Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "В гостях у сказки"
Автор: Хайброва Гульназ Разимовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Зай- Каратайская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: с. Зай- Каратай, Лениногорский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "В гостях у сказки" Раздел: начальное образование
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____/Валиева Г.Н./
Протокол №____от
«___»___________2016г.
«Согласовано»
Заместитель
директора поУВР
МБОУ
«Зай
–Каратайская
ООШ»
_______/Валиева Г.Н./
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Зай-Каратайская ООШ»
______/Хайброва Г.Р./
Приказ №_______от
«___»___________2016г.
Рабочая программа
по внеклассной работе “В гостях у сказки” для 1 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Зай –Каратайская основная общеобразовательная школа» муниципального
образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Хайброва Гульназ Разимовна,
учителя начальных классов.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по кружку «В гостях у сказки» в 1 классе составлена на основе:
Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-
Граф» 2011
Общая характеристика кружка.
Кружок «В гостях у сказки» способствует расширению читательского пространства,
реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей
каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать
задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и
труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели кружка:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к
чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить
системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта
младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,
личностными) и читательскими умениями.
Место кружка в учебном плане
В 1 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных
недели, следовательно, запланировано провести 33 ч.
Формы организации кружка
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
Уроки-спектакли.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового
к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает
основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных
знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с
книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге
как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят
начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и
эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
кружка.
В результате освоении программы кружка «В гостях у сказки» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Разделы программы
Количество
часов
1
Здравствуй, книга!
1
2
Русские народные сказки
2
3
Сказки татарского народа
2
4
Сказки Л.Н. Толстого
3
5
Сказки Г.Тукая
3
6
Сказки народов мира
2
5
По страницам книг В.Сутеева
3
7
Книги русских писателей-сказочников
3
8
Детские писатели
3
9
Сказки зарубежных писателей
3
10
Книги-сборники стихотворений для детей
2
11
Дети – герои книг.
3
12
Книги о животных
3
Всего часов:
33
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы.
1 класс (33ч)
Здравствуй, книга! (1ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист,
оглавление. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Русские народные сказки (2ч).
Русские народные сказки.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание,
чтение или слушание).
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Сказки татарского народа (2ч).
Татарские народные сказки: «Ике кыз», «Өч кыз»
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Сказки, басни Л.Н. Толстой (3ч).
«Акула», «Лев и собачка», «Корова», «Котенок», «Косточка», «Пожар», «Пожарные
собаки»
Сказки Г.Тукая (3 ч)
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
“Под грибом”,“Кот- рыболов”, “Страшный зверь”, “Кораблик”
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Сказки народов мира (3ч).
Сказка нганасанского народа “У кого рога длиннее” Сказка индонезинского народа «Хвост
медведя» Сказка народов манси «Почему у зайца длинные уши»
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сказки А.Н. Толстой «Ховрошечка», «Сорочьи сказки»
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Детские писатели (3ч).
С.Маршака. Сказка «12 месяцев»
К.Чуковский детям « Федорино горе», «Мойдодыр»
Книги Е.Чарушина для детей. «Волчишко», «Воробей»,
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Сказка Ш.Перро «Красная Шапочка», Братья Гримм «Гадкий утенок»,
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт
произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е.
Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина
«Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения
и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.
Календарно-тематический план
№
п/п
Названия темы
занятия
УУД
Кол-
во
час.
Дата проведения
Примечание
По
Факт.
плану
1
Здравствуй, книга!
1
1
Учебные книги
первоклассника. Правила
работы с книгой.
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь рабо-
тать с книгой, поль-
зуясь алгоритмом учеб-
ных действий; нахо-
дить книгу в открытом
библиотечном фонде.
1
2.
Русские народные сказки
2
2
Русские народные сказки
«Колобок» «Маша и Медведь»
Инсценирование русской
народной сказки “Колобок”
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь рабо-
тать с книгой, поль-
зуясь алгоритмом учеб-
ных действий; нахо-
дить книгу в открытом
библиотечном фонде
1
3
Русские народные сказки
«Кот, петух и лиса»,
«Заюшкина избушка»
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь рабо-
тать с книгой, поль-
зуясь алгоритмом учеб-
ных действий; нахо-
дить книгу в открытом
библиотечном фонде
1
3
Сказки татарского народа
2
4
Сказки татарского народа «Өч
кыз»,
“ Ике кыз”
Уметь работать с
книгой, пользуясь
алгоритмом учебных
действий.
