Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя математики.
Автор: Алёна Юрьевна ГумметоваДолжность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 61 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя математики.
Раздел: среднее образование
Назад
© Фокина Лидия Петровна
Заместитель
директора
по
УР
Алена
Юрьевна
Гумметова
© Фокина Лидия Петровна
«
Совершенно
не
разумен
тот
,
кто
считает
необходимым
учить
детей
не
в
той
мере
,
в
какой
они
могут
успевать
,
а
в
какой
только
сам
желает
…»
Ян
Амос
Коменский
© Фокина Лидия Петровна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКИ
Содействовать
Содействовать
вовлечению педагогов
вовлечению педагогов
в решение задачи
в решение задачи
повышения
повышения
качества образования
качества образования
Обеспечить необходимую
Обеспечить необходимую
осведомленность педагога
осведомленность педагога
о предъявляемых к нему
о предъявляемых к нему
требованиях
требованиях
Определять необходимую
Определять необходимую
квалификацию педагога,
квалификацию педагога,
которая влияет
которая влияет
на результаты обучения,
на результаты обучения,
воспитания и
воспитания и
развития ребенка.
развития ребенка.
Обеспечить необходимую
Обеспечить необходимую
подготовку педагога
подготовку педагога
для получения высоких
для получения высоких
результатов его труда
результатов его труда
ЦЕЛЬ применения
© Фокина Лидия Петровна
Основная задача учителя –
сформировать у учащегося модель
математической деятельности в
соответствии с уровнем образования
Математическая
компетентность используется
как в других школьных
предметах, так и в
повседневной жизни
учащегося.
© Фокина Лидия Петровна
Учитель математики должен
соответствовать всем
квалификационным требованиям
профессионального
стандарта учителя .
Вместе с тем существуют специальные
компетенции, которые необходимы для
преподавания данного предмета.
© Фокина Лидия Петровна
© Фокина Лидия Петровна
Трудовые действия
Трудовые действия
учителя математики, включенные в модуль «Предметное
обучение. Математика», направленные на развитие
мотивации обучающихся в области овладения и
применения математических знаний и умений, в том
числе через внеклассные формы работы
Содействие
в
подготовке
обучающихся
к
участию
в
математических
олимпиадах,
конкурсах,
исследовательских
проектах,
интеллектуальных
марафонах,
шахматных
турнирах и ученических конференциях.
Формирование
и
поддержание
высокой
м от и ва ц и и
и
р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
обучающихся
к
занятиям
математикой,
предоставление
им
подходящих
заданий,
ведение
кружков,
факульт ативных
и
элективных курсов.
© Фокина Лидия Петровна
связанные с консультационной
поддержкой обучающихся
:
Консультирование
обучающихся
по
выбору профессий и специальностей,
где необходимы знания математики.
Предо ст авление
информации
о
д о п о л н и т е л ь н о м
о б р а з о в а н и и ,
возможности
углубленного
изучения
математики в других образовательных
и иных организациях, в том числе с
п р и м е н е н и е м
д и с т а н ц и о н н ы х
образовательных технологий
.
© Фокина Лидия Петровна
н а п р а в л е н н ы е
н а
п о з и т и в н о е
отношение к математическим знаниям
и умениям:
Ф о р м и р о в а н и е
п р е д с т а в л е н и й
обучающихся
о
полезности
знаний
математики
вне
зависимости
от
избранной профессии.
С о д е й с т в и е
ф о р м и р о в а н и ю
у
обучающихся
позитивных
эмоций
от
математической
деятельности,
в
том
числе от нахождения ошибки в своих
построениях.
© Фокина Лидия Петровна
направленные на создание
организационных условий для
обучающихся по овладению
математическим знанием:
Сотрудничество с другими учителями математики и
информатики,
физики,
экономики,
языков
и
др.,
уметь
выполнять
задания
этих
предметов,
где
существенным является математическое содержание,
выполнять
совместные
межпредметные
проекты,
рецензировать
размещенные
в
информационной
среде
работы
учащихся
по
другим
предметам
с
математической точки зрения.
Профессиональное
использование
элементов
информационной
образовательной
среды
с
учетом
возможностей
применения
новых
элементов
такой
среды, отсутствующих в конкретной образовательной
организации.
