Напоминание

Сойотская проблематика в отечественной научной литературе.


Автор: Дамшаева Людмила Кимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОАУ Бурунгольская СОШ им. С.Г. Дугарова
Населённый пункт: Окинский район, село Хужир
Наименование материала: статья
Тема: Сойотская проблематика в отечественной научной литературе.
Раздел: среднее образование





Назад




Л. Дамшаева
Сойотская проблематика в отечественной научной литературе.

Аннотация.
В статье серьезное внимание уделяется анализу степени изученности сойот – малочисленного народа России, включенного в этническую карту страны в условиях демократизации общественно- политических отношений. Важной причиной слабой изученности данной проблематики, по мнению автора, служат перегибы национальной политики Советской России, направленные на денационализацию культур малых народов СССР путем их переплавки в культуру более крупных этносов и, в конечном счете, путем переплавки в единый советский народ.
Ключевые слова:
сойоты, самоназвание народа, малочисленный народ Сибири. В условиях демократизации российского общества наблюдался настоящий «взрыв» этнического самосознания и рост устремлений к этнической самоидентификации. Другие формы социальной идентичности людей стали отходить на задний план и человек устремился в этническую нишу. Характерным примером, подтверждающим данный тезис, может служить появление в процессе реформирования не только новых независимых государств, но рост числа новых национальных меньшинств. В этой связи следует отметить, что за годы Советской власти зачастую умалчивались проблемы национальных меньшинств. Данное обстоятельство во многом было обусловлено искусственным сокращением числа наций. И.В. Сталин, выступая на восьмом Всесоюзном съезде Советов, отметил, что в состав многонационального советского государства входит около 60 наций, национальных групп и народностей. В соответствии с этой установкой в итогах переписи 1936 года были зафиксированы 63 национальности, а в 2002
году в листах всероссийской переписи фигурировало 182 народа. Этот феномен объясняется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время ассимилированными с родственными народами, в условиях возможности свободного этнического волеизъявления, заявили о своей самоидентификации. Так, сойоты, начиная с 1926 года, считались народом, ассимилировавшимся с бурятами, поэтому они не значились в материалах переписей 1939, 1959, 1979, 1989 гг. Исчезновение сойот с этнической карты Советской страны было обусловлено многими причинами, в числе которых важное значение имеет то, что сокращение общего числа национальностей приводило к сокращению вложений, направленных на развитие национальной политики, ибо национальные меньшинства, не вошедшие в реестр народов, оставались без государственной поддержки. Следующая не менее важная причина исчезновения сойот с этнической карты это – образованный за первые годы Советской власти сойотский туземный родовой Совет просуществовал недолго, так как национальные лидеры, руководившие его работой, были репрессированы в 20-30-х гг. Исчезновение сойот с этнической карты страны привело к исчезновению научных разработок, посвященных анализу сойотской проблематики. Анализ научных работ, затрагивающих те или иные аспекты сойоткой проблематики, позволяет выделить два крупных этапа. Это – исследования ученых императорской России и первых лет Советской власти. Так, Г. Е. Грумм-Гржимайло серьезное внимание уделил анализу различных аспектов жизнедеятельности сойот. Он писал, что «сойоты орошают свои поля», «их лошади и скот считаются лучшими в крае», «они хорошие литейщики»; у них «в высшей степени развито чувство взаимопомощи» и «удержалось выборное право»; сойоты носят «высокие с узкими и загнутыми носками сапоги, какие
