Формирование УУД на уроках математики в начальной школе
Автор: Калинцева Татьяна Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Костеревская СОШ №2 Населённый пункт: г. Костерево, Владимирская область Наименование материала: статья Тема: Формирование УУД на уроках математики в начальной школе Раздел: начальное образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в
начальной школе
Приоритетной целью школьного образования становится формирование
умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем»
образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным
благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые
группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3)
коммуникативные действия; 4) познавательные
Как
может
быть
выражено
универсальное
учебное
действие
на
уроках
математики.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить
познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и
способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в
которых
необходимо
найти
схему,
отображающую
логические
отношения
между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают
собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей
соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к
успешному усвоению общего способа решения задач.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных
действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
В ывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром
логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они
выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия,
занимаются поиском лишнего.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным
действием
служат
коммуникативные
действия,
которые
должны
обеспечить
возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать портнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных
действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в
паре (в коллективе).
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -
действия
контроля
–
проводятся
самопроверки
и
взаимопроверки
текста.
Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды
ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я
должен знать, чтобы исправить ошибку?
Д ля диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных
действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей,
контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное
отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его
нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют сформировать
УУД?
Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем
разрабатывают
алгоритм
оценивания
своего
задания.
Учитель
не
сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по
сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель
привлекает
школьников
к
открытию
новых
знаний.
Они
вместе
обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в
жизни.
Учитель
обучает
школьников
приемам
работы
в
группах.
Они
вместе
с
учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в
группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих
работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не
наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
На каждом уроке используется рефлексия…
В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:
при изучении практически всех тем можно формировать все УУД
одновременно.
Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии:
уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная
деятельность.
Овладение
универсальными
учебными
действиями,
в
конечном
счете,
ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые
знания,
умения
и
компетенции,
включая
самостоятельную
организацию
процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на
выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.