Автор: Маркова Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 5" Населённый пункт: Забайкальский край, г. Краснокаменск Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Урок математики в 1 классе Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе по системе Л.В. Занкова
Тема: Ломаная линия
Ц е л ь: Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи:
Предметная задача урока: формировать у учащихся представление о понятии « ломаная», «звено ломаной»,формировать умение выделять
линию среди других фигур.
Метапредметные задачи урока :
Регулятивные УУД: учащиеся учатся понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве
с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопрос, задание или объяснение; выполнять учебные действия
в устной речи и в уме.
Познавательные УУД:учащиеся учатся анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.Группировать,
классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД: учащиеся приобретают опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости.
Личностные задачи урока:
- формировать интерес к учебному материалу.
Методы обучения: проблемный ,исследовательский, наглядные, практические.
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока
этап
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Универсальные действия
Самоопределени
е к деятельности
Актуализация
знаний
Постановка
учебной задачи
I.
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Вы чувствуете солнечное тепло?...
Поприветствуемдруг-друга и подарим свои улыбки.
Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.
II.Актуализация знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Нам предстоит работа в парах. Давайте вспомним правила работы.
Учитель.
-Сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие. А в какую
страну вы узнаете , переставив карточки в порядке убывания чисел.
(Задание на карточках , карточки в конвертах)
тогярмеие
479136825(работа в парах)
На партах лежат конверты с заданием, на каждом листочке одна линия
(ломаная, кривая, прямая, отрезок).
Учитель: Рассмотрите карточки. Подумайте и скажите - какое задание
можно предложить всем для работы ?
Д.- Разделить на группы.
Учитель: Разделите . (Дети выполняют группировку с обсуждением в
паре. (по цвету :красные, синие; прямые, кривые).
Учитель: Какие варианты у вас получились?
Подготовка к работе
Выполняют
задания,тренирующи
е отдельные
способности к
учебной
деятельности,
мыслительные
операции.
Осуществляют
логическое
действие
«классификация»
п о
з а д а н н ы м
и
самостоятельно
выбранным
Личностные:самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные:планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Познавательные: логические-
анализ объектов с целью
выделение признаков
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка
вопросов
познавательные: общеучебные –
самостоятельное выделение-
Построение
проекта выхода
из затруднения
Проверка. ( приглашаю к доске для демонстрации группировок.)
( Дети на доске на больших образцах выполняют группировку.)
Д.- Кривая, прямая, отрезок
-Проверим багаж ваших знаний. Назовите известные вам линии и
расскажите, что вы о них знаете.(линии на доске :прямая, отрезок, луч,
ломаная линия)
Учитель: Все линии назвали?
Д.- Нет.
Учитель. Почему?
Д.- Не знаем название одной линии.(Если называют: почему эту линию
так назвали? Если допускают ошибку относя к кривой: Кто считает
иначе?Сравним.)
Учитель: как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Д. Ломаные линии.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями,
займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь,
ответим на многие ваши вопросы.
III. «Открытие» нового знания.
1) Практическая работа. (Работа в парах)
(Формирование умений соблюдать последовательность действий при
коллективном выполнении учебной задачи.)
Учитель: Попробуем сконструировать данную линию. Будем работать в
пара
( У детей на партах находится материал для моделирования ломаной:
спагетти, тесьма, пластилин. Детям нужно выбрать соответствующий
материал для построения ломаной линии и доказать свой выбор.)
Учитель: Обсудите из какого материала вы будете моделировать линию.
Докажите свой выбор.
Д. (Предложения детей).
критериям
Предлагают пути
разрешения
проблемы
Исследуют ломаную
линию путём
практической работы.
Наблюдение . Анализ.
Сравнение.
Анализируют
объекты и
обнаруживают в них
существенные
признаки понятий.
Дети считают звенья
и выполняют столько
же количество
движений
формулирование
познавательной цели;
логические- формулирование
проблемы
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
познавательные: логическое
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательства, выдвижения
гипотез и их обоснование;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации
Первичное
закрепление
Обсуждение
итогов работы
Учитель: Как вы будете моделировать линию? С чего начнете?...Затем?..
Составление плана работы.
предположения детей (сломать на части, отрезать).
1.Сломать соломку на части. 2. Выложить на парте. 3. Соединить части.
Учитель: Договоритесь, кто чем будет заниматься и выполняйте задание.
Выполнение практической работы.
Итог.
Учитель: Обсудите в паре и приготовьтесь ответить на вопрос: Какое
название вы бы дали этой линии? ………………
Учитель: Как можно назвать части линии?
-Для того чтобы узнать как называются части ломанной линии откроем
учебник математики на стр64 №
-Прочитайте как называются части ломанной линии.
- Как соединяются звенья?)
Вывод: точное название линии "ломаная линия”.
IY. Физкультминутка
(учитель показывает ломанные линии с разным количеством звеньев)
Сколько раз ногами топнем?
Сколько раз в ладоши хлопнем?
Мы присядем сколько раз?
Анаклонимся сейчас?
И подпрыгнем ровно столько.
Ай да счет! Игра и только!
Y. Упражнение в применении знаний.
Учитель: Хотелось бы вам самим начертить ломаную ?
Д.- Да.
Учитель: Возьмите листочки. Соедините данные точки так, чтобы
получилась ломаная линия . Какой инструмент нам поможет?
Выполняют задания,
действуя по
инструкции,
выполняют
взаимопроверку.
Интерпретирую
информацию,
полученную при
проведении
несложных
исследований
( объясняют,
сравнивают и
обобщают данные,
делают выводы )
Осуществляют
контроль учебной
деятельности
регулятивные: контроль, оценка,
коррекция; познавательные:
общеучебные – умение
структурировать знания, умение
осознанно и произвольно
строить речевые высказывания,
рефлексия способов и условий
действия;
регулятивные: контроль,
коррекция выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения; личностные:
самоопределение
коммуникативные: умение
выражать свои мысли.
Итог урока.
Рефлексия.
Д.- Линейка. (Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную
линию так же).
Учитель: Как будем соединять точки?
Д.- Последовательно. (Друг за другом).
Работаем аккуратно и точно. Взаимопроверка. Если задание выполнено
правильно поставьте зеленым цветом звездочку.
Учитель: Предположите, какое наименьшее количество звеньев может
быть?
Вывод: наименьшее количество отрезков ломаной – 2.
Итог. В ходе исследований и наблюдений мы выяснили:
Есть геометрическая фигура – ломанная
Она состоит из звеньев
Учитель. Посмотрите на слайд. Может кто-то из вас встречал еев
окружающем нас мире?.. (показ на слайде)
(Глядя на небо, люди мысленно соединили ломаной линией звезды.
Получилось созвездие, которое назвали созвездием Большой
медведицы).
Как вы думаете у ломаной линии еще есть секреты?
Мы очень хорошо работали. Оцените свою работу на лесенке успеха.
Приложения
1.Карточки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
г
е
о
м е
т
р
и
я
2.Карточки с линиями
3.Листочки с точками