"Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области"
Автор: Квашина Людмила Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКУ ДО "Воробьевский ЦРТД и Ю" Населённый пункт: село Воробьевка, Воронежская область Наименование материала: Авторская дополнительная образовательная программа Тема: "Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области" Раздел: дополнительное образование
Дополнительная образовательная программа
«Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области»
Автор: Квашина Людмила Алексеевна
Педагог дополнительного образования МКУ ДО
«Воробьевский ЦРТД и Ю»
Форма: факультативное занятие
Вид деятельности: научно-исследовательская работа
Направление воспитания: эколого-биологическое
Пояснительная записка.
Представленная программа сориентирована на учащихся 9-11 классов.
Может быть осуществлена в рамках воспитательной деятельности
образовательного учреждения или в дополнительном образовании учащихся
на занятиях кружков, клубов, обществ эколого-биологической
направленности.
В Воронежской области степень изученности жесткокрылых насекомых
недостаточна, нет четких сведений в Кадастре о некоторых семействах и
видах насекомых. Поэтому, изучение экологических аспектов формирования
пространственных комплексов жесткокрылых-антофилов может помочь в
выявлении центров биоразнообразия в ландшафтной сфере Воронежской
области.
Цель:
формирование у детей навыков ценностно-смыслового отношения к
природе родного края, посредством её изучения и исследования.
Задачи:
- научить распознавать, в коллекционном материале, представителей
разнообразных семейств насекомых по отличительным признакам;
- расширить знания о видовом составе насекомых родного края;
-сформировать у учащихся навыки индивидуального мышления и
самостоятельной работы;
- развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать
выводы, работать с дополнительной литературой;
- сформировать представление о многообразной ценности природы
Воробьёвского района, ее практической, познавательной значимости;
- воспитать ответственное отношение и чувство добра к природе родного
края.
Учебно-тематический план
№
ТЕМА
ЧАСЫ
ФОРМА
1.
Сформировать представления о
морфологии и экологии основных
отрядов насекомых родного края.
---------
теория, практика
(демонстрация
наглядного материала)
2.
Сбор материала для исследования
(жесткокрылые насекомые)
---------
практика (исследование)
3.
Таксономический анализ
жесткокрылых-антофилов
Воробьёвскогоо района
---------
практика (исследование)
4.
Биотопическое распределение
жуков-антофилов села
Воробьёвки
---------
практика (исследование)
5.
Таксономическое разнообразие
жесткокрылых на различных
цветковых растениях
---------
практика (исследование)
6.
Социальный проект «Красная
книга Воробьёвского района»
---------
практика (исследование)
Содержание тем
ТЕМА 1. Сформировать представления о морфологии и экологии
основных отрядов насекомых родного края. Обучающиеся выявляют
черты сходства и различия между отрядами класса Насекомые. Расширяют
представления об особенностях строения и жизнедеятельности отрядов
насекомых (жуков, бабочек, клопов, мух) на коллекционном материале. Из
источников дополнительной литературы определяют роль насекомых в
природе и практическое значение для человека.
ТЕМА 2. Сбор материала для исследования (жесткокрылые насекомые).
Обучающиеся приобретают навыки сбора жесткокрылых насекомых на
территориях трёх биотопов: пойменный луг, суходольный луг и садовый
участок села Воробьевка.
Сбор насекомых производится энтомологическими
сачками и ручным сбором жесткокрылых с цветов. Чтобы собрать мелких
жучков, ребята находили другие способы например: стряхивали
жесткокрылых насекомых на полотно.
ТЕМА 3.
Таксономический анализ жесткокрылых-антофилов
Воробьёвскогоо района. Дети учатся работать с определителями, по
которым они определяют семейства жесткокрылых насекомых и их виды.
Выявляют доминирующие семейства, изучают экологию насекомых,
исследуют причины преобладания тех или иных семейств например:
превосходство долгоносиков связано с определённой растительностью
биотопов, с тем, что рядом находятся агроценозы, так как они питаются
злаковыми, бобовыми, бахчевыми культурами.
ТЕМА
4.
Биотопическое
распределение
жуков-антофилов
села
Воробьёвки. Обучающиеся
характеризуют
колеоптерофауну
растений
плодового сада, суходольного и пойменного лугов. Соотносят численность
семейств на цветущих растениях. Выясняют причины: почему же в саду было
собрано
большее
количество
жесткокрылых
насекомых
чем
в
других
биотопах (это зависит от того, что на период сбора насекомых в саду обильно
цвели плодовые деревья, чем и привлекали насекомых опылителей).
ТЕМА 5. Таксономическое разнообразие жесткокрылых насекомых
на различных цветковых растениях. Изучалось и исследовалось обилие
семейств
жесткокрылых
насекомых
на
отдельных
цветковых
растениях.