© Фокина Лидия Петровна
направленные на формирование
способностей обучающихся к овладению
метапредметными и межпредметными
умениями:
Формирование
способности
п ре одол е вать
и н т е л л е к т у а л ь н ы е
т р уд н о с т и ,
р е ш а т ь
принципиально новые задачи, проявлять уважение
к интеллектуальному труду и его результатам.
Формирование
способности
к
логическому
рассуждению
и
коммуникации,
установки
на
использование этой способности, на ее ценность .
Формирование у обучающихся умения применять
средства
информационно-коммуникационных
технологий
в
решении
задачи
там,
где
это
эффективно .
© Фокина Лидия Петровна
Ф о р м и р о в а н и е
м а т е р и а л ь н о й
и
информационной
образовательной
среды,
содействующей
развитию
математических
с п о с о б н о с т е й
ка ж д о го
р е бе н ка
и
реализующей
принципы
современной
педагогики.
Использование
в
работе
с
д е т ь м и
информационных
ресурсов,
в
том
числе
ресурсов
дистанционного
обучения,
п о м о щ ь
д е т я м
в
о с в о е н и и
и
самостоятельном
использовании
этих
ресурсов.
Ведение
диалога
с
обучающимися
в
процессе решения задачи.
© Фокина Лидия Петровна
направленные на формирование
способностей обучающихся к
овладению математическими
знаниями, умениями, навыками:
Формирование
конкретных
знаний,
умений,
навыков в области математики и информатики.
Формирование у обучающихся умения проверять
математическое
доказательство,
приводить
опровергающий пример.
Формирование
внутренней
(мысленной)
модели
м а т е м а т и ч е с к о й
с и т у а ц и и
( в к л ю ч а я
пространственный образ).
Формирование у обучающихся умения выделять
подзадачи
в
задаче,
перебирать
возможные
варианты объектов и действий
.
© Фокина Лидия Петровна
направленные на формирование
способностей обучающихся к овладению
математическими знаниями, умениями,
навыками:
Формирование способности к постижению основ
математических моделей реального объекта или
процесса, готовности к применению
моделирования для построения объектов и
процессов, определения или предсказания свойств.
Формирование у обучающихся умения
пользоваться заданной математической моделью
(формулой, геометрической конфигурацией,
алгоритмом), оценивать возможный результат
моделирования (например - вычисления)
© Фокина Лидия Петровна
связанные
с
его
информационно-
коммуникационной компетентностью:
Квалифицированно набирать математический
текст.
Владеть основными математическими
компьютерными инструментами: визуализации
данных, зависимостей, отношений, процессов;
вычислений; обработки данных.
Использовать информационные источники,
следить за открытиями в области математики,
знакомить с ними обучающихся.
© Фокина Лидия Петровна
Проводить различия между точным и приближенным
математическим доказательством.
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение
с результатом: подтверждение его правильности или
нахождение ошибки; помощь обучающимся в
самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении,
помощь в улучшении рассуждения.
Решать задачи элементарной математики
соответствующего уровня образования в том числе
задачи олимпиад регионального этапа всероссийской
олимпиады .
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и
жизненных ситуаций, в которых можно применить
математический аппарат и математические инструменты .
Необходимые умения
учителя математики, включенные в модуль
«Предметное обучение. Математика»,
направленные на формирование конкретных
умений обучающихся в области математики:
© Фокина Лидия Петровна
Совместно
с
обучающимися
создавать
и
использовать
наглядные
п р ед с т а вл е н и я
математиче ских
объектов
и
п р о ц е с с о в
различными способами.
Организовывать
исследования
–
эксперимент,
обнаружение закономерностей, доказательство.
Совместно с обучающимися строить логические
рассуждения
в
математических
и
иных
к о н т е к с т а х ,
п о н и м а т ь
р а с с у ж д е н и я
обучающихся.
Работать с родителями, местным сообществом
по проблематике математической культуры.
Совместно с обучающимися применять методы
и
приемы
понимания
математического
текста,
его
анализа,
структуризации,
реорганизации,
трансформации.
© Фокина Лидия Петровна
Необходимые знания
О с н о в ы
м а т е м а т и ч е с к о й
т е о р и и
и
перспективных
направлений
р а з в и т и я
современной математики.
Представление о широком спектре приложений
математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания математики.
Специальные подходы и источники информации
для
обучения
математике
детей,
для
которых
русский язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем окружении.
