратить внимание или какие необходимые условия (требования, критерии) при этом выполнить? Тестирование физического состояния учащихся
предполагает обязательное ознакомление учителя с элементарными методами математической статистики. С какими из них? Каковы наиболее распространенные тесты для определения кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных способностей детей школьного возраста? Какие программы тестов для оценки физической подготовленности детей и подростков являются наиболее популярными? Необходимо рассмотреть такую практическую проблему, как соотношение результатов тестирования и оценок (отметок) по предмету «Физическая культура». Говоря конкретнее, если ученик при выполнении тестов неизменно показывает высокий уровень, означает ли это автоматически отличную оценку по нашему предмету? Традиционный подход к тестированию, когда данные стандартизированных тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом, вызывает у многих учеников, особенно с низким и средним уровнями физической подготовленности, негативное отношение. Тестирование же должно способствовать повышению интереса у школь- ников, приносить им радость, а не вести к развитию комплекса неполноценности. В этой связи с этим, предложены следующие подходы: 1. Результаты тестов ученика определяют не исходя из сравнения с нормативами, а на основании изменений, произошедших за определённый период времени. 2. Все компоненты теста модифицируются, используются облегчённые варианты упражнений (задания, составляющие содержание теста достаточно лёгкие, чтобы вероятность их успешного выполнения была велика); 3. Нулевая оценка или со знаком «минус» исключены, правомочно только получение положительных результатов. При тестировании важно выработать у школьника положительный мотивов участия в данной процедуре.
Тест
— это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов следует использовать лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям и в соответствии с которыми должны быть: - определена цель применения любого теста (или тестов); - разработаны стандартизированная методика измерения результатов в тестах и процедура тестирования; - определена надёжность и информативность тестов; - реализована возможность представления результатов тестов в соответствующей системе оценки. Система использования тестов в связи с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется
тестированием.
Полученное в ходе измерений числовое значение —
результатом

тестирования (теста).
Например, прыжок в длину с места — это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат тест
Надёжность теста - это степень точности, с которой он оценивает определён- ную двигательную способность независимо от требований того, кто её оценивает. Надёжность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же школьников в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста каждого ребенка при повторном выполнении контрольного упражнения. Другими словами, школьник в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показателям прыжков, времени бега, дальности метания) устойчиво сохраняет своё ранговое место. Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определённое время в одинаковых условиях одним и тем же учеником. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между первым тестом и вторым таким же тестом. Например, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших школьников — результаты стабильнее, чем у более младших. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, становится уже заметно ниже. Надёжность тестов определяют также по сопоставлению средних показателей входящих в тест. Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста: -время тестирования, место, погодные условия; -единое материальное и аппаратурное обеспечение; -психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация); -подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация). В целом, как отмечают специалисты, надёжность тестов можно повысить различными путями: более строгой стандартизацией тестирования, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением, повышением согласованности их мнений, увеличением числа тестов.
Еще

одной
важной проблемой тестирования двигательных способностей является
организация их применения.
Учитель физической культуры должен определить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование.
Сроки тестирования
устанавливают в соответствии со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое тестирование целесообразно проводить во вторую- третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдёт в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности, вызванные приближающимися экзаменами и каникулами). Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей школьников позволяет учителю вносить соответствующие коррективы в процесс физического воспитания на следующий учебный год. Однако учитель может и должен проводить более частое тестирование, осуществлять так называемый оперативный контроль.
Данную процедуру целесообразно выполнять, например, для того, чтобы определить из- менение уровня скоростных, силовых способностей и выносливости под влиянием уроков лёгкой атлетики в течение I четверти и т.п. С этой целью учитель может применить тесты для оценки координационных способностей детей в начале и в конце освоения учебного материала школьной программы, например, по спортивным играм, для выявления изменения показателей развития этих способностей. Следует учитывать, что разнообразие решаемых педагогических задач не даёт возможности предоставить учителю уникальную методику тестирования, одинаковых правил проведения тестов и оценки результатов тестирования. Это требует от учителей проявления самостоятельности в решении теоретико-методологических и организаци- онных вопросов тестирования.
Тестирование на уроке
необходимо увязать с его содержанием (органически входить в состав запланированных физических упражнений). Если, допустим, у школьников требуется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходимые тесты следует запланировать в ту часть урока, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физических способностей.
Частота проведения тестирования
во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития. При оценке общей физической подготовленности учащихся используются разнообразные тесты, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, поэтому тесты выбирались те, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Для оценивания общего уровня физической подготовленности ученика с помощью комплекса тестов в данной разработке предлагается переводить результат тестирования в формулы расчета уровня физической подготовленности, и сравнивать с установленными значениями оценки индивидуального и общего уровня физической подготовленности. Изменение значений при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного ребенка, так и группы детей.
Цель и задачи данной работы

