Автор: Удалова Татьяна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Лабытнанги Наименование материала: Доклад Тема: "Современные воспитательные технологии" Раздел: начальное образование
Уважаемые коллеги, тема моего выступления: «
C
овременные воспитательные
технологии».
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным
процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение
поставленных
целей.
Овладение
педагогическими
технологиями,
умение
самостоятельно
разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу
наилучшим
образом
осуществлять
профессиональную
деятельность,
быстрее
стать
мастером
своего дела.
У
важаемые коллеги, а что такое педагогические технологии?
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных
приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между
собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного
процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге
определенную совокупность условий для развития учащихся.
Основные признаки педагогических технологий
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило
следующие существенные отличия в развитии педагогических технологий
и воспитательных:
быстрое развитие технологий обучения и медленное развитие технологий воспитания;
Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от
субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание
безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика).
Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее,
так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они
требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали
отношение к делу, которое предлагает педагог.
Несовместимость такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с
техникой, стандартом, автоматизацией;
Стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями
труда» и рекомендациями по их использованию.
Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана,
господствует
индивидуальное
мастерство,
но
рано
или
поздно
оно
уступает
место
«коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология,
сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий
можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и
методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при
которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и
определяет успешность и характер воспитательной технологии.
От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной
или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной.
В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально
увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются :
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии
является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим
пример
самой
распространенной
по
применению
воспитательной
технологии
–
технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая
воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений
человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить
следующим образом :
Подготовительный
этап (предварительное
формирование
отношения
к
делу,
интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
Содержательная (предметная) деятельность
Завершение
Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные воспитательные технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и
воспитательная
технология.
Педагогику
сотрудничества
надо
рассматривать
как
особого
типа
«проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические
технологии.
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Концептуальные
положения
педагогики
сотрудничества
отражают
важнейшие
тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы:
технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, Гуманно – личностная технология
Ш.А.Амоношвили,
технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти
технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и
в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного
творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при
которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание,
коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное
насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности
детей;комплексный
подход
к
воспитанию;личностный
подход,
одобрение
социального роста детей;
Одним
из
возможных
путей
совершенствования
воспитательной
работы
в
образовательном
учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей.
Использование
педагогических
технологий
позволяет
наполнить
воспитательный
процесс
конкретным
содержанием,
а
ценностно
–
ориентированные
педагогические
идеи
обогащают
профессиональное сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь,
воспитание,
развитие
личности,
ее
социализация.
Становится
очевидным
необходимость
повышения
статуса
воспитательной
работы,
изменения
в
целом
идей,
подходов,
принципов,
характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в
решении данных задач.