"Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Автор: Ахметгареева Альбина Фаритовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №6 Населённый пункт: город Октябрьский, Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС" Раздел: дошкольное образование
регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых
материалов для построения предметно-развивающей среды
:
•
Концепция содержания непрерывного образования
•
Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ 17.06.2003
•
СанПиН
•
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» от 15.05.2013
•
Психолого-педагогические требования Минобрнауки России
•
Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О
психолого-педагогической ценности игр и игрушек»
•
Требования безопасности
•
ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с
изменениями)
•
ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы
испытаний. Механические и физические свойства»
•
ФГОС ДО
•
ФЗ №1155 от 17.10.2013
•
Закон «Об образовании»
•
№273-ФЗ от 29.12.2012
•
ФЗ №185 от 02.07.2013
РПП среда в раннем дошкольном
возрасте
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство
в группе для удовлетворения потребности в двигательной
активности. Правильно организованная развивающая среда
позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить
в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с
педагогами
и
со
сверстниками,
понимать
и
оценивать
их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе
развивающего обучения.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой
деятельности
в
развитии,
это
в
свою
очередь
обеспечит
эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его
положительного
самоощущения,
компетентности
в
сфере
отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные
формы сотрудничества, что и является основными целями
дошкольного обучения и воспитания
Основные составляющие при проектировании
предметно-развивающей среды в группе
ПРОСТРАНСТВО;
ВРЕМЯ;
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на
развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких
составляющих
позволяет
представить
все
особенно сти
жизнедеятельности
ребёнка
в
среде.
Успешность
влияния
развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в
этой
среде.
Вся
организация
педагогического
процесса
предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо
выделить следующие зоны для разного вида активности:
-
рабочая;
-
активная;
-
спокойная
•
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной
среде.
•
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства Организации, Группы, а также
территории, прилегающей к Организации или находящейся на
небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
•
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности
детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
•
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна
обеспечивать:
•
реализацию различных образовательных программ;
•
в случае организации инклюзивного образования - необходимые
для него условия;
•
учет национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность; учет
возрастных особенностей детей.
•
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:
Насыщенность среды предполагает:
•
Разнообразие
материалов,
оборудования,
инвентаря в группе
•
Должна
соответствовать
возрастным
особенностям и
содержанию
программы
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие
я
Мир вокруг нас
Полифункциональность материалов
предполагает:
•
Возможность
разнообразного
использования различных
составляющих
предметной среды
(детская мебель, маты,
мягкие модули, ширмы и
т.д.)
•
Наличие не обладающих
жёстко закреплённым
способом употребления
полифункциональных
предметов (в т.ч.
природные материалы,
предметы-заместители)
Трансформируемость пространства обеспечивает
возможность изменений РПП среды в
зависимости:
•
От
образовательной
ситуации
•
От меняющихся
интересов детей
•
От возможностей
детей
Вариативность среды предполагает:
•
Наличие различных
пространств
•
Периодическую
сменяемость игрового
материала
•
Разнообразие материалов
и игрушек для
обеспечения свободного
выбора детьми
•
Появление новых
предметов
Доступность среды предполагает:
•
Доступность для
воспитанников всех
помещений, где
осуществляется
образовательная
деятельность
•
Свободный доступ к играм,
игрушкам, пособиям,
обеспечивающим все виды
детской активности
•
Исправность и сохранность
материалов и оборудования
.
Безопасность среды:
•
Соответствие всех её элементов по обеспечению
надёжности и безопасности, т.е. на игрушки
должны быть сертификаты и декларации
соответствия
Примерные центры развития
Образовательные области в соответствии с ФГОС
Физическое
развитие
Познавательно
е развитие
Речевое
развитие
Социально
–
коммуникативн
ое
развитие
Художественно
–
эстетическое
развитие
Центр
физи-
ческого
развития
Центр,
природы
и
эксперименти-
рования
Центр книги
Центр игры
Центр
изобрази-
тельной
деятельности
Центр
воды
и
песка
Центр ПДД
Центр
пожарной
безопасности
Центр
конструктивно
й деятельности
Центр труда
-Центр
музыкальной
деятельности
Центр природы
Игротека
Наглядно-дидактические
пособия
«Расскажи о…»
Игротека
Наглядно-дидактические
пособия
«Расскажи о…»
Центр воды и песка
Центр двигательной активности
Центр игры
Цент ряженья
Центр книги, театра и музыки
Центр конструирования
Центр рисования
Центр ПДД, ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Организация предметно-развивающей среды с
учётом гендерного подхода.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного
пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих
потенциальных возможностей
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для
развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала
дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию
гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и
умения в игровых ситуациях и быту
3) организация предметно-развивающего пространства в группах,
способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной
социализации дошкольнико
в
Создавая предметно-развивающую среду
необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст
детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении
необходимо учитывать закономерности психического развития,
показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоционально - потребностной
сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми,
пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом
помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой
деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в
зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,
образовательной программы.
Список используемой литературы
1.
Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная
образовательная программа дошкольного образования- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2015.-368С.
2.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: мозаика-
синтез, 2015.-128с.
3.
Теплюк С.Н. Ребенок третьего жизни. Пособие для родителей и педагогов. -М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014-256С.
4.
Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
5.
Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских
садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007
6.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы
построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
7.
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
•
9.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения,
советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
•
10. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А.
Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
•
11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.
•
12. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения №8 август/2014