были в употреблении только у горцев», а также кожаные мешки, украшенные вышивками, которые носят через плечо 1 . Большой интерес представляют работы известного этнографа Сибири Б. Э. Петри, работавшего среди сойотов в 1926 г. Он отметил, что тогда численность сойот составила чуть более 500 человек, но при этом они почти не говорили на родном языке, предпочитая бурятский в качестве языка межнационального и внутрисемейного общения. По его мнению, специфические особенности сойотской лексики сохранялись только в животноводческой терминологии и в терминах материальной культуры 2 . В последующие годы не проводились исследования, посвященные сойотской проблематике. Если упоминания о них и встречались в литературе, то они в основном носили общий характер и не могли служить источником полных и достоверных знаний. Начиная с 90-х годов ХХ века, оживились исследования, посвященные сойоткой проблематике. К числу энтузиастов, активно исследовавших сойотскую проблематику, относится Л.Р. Павлинская, опубликовавшая еще в 1993 году работу «Окинские сойоты: методы и механизмы разрушения этнической культуры» 3 . В это же время большой вклад в разработку сойотской проблематики внесла Н. Л. Жуковская. Она при анализе формирования сойотского народа выделяет три этнических пласта: самодийский, тюркский и монгольский (бурятский). По ее мнению, предки сойотов входили в число самодийских племен и народностей, расселенных на достаточном большом пространстве Южной Сибири между верховьями рек Оби и Енисея. В конце I тысячелетия началось их постепенное вытеснение и ассимиляция более крупными по численности тюркоязычными племенами и народностями, пришедшими на 1  Грумм-Гржимайло, 1899: 264, 265, 289. 2  Петри, 1927: 12–20. 3  Павлинская, Л. Р. Окинские сойоты: методы и механизмы разрушения этнической культуры // Материалы полевых этнографических исследований 1990–1991 гг. СПб. 1993. - С. 37–39.
эту территорию из Центральной Азии 4 . Далее она указывает, что русско- китайская граница, установленная в 1727 г., изолировала сойотов от родственных им тувинцев-тоджинцев и цаатанов. Кроме того, примерно в это же время на территорию, исконно принадлежавшую сойотам, в поисках лучших пастбищ и плодородных земель стали проникать отдельные этнические подразделения монголоязычных бурят и хондогоров. Так как их численность стремительно росла, они вскоре заняли доминирующее положение. Сойотыстали значительно уступать бурятам и хондогорам по численности, поэтому довольно быстро подверглись их влиянию. В частности, от новых соседей они восприняли скотоводство и земледелие. Утрата сойотами родного языка, по всей вероятности, произошла в ХVIII в. 5 В 2000 году сойоты на федеральном уровне обрели ст атус самостоятельного коренного народа России, что привело к росту интереса к сойотской проблематике. Л.Р. Павлинская и Н.Л. Жуковская активизировали свои исследования. Так, в 2002 году Л.Р. Павлинская опубликовала работу «Кочевники голубых гор. Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью» (СПб., 2002), а Н.Л. Жуковская наряду с научной работой стала активно заниматься подготовкой материалов, необходимых для восстановления исторической справедливости, то есть для включения сойот в реестр народов нашей страны. В.И. Рассадин уделил серьезное внимание развитию сойотского языка 6 . Современные ученые осуждают гипотезу о том, что если нет в этнической карте страны сойот, то такого народа просто не существует. Сегодня сойотов насчитывается чуть более 3500 человек, большая часть 4  Жуковская, 1994: 11. 5  Там же, с.9 6  Рассадин В. И. Животноводческая лексика в языке окинских бурят и сойотов // Проблемы бурятской диалектологии. Улан-Удэ, 1996. - С. 45–57. Он же. Об оленеводстве у окинских сойотов // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Вып.2. Ч.1. Улан-Удэ, 1999; Он же Особенности традиционной материальной культуры саянских оленеводов-тофаларов // Этнологические исследования. Вып.1. Улан-Удэ, 2000. - С.131– 147.
которых проживает в Восточных Саянах. Они начали возрождать разрушенный традиционный тип хозяйствования – оленеводство в связи с его передачей в 1963 году Госпромхозу. Все ученые, исследовавшие сойотскую проблематику, уверены в том, что сойоты, несмотря на тяжелые испытания продолжают сохранять память о своей принадлежности к автохтонному населению Восточных Саян, имеющему самодийские корни, занимающемуся оленеводством. В памяти сойот сохранились многие народные предания, верования и т.д. формирующие народную культуру, которая цементирует народ в единое целое. Сведения об авторе: Дамшаева Л. – аспирантка БГУ, тел. электронный адрес


В раздел образования