1
5
Инсценирование татарской
народной сказки “Ике кыз”
Сравнивать книгу-
сборник с книгой-
произведением
1
4
Сказки, басни Л.Н. Толстой
3
6
«Акула»,
«Лев и собачка»,
Сравнивать книги
одного автора разных
лет издания по
оформлению;
ориентироваться в
мире книг; работать в
паре.
1
7
«Корова», «Котенок»
1
8
«Косточка», «Пожар»,
«Пожарные собаки»
1
5
Сказки Г.Тукая
3
9
«Шүрәле»
Сравнивать
произведения одного
автора ориентироваться
в мире книг; работать в
паре.
1
10
“Су анасы”
1
11
“Сөткә төшкән тычкан”,
“Бала белән күбәләк”,
“Ел фасыллары”
1
6
Сказки народов мира
2
12
Сказка нганасанского народа
“У кого рога длиннее”
1
13
Сказка индонезинского народа
«Хвост медведя»
Сказка народов манси
«Почему у зайца длинные
уши»
Участвовать в играх;
выполнять творческую
работу; работать в
парах.
1
7
По страницам книг В.
Сутеева
3
14
Сказка “Под грибом”
Сказка “Кот- рыболов”
Уметь самостоятельно
выбирать
интересующую книгу;
уметь работать с
книгой; оценивать
поведение героев,
формировать свою
этическую позицию.
1
15
Сказка «Страшный зверь»
Сказка «Кораблик»
Принимать участие в
литературной игре;
работать в парах.
1
16
Викторина по сказкам В.
Сутеева
1
8
Книги русских писателей
-сказочников.
3
17
А.Н. Толстой «Ховрошечка»
«Сорочьи сказки»
Ориентироваться в
мире книг; участвовать
в беседе о прочитанной
книге.
1
18
Слушание и чтение историй из
книги А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
Ориентироваться в
мире книг; участвовать
в беседе о прочитанной
книге;
осознавать значимость
чтения для личного
развития.
1
19
Слушание и чтение сказка
Ершова «Конек- горбунок»
Осознавать значимость
чтения для личного
развития; уметь
определять свою роль в
общей работе и
оценивать свои
результаты;
участвовать в
творческой работе.
1
9
Детские писатели
3
20
С.Маршака. Сказка «12
месяцев»
Уметь самостоятельно
выбирать
интересующую книгу;
ориентироваться в
мире книг; участвовать
в беседе о прочитанной
книге.
1
21
Книги- сборники
произведений К.Чуковского.
«Федорино горе»
«Мойдодыр»
Уметь самостоятельно
выбирать
интересующую книгу;
ориентироваться в
мире книг; участвовать
в беседе о прочитанной
книге.
1
22
Книги Е.Чарушина для детей.
Герои книг Е.Чарушина.
«Волчишко» «Воробей»
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
10
Сказки зарубежных
писателей.
3
23
Книга Ш.Перро «Красная
Шапочка» в разных изданиях.
Сравнивать книги
одного автора разных
лет издания по
оформлению.
1
24
Книга Братья Гримм «Гадкий
утенок»
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
25
В гостях у сказки. Викторина
по прочитанным сказкам
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
11
Книги-сборники
стихотворений для детей
2
26
Стихотворения для детей.
Книги-сборники. А.Барто.
В.Берестов. С.Михалков.
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
27
Конкурс чтецов
стихотворений детских поэтов
«Слушаем и читаем стихи
детских поэтов».
Принимать участие в
конкурсе чтецов; уметь
определять свою роль в
общей работе и
оценивать свои
результаты.
1
12
Дети – герои книг.
3
28
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»,
Характеризовать книгу,
определять тему и
1
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
29
В. Осеева «Совесть»,
«Мушка»,
Н.Носов «Мишкина каша»,
Пермяк «Первая рыбка»
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
30
Дети – герои стихотворений.
(А.Барто «В школу»,
С.Михалков «Фома»,
Е.Благинина «Тюлюлюй» и
др.)
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
13
Книги о животных
3
31
Книги В.Бианки.
Г.Скребицкого.
Характеризовать книгу,
определять тему и
жанр, выбирать книгу
на заданную тему;
слушать и читать
книгу, понимать
прочитанное.
1
32
Книга Н.Некрасова «Дедушка
Мазай и зайцы».
Пользоваться
аппаратом книги.4
формулировать и
высказывать своё
впечатление о
прочитанной книге и
героях.
1
33
По страницам любимых книг.
Выставка книг.
Уметь определять свою
роль в общей работе и
оценивать свои
результаты.
1