Напоминание

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"


Автор: Ахметгареева Альбина Фаритовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №6
Населённый пункт: город Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Подготовилиа:

Старший воспитатель

Ахметгареева Альбина Фаритовна








Нормативно-правовая основа

регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых

материалов для построения предметно-развивающей среды
: •
Концепция содержания непрерывного образования
• Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 •
СанПиН
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 •
Психолого-педагогические требования Минобрнауки России
• Письмо Минобрнауки России №61/1912 от 17.05.1995 Методические указания «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» •
Требования безопасности
• ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» (с изменениями) • ГОСТ Р 51555-99 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» •
ФГОС ДО
• ФЗ №1155 от 17.10.2013 •
Закон «Об образовании»
• №273-ФЗ от 29.12.2012 • ФЗ №185 от 02.07.2013

РПП среда в раннем дошкольном

возрасте
 Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания

Основные составляющие при проектировании

предметно-развивающей среды в группе
 ПРОСТРАНСТВО;  ВРЕМЯ;  ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенно сти жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: - рабочая; - активная; - спокойная





3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной

среде.
• 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. • 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;


• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. • 3.3.4.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:

Насыщенность среды предполагает:
• Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе • Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы Сенсорное развитие

Сенсорное развитие

я


Мир вокруг нас







Полифункциональность материалов

предполагает:
• Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) • Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители)


Трансформируемость пространства обеспечивает

возможность изменений РПП среды в

зависимости:
• От образовательной ситуации • От меняющихся интересов детей • От возможностей детей
Вариативность среды предполагает: • Наличие различных пространств • Периодическую сменяемость игрового материала • Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми • Появление новых предметов


Доступность среды предполагает: • Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность • Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности • Исправность и сохранность материалов и оборудования
. Безопасность среды: • Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия


Примерные центры развития
Образовательные области в соответствии с ФГОС
Физическое развитие Познавательно е развитие Речевое развитие Социально – коммуникативн ое развитие Художественно – эстетическое развитие Центр физи- ческого развития Центр, природы и эксперименти- рования Центр книги Центр игры Центр изобрази- тельной деятельности Центр воды и песка Центр ПДД Центр пожарной безопасности Центр конструктивно й деятельности Центр труда -Центр музыкальной деятельности
Центр природы



Игротека

Наглядно-дидактические

пособия

«Расскажи о…»




Игротека

Наглядно-дидактические

пособия

«Расскажи о…»

Центр воды и песка
Центр двигательной активности
Центр игры
Цент ряженья
Центр книги, театра и музыки
Центр конструирования
Центр рисования

Центр ПДД, ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ


Организация предметно-развивающей среды с

учётом гендерного подхода.

Целью
гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей 
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
 1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;  2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту  3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольнико в

Создавая предметно-развивающую среду

необходимо помнить:
 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Список используемой литературы
1. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015.-368С. 2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: мозаика- синтез, 2015.-128с. 3. Теплюк С.Н. Ребенок третьего жизни. Пособие для родителей и педагогов. -М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014-256С. 4. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5. 5. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007 6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003 • 9.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007. • 10. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. • 11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000. • 12. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения №8 август/2014



В раздел образования