Автор: Минуллина Виталина Викторовна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №10 ЗМР РТ" Населённый пункт: город Зеленодольск РТ Наименование материала: Доклад Тема: "Школа - территория здоровья" Раздел: среднее образование
« Школа-территория здоровья»
Физические упражнения могут
заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире
не может заменить физические
упражнения.
А. МЮССЕ
.
Общеизвестно,
что
одним
из
основных
показателей
уровня
развития
государства
и
его
социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья.
Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX в начале XI
века привели к катастрофическому снижению человеческого потенциала.
Наша
жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение
требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены.
Как следствие – деградация современного человека гиподинамия, недостаток естественных
движений.
А
это
патология
сердечно-сосудистой
системы,
и
отклонения
в
осанке,
быстрая
утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного
материала, отклонения в психике.
По словам В. А. Фетисова, более половины юношей и девушек, оканчивая школы, уже имеют 2-
3 хронических заболевания, и в целом лишь 15% выпускников можно считать практически
здоровыми.
Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние 12
лет годных к военной службе с 92% сократилось до 67%, а временно не годных возросло в 5 раз.
Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физ. подготовленности.
Таким
образом,
в
России
на
сегодняшний
день
сложилась
тревожная
ситуация,
судящая
довольно мрачные перспективы развития государства.
Что же можно противопоставить надвигающейся беде? Где выход из создавшийся ситуации? В
последние
годы
эти
вопросы
все
чаще
становятся
предметом
обсуждения
коллективов,
государственных чиновников и, конечно, ученых.
Говоря
о
средствах,
которые
могут
изменить
сложившуюся
ситуацию
и
послужить
оздоровлением нации являются физическая культура и спорт. В частности можно говорить об
уроках физической культуры и занятиях в разных спортивных секциях.
Образовательная область «физическая
культура» призвана сформулировать у учащихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленности,
целостном
развитии
физических
и
психических
качеств,
творческом
использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Как правильно: организовать процесс усвоения учебного материала? Сформировать у учащихся
целостное
представление
о
физической
культуре
как
социального
явления,
единстве
биологического,
психического
и
социального
в
человеке?
Законах
и
закономерностях
и
совершенствовании его психологической природы?
Естественно, что ко всем поставленным вопроса в разных территориях существуют разные
подходы. Но как мне кажется, наиболее правильной и адекватной в реализации этой программы
будет являться следующая структура работы:
1
этап.
Диагностика.
На
этом
этапе
осуществляется
диагностирование
физической
подготовленности, отклонения в здоровье и психике учащихся. Она основана на совместной
работе учителя физической культуры с медицинскими работниками и преподавателя-психолога.
2 этап. Просветительская работа . На этом этапе через классные часы, родительские собрания
формируются
у
учащихся
и
их
родителей
представление
о
физической
культуре,
о
пользе
физических упражнений, ЗОЖ, гигиене.
3 этап. Практический через уроки физической культуры, через внеурочное формы (секции,
кружки) сформировать умение и навыки, позволяющие самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования.
После медицинского осмотра учащихся в 2012-2013 учебном году, в нашей школе выявлено
основное
%
содержание
школьных
болезней,
таких
как
кариес-13%,
сердечно-сосудистые
заболевания-7,8%, близорукость-5%, скалиоз-3% учащихся. По итогам этого медосмотра врачи в
справках пишут" Освободить от бега, прыжков, занятий с мячом, я с этим не согласен, ведь
начавшаяся болезнь в раннем школьном возрасте постепенно прогрессирует, и, взрослея этим
ученикам, придется работать, воспитывать детей, заниматься домом и семьёй, их от этого никто
не освободит, и поэтому задача любого педагога состоит в том, чтобы ученик стал по настоящему
образованным и здоровым человеком.
Урок- эта основная форма преподавания физической культуры . Именно классно-урочная
система
это
то,
без
чего
не
может
быть
ни
общего,
ни
общесреднего,
ни
физического
образования. Основное требование к уроку физической культуры повышение его
моторной
плотности, динамичности, эмоциональности в сочетание с образовательной направленностью.