Цель:
Поиск, применение и диагностика физической подготовленности для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков. Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие
задачи
: 1.Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы. 2.Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств. 3.Подбор, изучение и корректировке тестов для определения уровня физической подготовленности школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе. Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути: Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке. В соответствии с комплексной программой Российской Федерации и
планировании уроков были предложены следующие упражнениям: 1.Бег: 30 м, 60м, 100м, 500м, 1000м. 2.Прыжки в длину с места. 3.Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное кол- во раз. 4.Поднимание туловища из положения «лёжа» за минуту на максимальное кол- во раз. 5.Подтягивание из положения «виса» на высокой перекладине (для юношей) на максимальное количество раз. Исходя из менталитета нашей школы, учитывались следующие особенности: 1.У нас общеобразовательная школа, где, в основном, занимаются ученики нашего микрорайона. 2.Материальное положение семей нашего округа не превышает среднего, а в некоторых случаях минимального, прожиточного минимума. 3.В школе имеются дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях. 4.Следовательно, определённый процент контингента нашей школы имеет низкое физическое развитие вследствие: не рационального питания; не соблюдение режима дня школьника; нехватка активного двигательного недельного режима, который поддерживает здоровье человека на нормальном физическом уровне. Не секрет, что сейчас идёт ослабление здоровья ребёнка. Очень много детей имеют заболевания зрения, опорно-двигательного аппарата, вегето-сосудистой системы. Увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Такие ученики требуют особого внимания и контроля со стороны учителей, родителей, врачей. Учитывая все вышеперечисленные причины и следствия, руководствуясь программой, составлена таблица возрастных оценочных результатов с 1-го по 11-ый классы для мальчиков и юношей, для девочек и девушек.

Методика оценивания уровня физической подготовленности
Для оценивания полученных результатов тестирования физической подготовленности человека используют в основном два варианта: 1.В каждом тестовом испытании устанавливаются нормативы, в соответствии с которыми определяется уровень физической подготовленности. 2.Разрабатывается интегральная оценка физической подготовленности человека, основанная на переводе многомерной системы измерений (секунды, метры, количество повторений) в одномерную (очки, баллы). В этой связи при разработке теста для определения уровня физической подготовленности учащихся нами использовался подход, который часто применяется при решении задач проектирования, а именно: формулируются требования, которым должен отвечать проектируемый объект, в нашем случае - тест. На следующих шагах генерировались различные варианты проектируемого объекта (теста), которые проверялись на соответствие ранее принятым требованиям. Требования, предъявляемые к тесту, можно разделить на несколько групп. Как любой тест, тест по физической подготовленности должен иметь надежность. Процедура тестирования должна быть стандартизирована, что позволит повысить надежность теста, а также поставить испытуемых в равные условия. Выполнение тестовых упражнений должно быть строго регламентировано, а результаты в них должны измеряться с достаточной точностью. Целесообразно в качестве требований отбора тестов по физической подготовленности выделить следующие: минимизация количества тестовых упражнений; включение в тест простых для выполнения упражнений; включение в тест упражнений, выполнение которых не требует сложных технических средств; использование социально значимых тестовых упражнений; использование тестовых упражнений, выполнение которых не травмоопасно; соблюдение техники безопасности при тестировании; предъявление единых требований к тестируемым одного пола и возраста и многие др. Анализ состава и направленности тестовых испытаний, систем оценивания и других характеристик тестов для определения уровня физической подготовленности человека позволяет нам сделать следующие выводы. В большинстве случаев тестируется и оценивается определенный набор показателей физической подготовленности человека. •Выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Наиболее часто определяется по результатам бега на дистанциях 500 и 1000 метров. •Работоспособность определенных мышечных групп при различных режимах мышечного сокращения. В данном случае используют результаты прыжка в длину, бега на дистанциях от 30 до 100 м, подтягивания на перекладине, сгибания рук в упоре лежа, подъема туловища из положения лежа на спине. •Подвижность в определенных суставах, координация, ловкость и способность сохранять равновесие. Данные компоненты не оцениваются вообще или тестируется какой-либо из них, т. е. можно считать, что показатели третьей группы носят не основной, а дополнительный характер. Как правило, комплекс оценки физической подготовленности человека включает результаты выполнения 3-5 тестовых упражнений.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях учитель должен принимать во внимание следующее: -исходный уровень достижений учащихся; -особенности развития двигательных способностей; -динамику их изменений у учащихся определенного возраста и пола. При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки. Литература: 1.Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы / Сост.: В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. - М., 1993. - 25 с. 2.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО Издательство АСТ, 1998. - 270 с. 3.Сбруев Ю.И., Кудрявцев В.В., Степанчикова Е.В. Организация и методика комплексной оценки физического состояния населения. - М., 1986. - 204 с. 4.Спирин В.К. Методика оздоровительной физической тренировки индивидуальной направленности для детей школьного возраста. - Великие Луки, 2002. -176 с. 5.Журнал «Физическая культура в школе» ,2007,№6


В раздел образования