Напоминание

Особенности репертуарной политики в классе общего фортепиано на отделениях струнных, духовых и народных инструментов.


Автор: Огарок Юлия Ростиславовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБОУДОГС Севастопольская музыкальная школа №5
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности репертуарной политики в классе общего фортепиано на отделениях струнных, духовых и народных инструментов.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методический доклад с иллюстрацией

преподавателя

ГБОУДОГС Севастопольская музыкальная

школа №5

Огарок Юлии Ростиславовны



Особенности репертуарной политики в

классе общего фортепиано

на отделениях струнных, духовых и

народных инструментов.





21 декабря 2016 г.

г.Севастополь
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и своё место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна быть реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитание личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых людей в сфере образования. Насущной
потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования, в том числе начального. В музыкальной педагогике концепция развивающего обучения ,согласно которой задачи развития учащегося-музыканта выдвигаются как специальная цель фортепианной подготовки, была разработана в трудах Г.М.Цыпина. Представляется, что этот постулат необычайно актуален для методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в системе массового начального музыкального воспитания. Массовое музыкальное воспитание и образование в основном осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских музыкальных школ. Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения .Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиально важное значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей группы учащихся детской музыкальной школы , не ориентированных на дальнейшее музыкальное образование. Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета
общее фортепиано
в подготовке учащихся ДМШ. Предмет
общее фортепиано
является важным компонентом музыкального обучения в Детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и народного(оркестрового и духового) отделений принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, народные, духовые или струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосья .В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепиано. Применительно к предмету
общее фортепиано
это означает
возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с фактурными возможностями фортепиано. Стоит также отметить роль фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха ученика с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений способствует расширению кругозора учащегося. В настоящее время заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования, таким как оркестровое, хоровое, ансамблевое. Однако, в методике обучения игре на фортепиано инструменталистов,по-прежнему сохраняется установка на преобладание сольной формы исполнения, а роль ансамбля не получила должного осмысления. Считается, что игра в ансамбле –просто более легкий по сравнению с сольным, вид исполнительства. Другая точка зрения: игра в ансамбле- во многом отличный от сольного вид исполнительства, имеющий свои особенности. При этом стоит говорить о повышении мастерства, обогащении целым рядом навыков.
Ансамблевая игра
вызывает у детей живой интерес, значительно повышает стимул , создает ситуацию успешного исполнения. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся более комфортно чувствует себя и в качестве солиста .Совершенствуются игровые навыки, развивается весь комплекс музыкальных способностей, что способствует активизации занятий и стабильности выступлений. Тщательно разработанный
репертуарный план
помогает решать проблемы общего и музыкального развития ученика. Учебный материал оказывает влияние и на черты характера ребенка: робким ученикам желательно давать пьесы более темпераментные; скрытным, замкнутым детям подбирать такие произведения, в которых эмоциональное исполнение напрашивается само собой .Это в конечном счете оказывает воздействие на общий характер поведения ребенка вне урока. При составлении программы учитывается доступность изложения, лаконизм ,законченность формы, разнообразие стилей и жанров.
Игра в ансамбле является подспорьем для игры в оркестре в классе народных инструментов, организует учеников ритмически , совершенствует умение читать с листа, помогает ребенку выработать технические навыки , а также доставляет порой бОльшую радость и удовольствие, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра,учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог , понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики, вовремя уступать. 1.Первые шаги в ансамблевом исполнении делаем в дуэте педагог- ученик на примерах произведений по специальности. За счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения, исполнение становится более красочным и живым. - исполнение РНП « Во сыром бору тропина» , Моцарт « Алергетто» в ансамбле с ученицей класса домры Лыковой Машей Происходит постепенное привыкание к аккомпанементу, который нередко мешает ученикам отделения народных инструментов при игре с концертмейстером. 2.Развитие гармонического слуха часто отстаёт от мелодического.Ученик может свободно общаться с одноголосием ,но испытывать трудности со слуховой ориентировкой в гармонизации. Воспроизводить аккордовую вертикаль учимся с баса ( понятие Т-S-D), затем добавляем гармонию( трезвучия) - работа с учащимся класса саксофона Дубовым Алексеем Этюд Карулли . 3.Ансамблевое исполнение способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую мелодию, хотят быстрее её освоить. - учащиеся класса скрипки Приходько Евгений и Приходько Вероника исполняют « My Way», «Some day my prinсe will come» Работаем над навыками вальсового ( трехдольного),аккордового и песенного ( четырёхдольного) аккомпанемента. Важно объяснить ученику, что нельзя прекращать исполнение,если
другой остановился. Задача Евгения-гармонизация –ознакомиться и освоить запись аккорда в буквенном и цифровом обозначении. Задача Вероники -дослушать длинные и слигованные звуки, слушать динамический план произведения. Работа над синхронностью , ритмической устойчивостью, яркостью и выразительностью исполнения. 4.В средних классах осваиваем более сложный ритм ,учимся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из руки в руку. - ученица класса домры Соловьёва Катя исполняет Вариации на тему песни «Савка и Гришка сделали дуду» комп Литкова Вводится понятие тема и две разнохарактерные вариации, жанры( песня, марш) В произведении « На сопках Манчжурии» комп.Шатров, ведется разговор о жанрах( танец,вальс), приобретается навык аккомпанемента. Таким образом ,проблема исследования заключается в необходимости совершенствования преподавания курса
общего

фортепиано
для учащихся –инструменталистов в ДМШ( в частности средствами ансамблевого музицирования ) Невозможно отрицать ,что роль ансамблевой игры в классе
общего

фортепиано
очень велика, она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, быстрому освоению нотной графики, пониманию строения музыкальных форм, музыкальной теории, более успешному изучению репертуара по специальности, развивает интеллект ребенка,приносит удовольствие и положительные эмоции от урока .










В раздел образования