Напоминание

Развитие речи у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья через продуктивные виды деятельности


Автор: Асафова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья через продуктивные виды деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Асафова Ирина Николаевна воспитатель ГОБУЗ «МОДРС» г. Мурманск Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в группах для таких детей в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В силу разных причин дети попадают в ГОБУЗ Специализированный дом ребёнка. Теперь вместо мамы с папой с ними рядом врачи, воспитатели, специалисты в области медицины, педагогики и психологии – люди, которые поведут ребенка в мир познания, позаботятся о его реабилитации, о лечении имеющихся у него заболеваний. Дом ребенка – это не только учреждение здравоохранения, в котором оказывается медицинская помощь на современном уровне, но и уютный дом, где дети развиваются, воспитываются, социально адаптируются. Дети, находящиеся в условиях нашего учреждения, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Мы работаем с детьми 2-3 года жизни, которые имеют особые проблемы в развитии. Это дети с задержкой нервно-психического и речевого развития, дети с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, дети с недостатками физического развития, дети- инвалиды.
В течение 2 лет мы работаем с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и обратили внимание, что темпы овладения детьми речь неодинаковы. Результаты наблюдения показали, что в Доме ребенка стандартным показателям развития речи в данном возрасте соответствует лишь 10% воспитанников. У остальных детей наблюдается явная задержка речевого развития. А некоторые дети вообще практически не говорят. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что, хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения. Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно, с нашей точки зрения, может реализоваться на занятиях продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Основополагающая задача применения продуктивной деятельности состоит столько в том, чтобы научить детей, изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи. В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях: 1.Обогащается словарь ребенка. 2. Происходит становление речи средства общения. 3.Совершенствуется функция, содержащая коррекцию и развитие - целенаправленной деятельности ребенка. Одной из форм воздействия на ребенка в Доме ребенка является непосредственно образовательная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. При этом мы учитываем возрастные особенности детей, о те отклонения в развитии, которые характерны для наших воспитанников. Вовремя продуктивными видами деятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Знакомим детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению
речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что так же оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Мы даем детям предмет в руки и предлагаем действовать с ним, при этом называем действия и признаки. В этом случае новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются Дети в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать. При планировании и проведении занятий соблюдаются определенные условия:  включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в работе по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей;  четкая, понятная речь взрослого;  обследование предметов;  проговаривание детьми всех выполняемых действий;  воспроизведение движений (в воздухе, на листе бумаги);  сравнение;  подробные вопросы к детям по продукту (результату) детской деятельности;  упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением; • индивидуальный подход Продуктивная деятельность позволяет решать и коррекционно- воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, то есть все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное
внимание результатам его усилий. Похвала, одобрение, как правило, побуждают к дальнейшим положительным действиям. Проведя анализ исследования детей, мы выявили четкую закономерность, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Известно, что тонкая моторика и речь сильно взаимосвязаны. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Перед тем как приступить к работе продуктивными видами деятельности, используем пальчиковую гимнастику. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, в целом речи. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями при поддержке психолога. Занятия продуктивной деятельности проводятся как индивидуально, так и в небольших группах – по 2-4 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводилось индивидуальное обучение. Все задания в каждом из этапов даются в игровой форме. В зависимости от уровня сформированности игры у ребенка подбираются разные варианты игры. На подготовительном этапе выбор заданий зависит от объема зрительного внимания ребенка, его ориентации на определенные сенсорные стимулы (звук, цвет, свет, запах и др.). Основная задача этого этапа – установить эмоциональный контакт с ребенком, дать ему понять, что взрослый – его партнер и помощник, с которым он чувствует себя надежно и спокойно, который может предложить интересное занятие. Игры и задания подготовительного этапа:  играем со звучащими предметами (например, поочередное извлечение звуков: “на” - “дай мне”);  рвем бумагу, фольгу и складываем в коробку;
 смешиваем краски, играем с разноцветной водой;  пускаем мыльные пузыри;  играем с тестом, глиной, пластилином (стучим, шлепаем, месим, отрываем кусочки). На этапе формирования и развития целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций перед нами стоит основная задача – формирование понимания цели действий; развитие избирательности в действиях; умение выбрать из двух предложенных занятий и обозначить свой выбор; использование коммуникативных средств (слово, звук, жест) для отказа от задания или согласия на его выполнение. Виды заданий:  открываем банки с завинчивающимися крышками, кладем туда деревянные бусы и гремим;  открываем пластиковую бутылку с завинчивающейся крышкой и кладем в нее фасоль;  втыкаем в пластилин, глину, соленое тесто палочки, спички, фасоль;  отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги и заполняем контур;  размазываем пластилин или воск по картону;  рассыпаем блестки разного цвета внутри намазанного клеем контура;  выкладываем деревянные кубики, строим из них башни;  выбираем один предмет из кучи – сначала это крупные предметы, которые можно брать всей кистью, потом помельче, которые можно брать в щепоть;  учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету;  вынимаем предметы из корзинки и складываем их обратно;  снимаем и прикрепляем прищепки, ломаем тонкие прутики, вытаскиваем шнурок из пособия по шнуровке;
 рисуем красками без помощи кисточки. Сначала делаем отпечатки пальцев или всей ладони на бумаге или зеркале. Затем переходим к рисованию сначала всей ладонью, потом только указательным пальцем. На этапе обучения использованию инструментов учимся:  заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;  нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;  удерживать кисть, карандаш и проводить ею линии на бумаге;  держать деревянный молоточек и стучать им (например, по металлофону). В процессе завершающего этапа по обучению планирования своей деятельности, понимания цели и последовательности действий ребенок учится:  делать “колобки” из пластилина, теста;  изготавливать различные аппликации;  набирать краску на кисточку и проводить линии в определенном месте. Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи. Для развития подготовительных этапов речи используем все моменты общения с детьми. Большое значение в развитии подготовительных этапов речи имеют общая активность ребенка, его действия с игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему, в первую очередь к окружающим взрослым и игрушкам. Для развития у ребенка речевой активности прислушиваемся к издаваемым звукам, повторяем за ним и вызываем на подражание. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что способствует развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Для развития понимания речи взрослого говорим с ребенком короткими фразами, подчеркиваем интонацией слово, которое он должен выделить. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемые движения или смотрит на называемый предмет или на движения и действия, выполняемые взрослым. Работа по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья умения отвечать на вопросы строится в определенной последовательности:
- от ребенка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвел с ним необходимые действия; - произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь) - самостоятельный ответ словом. - составление предложений из двух-трех слов, - использование в речи распространенных предложений из трех - четырех слов. Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: разработана система конспектов различных Интегрированных занятий. В группах созданы познавательные игротеки. Куда входят: -картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток, -дидактические игры, -пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.
Результативность
в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях продуктивными видами деятельности и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети предыдущих выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Можно отметить, что дети охотно играют вместе, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно. Литература: Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012. Е.В.Полозова Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ИП Лакоценин С.С., Воронеж.-2009. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно- развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. -Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г. 2. Источник: logoportaligryi-po-razvitiyu-melkoy-motoriki/.html


В раздел образования