ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Автор: Модзолевская Валентина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга" Населённый пункт: Р.Б с. Дуван, Дуванский район Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Раздел: начальное образование
МИРА
Формирование навыков самостоятельной деятельности обучающихся - одна
из
актуальных
задач
современного
образования,
а
привитие
младшим
школьникам
навыков
самостоятельной
работы
над
учебным
материалом
является
одним
из
обязательных
условий
успешного
обучения.
В
соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом начального общего образования важнейшим качеством ребёнка
является самостоятельность. Поэтому главная роль отводится формированию
у детей умений и навыков самостоятельного мышления и практического
применения знаний, формирование навыков самостоятельного умственного
труда.
Чтобы
добиться
самостоятельности
нужно:
научить
обучающихся
учиться
самостоятельно,
приобретать
знания
из
различных
источников
информации
самостоятельным
путем,
овладеть
как
можно
большим
разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
Виды
самостоятельных
работ,
которые
может
использовать
учитель:
- самостоятельное изучение материала по литературным источникам;
работа с библиотечным каталогом,
самостоятельный подбор литературы;
п о и с к
и н ф о р м а ц и и
в
и н т е р н е т е ;
-
в е д е н и е
д н е в н и к а
с а м о п о д г о т о в к и ;
- подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к
тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену);
выполнение домашних контрольных работ;
с а м о с т о я т е л ь н о е
в ы п о л н е н и е
п р а к т и ч е с к и х
з а д а н и й ;
- выполнение творческих заданий;
подготовка устного сообщения для выступления перед классом на уроке;
выполнение проекта по отдельной дисциплине;
- подготовка к участию в конкурсе, творческом соревновании;
При
выборе
самостоятельной
работе
необходимо
обязательно
учитывать
возрастные
особенности
ребенка,
его
способности.
Ведь
она помогает
ребенку научиться ставить перед собой цели и находить пути их достижения,
а также повышать уровень знаний по предмету, работать над заданиями без
помощи
учителя,
умений
самостоятельно
анализировать
материал
и
приобретать новые знания.
Учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми
знаниями,
но
для
этого
нужно
на
протяжении
всего
урока
использовать
разнообразные формы самостоятельной работы:
Письменные
дифференцированные
самостоятельные
работы,
групповые
самостоятельные работы, индивидуальные карточки для каждого ученика.
В
методике
преподавания
дисциплины
«окружающий
мир»
существуют
различные взгляды на проведение самостоятельных работ. Крупская Н. К.
считала,
учитель
обязан
систематически,
последовательно
излагать
преподаваемую дисциплину, всемирно приучая детей к работе с книгой и
другим видам самостоятельной работы [ 1,с. 26]. методист Е. М. Пакулова
считает,
что
понятие
«самостоятельные»
работы
предполагает
практическую[3]
самостоятельную
деятельность
школьников
по
приобретению и усвоению знаний. В книге Вахрушев А. А., Данилов Д. Д.,
Данилов А. А. «Окружающий мир» («Школа2100...») нацеливает учителя
побуждать школьников принести на урок книги, иллюстрации, подготовить
самостоятельные сообщения - по желанию. В конце урока можно предложить
ответить на вопрос: что школьники (именно данного класса) хотели бы узнать
об окружающем мире? Возможно, не все ученики смогут сформулировать,
что
их
интересует
в
познании
окружающего
мира,
но
определенное
стимулирующее
значение
для
расширения
их
кругозора,
развития
любознательности будут иметь диалоги в классе, рассказы других детей, как
интересно и важно изучать окружающий мир [ 2,с.106].
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
самостоятельная
работа
необходима детям не только на уроке, но и дома. С помощью разных видов
деятельности на уроке ребенок сможет хорошо понять материал, а так же
узнать новое и интересное. Сможет сам рассчитать свои силы на выполнение
заданий
по
карточкам
или
тестам.
А
при
самостоятельной
работе
дома,
ребенок
будет
овладевать
новыми
знаниями,
умения
работать
с
текстом,
применять полученные знания на практике.
Литература
1. Буряк, В. К . Самостоятельная работа учащихся [Текст]/ В.К. Буряк. - М.:
Просвещение, 2011.-С.56.
2. Вахрушев, А. А . Новый курс «Мир и человек» для нач. школы (1-4) [Текст]
/ А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан // Нач.шк.-1997.-№10.-с.38-47.
3. Пакулова, В. М .. Методика преподавания природоведения : учеб. пособие
для студентов пед. ин-ов по спец. №2121 «Пед. и мет. нач. обучения» [Текст] /
В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2012. - 192с.
1.
Фамилия, имя, отчество
Модзолевская
Валентина
Ивановна
2.
Страна
Россия
3.
Город
С.Дуван
4.
Место работы (учебы)
БГПУ им. М. Акмуллы
5.
Должность (курс)
Студент ЗПНОС 41-13
6.
Ученая степень
-
7.
Ученое звание
-
8
Научный
руководитель
(ФИО,
ученая
степень
и
звание) – для студентов, магистрантов и аспирантов
Ф а т к у л л и н а
Л и р а
Ку тд у с о в н а ,
к а н д и д а т
п е д а го г и ч е с к и х
н а у к ,
доцент
9.
Телефон
8-960-803-49-68
10
.
E-mail
valya.modzolevskaya@yandex.r
u
11
.
Почтовый адрес
Дуванский
район.
С.Дуван
Ул. Профсоюзная 1а
12
.
Тема статьи
Формирование у младших