Автор: Тюрина Любовь Владимировна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ Костеревская СОШ №2 Населённый пункт: город Костерево, Владимирская область Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ на уроках биологии Раздел: среднее образование
Использование ИКТ во внеклассной работе по
биологии
Цель внеклассной работы по биологии: заключается в комплексной реализации трудового,
экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся,
углублении знаний по предмету, расширению общего кругозора.
Задачи внеклассной работы по биологии:
Образовательные:
Расширение и углубление знаний по биологии.
Формирование экспериментальных навыков и умений.
Развитие творчества, способностей и дарований, учащихся в области науки.
Воспитательные:
Формирование у учащихся интереса к биологии.
Развитие познавательной активности учащихся, воспитание инициативы и
самостоятельности.
Воспитание любви и уважение к труду, умения трудиться целенаправленно, рационально
организовать свое рабочее место, экономно использовать время.
Методы применения средств ИКТ во внеклассной работе по биологии направлены на
совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области
информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры.
Под средствами ИКТ следует понимать аппаратные и программные средства, которые
предназначены для реализации информационных процессов на основе вычислительной
технике и сетевых технологий. К электронным средствам образовательного назначения по
биологии остаются прикладное программное обеспечение и электронные средства
(электронные учебники и энциклопедии, тренажеры, электронные цифровые лаборатории),
цифровые образовательные ресурсы, размещенные в глобальной сети Интернет, а также
системы поддержки процесса управления в школе.
Методы применения средств ИКТ во внеклассной работе по биологии направлены на
совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области
информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры.
Использование средств ИКТ во внеклассной работе вносит определенную специфику в
известные общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные,
исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения. Так,
объяснительно-иллюстративные методы обучения при использовании мультимедийного
проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения
наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие
мультимедийные эффекты).
Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем
приобретают свойства личностно-ориентированного обучения. Здесь учащиеся получают
возможность проявить свои индивидуальные качества в зависимости от успешности
обучения. Эти средства образовательного назначения могут являться средством
стимулирования и повышения мотивации обучения, повышение познавательного интереса
учащихся.
После изучения каждой темы в курсе биологии в 6 классе учащиеся проходят тестирование
на компьютере. Если учащийся плохо справился с тестированием, он может пройти его еще
раз и повысить свой результат, при этом у учащихся повышается мотивация к обучению.
Если учащийся пропустил, какой – то материал по болезни учитель может дать ему задание
на дом на компьютере и затем также пройти тестирование.
С помощью Интернета ребенок получает доступ к разнообразной информации, возможность
участвовать в сетевых проектах. Для правильного восприятия любой информации у
учащихся должно быть развито критическое мышление, на что особое внимание необходимо
уделять внимание родителям и учителям.
Учитель может предложить учащимся разделиться на группы по желанию. Учащиеся
выбирают старшего группы, который получает консультации от учителя. Учащиеся
составляют план работы над рефератом или газетой. Каждый выполняет задание
индивидуально, а затем группа собирает материал вместе, анализирует, сравнивает, выбирает
На занятиях кружка “Здоровье и правильное питание” учащиеся 8 класса знакомились с
продуктами питания, их качествами и питательной ценностью, провели тестирование
учащихся о режиме питания и о пище в школьной столовой.
Цели исследования:
Выяснить какая пища приносит пользу, а какая вред для здоровья человека.
Рассчитать затраты и потребление энергии растущим организмом.
Изучить режим питания для учащихся второй смены.
Выяснить какие недомогания испытывают учащиеся второй смены.
Определить значение правильного питания на здоровье человека.
Ход исследования:
Собрали информацию о составе и свойствах пищи.
Выяснили, какая пища приносит пользу, а какая вред для здоровья человека.
Подсчитали потребление и затраты энергии организмом учеников 6,7 классов.
Изучили режимы питания и меню школьной столовой.
Провели анкетирование учащихся 6-7-х классов.
Сделали выводы о значении правильного питания для здоровья человека.
3. Оформление результатов исследовательской работы с использованием электронных
средств (создание презентации или веб – сайта с результатами исследований)
Исследовательская деятельность учащихся одна из ценных форм внеклассной работы по
биологии. Она позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит работать с
литературой, электронными учебниками, прививает навыки поиска информации в Интернете.