Автор: Маркова Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 5" Населённый пункт: Забайкальский край, г. Краснокаменск Наименование материала: Конспект урока литературного чтения в 1 классе Тема: Разработка урока Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Тема: Слог.Деление слов на слоги.
Цель урока: формировать у обучающихся учебно-познавательный интерес к обучению грамоте на основе самостоятельного открытия
существенного признака слога – гласного.
Предметная задача урока:
- начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов
на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги;
Метапредметные задачи урока :
Регулятивные УУД:
учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в
сотрудничестве с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопрос, задание или объяснение; выполнять
учебные действия в устной речи и в уме.
Познавательные УУД: учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять
слова из букв (синтез); приобретать первоначальный опыт анализа слогового состава слов.
Коммуникативные УУД: учащийся приобретает опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости
Личностные задачи урока:
- формировать интерес к учебному материалу.
Оборудование: «Азбука» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), карточки с буквами, со слогами.
Методы обучения : : проблемный ,исследовательский, наглядные, практические.
Формы проведения урока : индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные
действия
Орг. момент
Проверка рабочих мест
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Подготовка рабочего места.
Личностные:
самоопределение.
Актуализация
знаний
Игра «Полубуковка»
(На карточках записаны половинки букв
а,у,ы,л,м,н))
Какое задание можно предложить?
Допиши буквы.
Найдите лишнее .
Раздели буквы на группы.
- На какие группы мы можем разделить
буквы из задания 3?
- Какие буквы мы отнесем к 1ой группе?
-А ко 2ой?
(Вывешивает на доску группы букв)
-Как различить гласные звуки?
Согласные звуки?
Работа в парах.
-На буквы, которые обозначают гласные
звуки и буквы согласных звуков.
Познавательные:
логический анализ
объектов с целью
выделения признаков,
осуществляют логическое
действие
«классификация»
п о
с а м о с т о я т е л ь н о
выбранным критериям
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
2 этап Создание
проблемной ситуации
-Посмотрите внимательно на выделенные
нами группы.
.- Какое задание вы можете предложить
одноклассникам?
- Давайте попробуем составить слова из
-Составить слова.
Работа в парах
-
Ау, уа, а, и,а.
Познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение-
формулирование
3. Открытие нового
материала.
первой группы букв.
-А теперь давайте составим слова из 2ой
группы букв.
-Итак, у вас есть какие-то варианты?
- Почему ты так решила?
-Давайте попробуем составить слово из
используя любые буквы из данных групп .
- Что можно сказать о луне как о предмете?
- Слышали ли вы выражение «с луны
свалился»?
Что оно означает?
- Что можно сказать о слове луна?
А сейчас позовем луну.
-Лу-на.
Слово распалось на части.
Дети работают самостоятельно.
Группируют буквы в слова, пытаются
составить слово. У них ничего не
получается.
-Ничего не получается.
-Не получается слово. Из этих букв нельзя
составить слово.
- Букв мало.
-Не получается составить, так как нет букв
гласных.
Слово «луна», мыла и т.д.
- Луна- спутник Земли
- Луна желтая, на ней нет жизни, нет
воздуха.
- Так говорят о человеке, который ничего
не слушал.
- О невнимательном человеке.
-В слове 4 буквы: 2 буквы согласных, 2 –
гласных
- Можно разделить так: лу-на
познавательной цели;
логические-
формулирование
проблемы
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Познавательные:
логическое решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательства,
выдвижения гипотез и их
обоснование;
коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации
-А может кто-то из вас знает, как называется
каждая часть слова?
-На сколько частей мы разделили слово
«луна»?
Прикрепляет на доску слово: СЛОГ
- Кто может мне сказать, о чем мы будем
говорить сегодня на уроке?
- Верно,из этих частей сложили
словоПоэтому каждую такую часть ученые
назвали слог.
- Сравните слоги и скажите, что общего
между ними?
- Поставьте ударение в слове луна. Какой
слог по счету ударный?
(-Какой слог ударный:1ый или 2-ой)
- От какого звука зависит ударный слог или
безударный?
- Значит «главным» в слоге является гласный
звук. Без него - нет слога! Скажите, сколько
гласных в слове луна?
-А сколько слогов в этом слове?
Сделайте вывод о том, как определить
количество слогов в слове?
(- Да. Но еще надо произнести слово
нараспев, будто вы зовете. Давайте позовем
«Мама», «Ира»)
- Это называется слог
-На 2 части.
-О слоге
- Каждый слог состоит из согласного и
гласного звуков.
-Каждый слог состоит из букв.
-От гласного.
-2
-2 слога
- Сколько в слове гласных, столько и
слогов.
Взаимопроверка.
Все произносят «Ма-ма! И-ра!»)
Умение строить
«умозаключение» ;
общеучебные – умение
структурировать знания,
умение осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания
- Напечатайте в тетради эти слова,
-Попробуйте разделить слова на слоги.
-Что получилось?
Выполняют задание.
- Слова мама, Ира состоят из двух слогов.
- – Нет, слово Ира – из одного!
- Нет, из двух слогов! Мы же говорили:
сколько гласных, столько и слогов. В слове
два гласных звука: [и] и [а]. Значит и
слогов два!
Умение формулировать и
аргументировать свою
точку зрения
Физкультминутка
Я буду называть слова , а вы приседать , деля
слова на слоги.
Ма-ша, ду- доч –ка, аз- бу-ка, ма-те-ма-ти-
ка,дом
Дети приседают, деля слова на влоги.
Учебные действия по
реализации плана.
Применение нового
знания.
- Откройте Азбуку на стр.38 (это две цифры
3 и 8 слева внизу). Давайте рассмотрим
иллюстрации. Что вы видите?
Давайте поработаем со словом мыло.
Подумайте, сколько слогов в слове?
-Рассмотрим картинки, расположенные
справа. Что вы видите?
- Давайте сравним, сколько букв в словах
эму, сыр
- Из скольких слогов состоит каждое слово?
- Мышки решили поделить кусок мыла.
- 2 слога
- Слово делится на 2 части. В каждой
части есть гласный звук ы,о.
- Страус эму, мыши с сыром.
- По три буквы.
- Слово эму состоит из 2х слогов. Здесь2
гласных звука.
- Слово сыр состоит из одного слога, так
как в нем один гласный звук.
общеучебные – умение
структурировать знания,
умение осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания,
рефлексия способов и
условий действия
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
познавательные:
логическое решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
Подведение итогов
урока.
Рефлексия.
- А теперь предлагаю вам потренироваться в
сложении слов. Из чего мы их будем
складывать?
( На партах в беспорядке карточки со
слогами. Учитель предлагает детям
составить слова из слогов.)
Работа в парах.
Ребята, чью работу на уроке вы хотите
отметить на уроке?
- Какое правило мы открыли сегодня на
уроке?
- Как вы думаете, есть ли у слога еще
секреты?
-Действительно, это так. На следующем
уроке мы с вами продолжим их раскрывать.
Оцените свою работу на лесенке успеха.
Спасибо всему классу за интересную
работу!
Из слогов!
(Ученики произносят составленные
слова по слогам, проверяют себя,
определяя в них количество гласных
звуков, а следовательно, и количество
слогов.)
Мы узнали, что слово состоит из слогов
- Сколько в слове гласных, столько и
слогов
доказательства,
выдвижения гипотез и их
обоснование;
коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации
регулятивные: контроль,
коррекция выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения;
личностные:
самоопределение
коммуникативные: умение
выражать свои мысли.
Приложение
1.Карточки с буквами
а у ы л м н
2.Слоги
н
а
л
и
м
ы
р
а