Напоминание

"Современные воспитательные технологии"


Автор: Удалова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Лабытнанги
Наименование материала: Доклад
Тема: "Современные воспитательные технологии"
Раздел: начальное образование





Назад









« Современные воспитательные

технологии»













Классный руководитель:



Удалова Татьяна Александровна

Уважаемые коллеги, тема моего выступления: « C
овременные воспитательные

технологии».
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения. Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.


У

важаемые коллеги, а что такое педагогические технологии?



Педагогические технологии
– это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.




Основные признаки педагогических технологий
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило следующие существенные отличия в развитии педагогических технологий и воспитательных:  быстрое развитие технологий обучения и медленное развитие технологий воспитания; Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика).  Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.  Несовместимость такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией;  Стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты. Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:




Воспитательные технологии
– это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
 Диагностирование  Целеполагание  Проектирование  Конструирование  Организационно – деятельностный компонент Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются
:  Научно обоснованные социализированные требования  Передача социального опыта  Постановка цели и анализ сложившейся ситуации  Социализированная оценка ученика  Организация творческого дела  Создание ситуации успеха Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ. Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.




Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить

следующим образом
:  Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)  Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)  Содержательная (предметная) деятельность  Завершение  Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные воспитательные технологии.

Педагогика сотрудничества
может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Целевыми ориентациями данной технологии являются:  Переход от педагогики требований к педагогике отношений  Гуманно – личностный подход к ребёнку  Единство обучения и воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
 превращение школы Знания в школу Воспитания;  постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;  развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;  возрождение национальных культурных традиций;  сочетание индивидуального и коллективного воспитания;  постановка трудной цели; Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы:  идея включения детей в улучшение окружающего мира;  идея соучастия детей в воспитательном процессе;  коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;комплексный подход к воспитанию;личностный подход, одобрение социального роста детей; Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.


В раздел образования