© Фокина Лидия Петровна
Другие характеристики
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм,
требований профессиональной
этики.
© Фокина Лидия Петровна
Роль учителя
Роль учителя
У ч и т е л ь
м а т е м а т и к и
в е д е т
образовательный процесс в области математики
и
информатики
(в
том
числе
арифметики,
алгебры,
геометрии,
вероятности,
анализа
данных, информатики). Он также участвует в
межпредметных
проектах,
т ребующих
математиче ской
компетентно сти,
и
в
оценивании математического содержания работ
по
другим
предметам,
размещенным
в
информационной образовательной среде.
© Фокина Лидия Петровна
У ч и т е л ю
м а т е м а т и к и
рекомендуется
определение
с о в м е с т н о
с
у ч а щ и м с я ,
е г о
р о д и т е л я м и
( з а к о н н ы м и
п р ед с т а в и т е л я м и )
и
д р у г и м и
участниками
о б р а з о в ат е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
( с о ц и а л ь н ы м
р а б о т н и к о м ,
п с и х о л о г о м ,
дефектологом)
зоны
ближайшего
развития
учащегося,
планирование
« к о р и д о р а
е г о
б л и ж а й ш е г о
развития».
© Фокина Лидия Петровна
Использовать специальные коррекционные приемы
о б у ч е н и я
д л я
д е т е й
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможностями здоровья.
Обеспечивать
помощь
учащимся,
не
освоившим
необходимый материал (из всего курса математики),
в
форме
предложения
специальных
заданий,
индивидуальных
консультаций
(в
том
числе
дистанционных);
осуществлять
пошаговый
контроль выполнения соответствующих заданий.
Совместно с учащимися анализировать учебные и
жизненные ситуации, в которых можно применить
математический
аппарат
и
математиче ские
инструменты (например, динамические таблицы), то
же – для идеализированных (задачных) ситуаций,
описанных
текстом.
Поощрять
инициативы
учащихся по использованию математики.
© Фокина Лидия Петровна
Методы оценки выполнения
требований профессионального
стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности
педагога производится по результатам обучения, воспитания
и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку,
необходимо учитывать уровни образования, склонности и
способности детей, особенности их развития и реальные
учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными
учащимися в качестве критериев могут рассматриваться
высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного
уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и
ограниченные возможности, в качестве критериев успешной
работы педагогами совместно с психологами могут
рассматриваться интегративные показатели,
свидетельствующие о положительной динамике развития
ребенка. (Был – стал.)
© Фокина Лидия Петровна
«ЗА» и «ПРОТИВ»
Безусловно,
стандарт,
как
некий
ориентир
(эталон, шаблон, модель) нужен. Но в нем должны
п р и с у т с т в о в а т ь
н е
т о л ь к о
к р и т е р и и ,
сформулированные
в
самом
общем
виде,
но
и
индикаторы
и
показатели
соответствия
качеств
педагога этим критериям.
Если
уж
мы
говорим
о
необходимости
стандарта педагога, то мы не должны догадываться,
что авторы документа имели в виду, прописывая те
или иные тезисы. Таким образом, с одной стороны –
конечно «за», стандарт как образец, нужен; с другой
стороны, «против», так как при его помощи мало
что
можно
измерить,
сравнить,
выяснить
отклонения от нормы.
© Фокина Лидия Петровна
В
р
е
м
я
н
е
в
о
з
м
о
ж
н
о
о
д
о
л
ж
и
т
ь
,
о
т
л
о
ж
и
т
ь
и
л
и
н
а
к
о
п
и
т
ь
.
В
р
е
м
я
м
о
жн
о
т
о
л
ь
к
о
н
а
у
ч
и
т
ь
с
я
п
р
а
в
и
л
ь
н
о
и
с
п
о
л
ь
з
о
в
а
т
ь
«
з
д
е
с
ь
и
с
е
й
ч
а
с
»
© Фокина Лидия Петровна
Для чего нам это?
Для чего нам это?
Что должен уметь профессионал?
Что должен уметь профессионал?
Рационально расходовать свое время.
Рационально расходовать свое время.
Эффективно организовывать свою
Эффективно организовывать свою
работу.
работу.
Выполнять работу в определенные
Выполнять работу в определенные
сроки.
сроки.
© Фокина Лидия Петровна
Заместитель
директора
по
УР
Алена
Юрьевна
Гумметова
В раздел образования