Это достигается использованием много пропускных снарядов, тренажеров, мелкого спортивного
инвентаря. Первостепенное внимание уделяю обучению учащихся на уроках первостепенное
внимание уделяю обучению учащихся на уроках навыком и умениям самостоятельно заниматься
физическими упражнениями.
Второй ступенью в содержании программы идут внеурочные формы - это спортивные секции и
кружки и различные внеклассные мероприятия.
По своему размаху они не сравнимы ни с одной другой учебной дисциплиной. Эти формы
решают физкультурно-оздоровительные и рекреативные задачи (активный отдых). Секции и
кружки - дело добровольное, и потому в наше школе их посещают 60% учащихся. Работа ведется
в нескольких направлениях:
-спортивные игры - баскетбол, волейбол;
- кружковая работа-туризм и школа выживания.
Результатом сочетания урочной и внеурочной форм является победы в районных, областных и
региональных соревнованиях, и как следствие, с каждым годом всё больше замечен интерес к
занятиям физической культуры, и потребность в выборе профессий, связанных со спортом. За
последние 10 лет 57% выпускников нашей школы поступили в вузы и колледжи физической
культуры, а также сдали нормативы при поступление в военные заведения.
В школе стали традиционными мероприятия , которые проводятся совместно с учителями
предметниками и классными руководителями:
-дни здоровья;
-конкурсы "Папа, мама, я - спортивная семья";
-проведение олимпиад, внутри школьных соревнований по волейболу и баскетболу.
Мною разработаны рекомендации по проведению физкультминуток во время уроков, и
комплекс УГГ, дня профилактики школьных болезней, о которых говорилось выше.
Ещё одно звено содержании посещений - это просветительская работа. Многие родители
забывают или просто не понимают, что обучать, воспитывать и гармонично развивать ребенка,
как личность, легче, если он здоров и хорошо физически развит.
На тематических родительских собраниях знакомлю родителей с требованиями соблюдения
правил личной гигиены учащихся, на уроках формирую и родителей представления о физической
культуре, о пользе физических упражнений, о ЗОЖ.
Большинство родителей прожили свои школьные годы в неактивных занятий физической
культурой, поэтому ведут детей по своей наезженной дороге, забота о здоровье ребенка чаще
всего проявляется в том, что его добросовестно лечат от уже появившихся болезней, или,
стараясь уберечь от недуга содержат в тепличных условиях, что до поры до времени позволяет
сохранить иллюзии его здоровья. И только очень не многие семьи приобщают своих детей к
физическим упражнениям, регулярному закаливанию, активному отдыху.
Если большинство людей с возрастом познают истинную цену своего здоровья начинают
отчетливо
понимать,
что
никакие
жизненные
успехи
материальные
блага
не
помогут
компенсировать его потерю, то вполне естественно,
что детей и вовсе не волнует проблема
сохранения здоровья.
Отлучение детей от массового спорта усугублялось всевозрастающим влиянием на них новых
форм развлекательной сферы, их стремление быть на острие моды, в музыке, одежде, манере
поведения. В этот набор занятий не вошло физическое совершенство и постепенно физическая
культура стала необходимым предметом для многих учащихся.
К 6 классу естественное стремление детей к движению начинает заметно угасать, а в старших
классах всё большее число школьников не хотят заниматься физической культурой и спортом.
В связи с этим проводятся тематические классные часы, на которых через беседы мы стараемся
повысить престиж физической культуры и постепенно убедить в необходимости систематических
занятий спортом даже физически слабого ребенка, вселить в него веру в свои силы, помочь
преодолеть психологический барьер неуверенности.
Результат моей работы в нашей школе - это путь к сохранению интеллектуального,
социального и физического потенциала человечества. Сохранения здоровье
преумножая
физическое развитие учащихся на примере одной школы, в конечном счете, обязательно
скажутся на развитии и процветании нашего общества.