Особенности репертуарной политики в классе общего фортепиано на отделениях струнных, духовых и народных инструментов.
Автор: Огарок Юлия Ростиславовна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: ГБОУДОГС Севастопольская музыкальная школа №5 Населённый пункт: г.Севастополь Наименование материала: методическая разработка Тема: Особенности репертуарной политики в классе общего фортепиано на отделениях струнных, духовых и народных инструментов. Раздел: дополнительное образование
г.Севастополь
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового
культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и
своё место в мире.
Целью современной школы в связи с этим должна быть реализация
заложенных в человеке возможностей путем развития его
индивидуальности и воспитание личности. В условиях
стремительно меняющегося современного общества осуществление
данной цели требует новых людей в сфере образования. Насущной
потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике
является внедрение развивающего обучения на всех уровнях
музыкального образования, в том числе начального.
В музыкальной педагогике концепция развивающего обучения
,согласно которой задачи развития учащегося-музыканта
выдвигаются как специальная цель фортепианной подготовки, была
разработана в трудах Г.М.Цыпина. Представляется, что этот
постулат необычайно актуален для методики преподавания
музыкально-исполнительских дисциплин в системе массового
начального музыкального воспитания.
Массовое музыкальное воспитание и образование в основном
осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в
системе детских музыкальных школ. Ретроспективный взгляд на
историю становления и принципы функционирования системы
ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от
всеобщей профессионализации музыкального обучения .Сегодня в
контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования
особую актуальность приобретает проблема развития учащихся
средствами музыки как вида искусства. Принципиально важное
значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей
группы учащихся детской музыкальной школы , не
ориентированных на дальнейшее музыкальное образование.
Осознание первостепенности задач общего музыкального развития
учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и
формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли
и места предмета общее фортепиано в подготовке учащихся ДМШ.
Предмет общее фортепиано является важным компонентом
музыкального обучения в Детской музыкальной школе. Очевидно,
что положение учащихся фортепианного и народного(оркестрового
и духового) отделений принципиально разнятся: обладая богатой
палитрой звуковых выразительных возможностей, народные,
духовые или струнные инструменты ограничены в
воспроизведении многоголосья .В этом смысле неоспоримы
развивающие возможности фортепиано.
Применительно к предмету общее фортепиано это означает
возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской
практике познакомиться с фактурными возможностями фортепиано.
Стоит также отметить роль фортепиано в развитии гармонического и
полифонического слуха ученика с первых шагов обучения.
Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений
способствует расширению кругозора учащегося.
В настоящее время заметно возрос интерес к коллективным формам
музицирования, таким как оркестровое, хоровое, ансамблевое.
Однако, в методике обучения игре на фортепиано
инструменталистов,по-прежнему сохраняется установка на
преобладание сольной формы исполнения, а роль ансамбля не
получила должного осмысления.
Считается, что игра в ансамбле –просто более легкий по сравнению с
сольным, вид исполнительства. Другая точка зрения: игра в
ансамбле-
во многом отличный от сольного вид исполнительства, имеющий
свои особенности. При этом стоит говорить о повышении
мастерства, обогащении целым рядом навыков.
Ансамблевая игра вызывает у детей живой интерес, значительно
повышает стимул , создает ситуацию успешного исполнения.
Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся
более комфортно чувствует себя и в качестве солиста
.Совершенствуются игровые навыки, развивается весь комплекс
музыкальных способностей, что способствует активизации занятий
и стабильности выступлений.
Тщательно разработанный репертуарный план помогает решать
проблемы общего и музыкального развития ученика. Учебный
материал оказывает влияние и на черты характера ребенка: робким
ученикам желательно давать пьесы более темпераментные;
скрытным, замкнутым детям подбирать такие произведения, в
которых эмоциональное исполнение напрашивается само собой
.Это в конечном счете оказывает воздействие на общий характер
поведения ребенка вне урока.
При составлении программы учитывается доступность изложения,
лаконизм ,законченность формы, разнообразие стилей и жанров.
Игра в ансамбле является подспорьем для игры в оркестре в классе
народных инструментов, организует учеников ритмически ,
совершенствует умение читать с листа, помогает ребенку
выработать технические навыки , а также доставляет порой
бОльшую радость и удовольствие, чем сольное исполнение.
Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра,учит
музыкальному мышлению: это искусство вести диалог , понимать
друг друга, уметь вовремя подавать реплики,
вовремя уступать.
1.Первые шаги в ансамблевом исполнении делаем в дуэте педагог-
ученик на примерах произведений по специальности. За счет
насыщенного,
богатого мелодическими и гармоническими красками
сопровождения, исполнение становится более красочным и живым.
- исполнение РНП « Во сыром бору тропина» , Моцарт « Алергетто»
в ансамбле с ученицей класса домры Лыковой Машей
Происходит постепенное привыкание к аккомпанементу, который
нередко мешает ученикам отделения народных инструментов при
игре с концертмейстером.
2.Развитие гармонического слуха часто отстаёт от
мелодического.Ученик может свободно общаться с одноголосием
,но испытывать трудности со слуховой ориентировкой в
гармонизации. Воспроизводить аккордовую вертикаль учимся с
баса ( понятие Т-S-D), затем добавляем гармонию( трезвучия)
- работа с учащимся класса саксофона Дубовым Алексеем Этюд
Карулли .
3.Ансамблевое исполнение способствует хорошему чтению нот с
листа.
Детям интересно, они слышат знакомую мелодию, хотят быстрее её
освоить.
- учащиеся класса скрипки Приходько Евгений и Приходько
Вероника исполняют « My Way», «Some day my prinсe will come»
Работаем над навыками вальсового ( трехдольного),аккордового и
песенного ( четырёхдольного) аккомпанемента.
Важно объяснить ученику, что нельзя прекращать исполнение,если
другой остановился.
Задача Евгения-гармонизация –ознакомиться и освоить запись
аккорда в буквенном и цифровом обозначении.
Задача Вероники -дослушать длинные и слигованные звуки,
слушать динамический план произведения.
Работа над синхронностью , ритмической устойчивостью, яркостью
и выразительностью исполнения.
4.В средних классах осваиваем более сложный ритм ,учимся
выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую
линию из руки в руку.
- ученица класса домры Соловьёва Катя исполняет Вариации на тему
песни «Савка и Гришка сделали дуду» комп Литкова
Вводится понятие тема и две разнохарактерные вариации,
жанры( песня, марш)
В произведении « На сопках Манчжурии» комп.Шатров, ведется
разговор о жанрах( танец,вальс), приобретается навык
аккомпанемента.
Таким образом ,проблема исследования заключается в
необходимости совершенствования преподавания курса общего
фортепиано для учащихся –инструменталистов в ДМШ( в
частности средствами ансамблевого музицирования )
Невозможно отрицать ,что роль ансамблевой игры в классе общего
фортепиано очень велика, она учит всему: ритму, сознательному
отношению к делу, быстрому освоению нотной графики,
пониманию строения музыкальных форм, музыкальной теории,
более успешному изучению репертуара по специальности,
развивает интеллект ребенка,приносит удовольствие и
положительные эмоции от урока .