Например:
многочисленным
видом
присутствующим
во
всех
биотопах
и
почти на всех растениях, является Euspermophagus sericeus. Вероятно, это
связано с его особенностью питания. Вида, который присутствовал бы на
всех
растениях,
без
исключения,
не
выявлено.
Из
дополнительных
источников
и
определителей
цветковых
растений
рассматривалась
растительность биотопов их происхождение.
ТЕМА 6. Социальный проект «Красная книга Воробьёвского района».
В
ходе
реализации
программы
«Жесткокрылые
насекомые
Воробьёвского
района
Воронежской
области»
воспитанниками
были
исследованы и выявлены редкие виды насекомых и растений родного края,
которые занесены в Красную книгу Воронежской области (жук-олень, пион
тонколистный и др.). Целью социального проекта -
является дальнейшее
изучение,
исследование, выявление редких видов животных и растений
Воробьёвского района, их сохранение и приумножение. В результате, будет
создана Красная книга Воробьёвского района. Материалы Красной книги
могут использоваться в широком аспекте природоохранных мероприятий,
послужить одной из основ для последующего долговременного мониторинга
состояния
природной
среды
для
Воробьевского
района,
могут
быть
использованы
в
оценке
воздействия
на
окружающую
с р е д у.
В
итоге
–
разработка
дополнительной
образовательной
программы
и
социального
проекта
направлена
на
то,
чтобы
заинтересовать
своих
воспитанников насекомыми и растениями Воробьёвского района. Выработать
у
них
суждение
о
многообразной
ценности
природы
родного
края,
ее
практической,
познавательной
значимости
и
воспитать
ответственное
отношение,
чувство
добра
к
ней.
Также
приучить детей
внимательно
вглядываться
во
внешний
облик
того
или
иного
объекта
наблюдения,
оценивать
его
признаки,
форму,
окрас,
поведение,
образ
жизни
и
местообитания.
По каждой из заявленных тем осуществлялся контроль
Примерные вопросы для обсуждения по итогам представленных тем:
К теме 1. Тест по
о морфологии и экологии основных отрядов жесткокрылых
насекомых родного края.
1. В какой среде обитает большинство
насекомых?
А. в водной
Б. в почве
В. в наземно- воздушной
Г. на других организмах
2. У насекомых одна пара усиков. Они
выполняют функции органов
А. равновесия
Б. зрения
В. осязания и обоняния
Г. вкуса и слуха
3. Большинство растительноядных
насекомых имеют ротовые органы
А. лижущие
Б. грызущие
В. колюще- сосущие
Г. сосущие
4. У насекомых распологаются
А. ноги и крылья на груди
Б. ноги и крылья на брюшке
В. ноги на груди, а крылья на брюшке138
Г. крылья на груди, а ноги на брюшке
5. Задние ноги у жуков- навозников
А. прыгательные
Б. плавательные
В. бегательные
Г. копательные
6. У насекомых сформировались органы
воздушного дыхания-
А. жабры
Б. легочные мешки
В. трахеи
Г. поверхность кожи
7. Насекомые могут долго не пить и
голодать, так как у них
А. хорошо развиты органы выделения
Б. трахеи представляют собой сильно
разветвленную систему и развиты
лучше, чем у паукообразных
В. в полости тела есть жировые клетки с
запасом питательных веществ и воды
Г. вода всасывается стенками задней кишки
8. Гусеницей называют личинку
А. жуков
Б. саранчи
В. бабочек
Г. Тараканов
9. В какой отряд объединяют насекомых с
жесткими передними и
перепончатыми задними крыльями?
А. чешуекрылых
Б. двукрылых
В. жуков
Г. прямокрылых
10. Насекомых, имеющих две пары
перепончатых крыльев, грызущий или
лижуще- грызущий ротовой аппарат,
развитие с полным превращением,
объединяют в отряд
А. двукрылые
Б. перепончатокрылых
В. чешуекрылых
Г. жесткокрылых
11.Две пары крыльев с чешуйками и
сосущий ротовой аппарат со свернутым
спиралью хоботком имеются у
А. кузнечика
Б. майского жука
В. дневного павлиньего глаза
Г. комнатной мухи
12. Одну пару перепончатых крыльев,
колюще- сосущий ротовой аппарат
имеет
А. колорадский жук141
Б. малярийный комар
В. жук- олень
Г. капустная белянка
13. Корнями крестоцветных растений
питаются личинки
А. комнатной мухи
Б. рыжего лесного муравья
В. колорадский жук
Г. капустной мухи
К теме 2.
1.Назовите методы сбора насекомых?
2. В какую погоду производится сбор насекомых?
3. Для каких жесткокрылых насекомых используют ручной сбор?
4. Схема изготовления энтомологического сачка.
5. Правила изготовления коллекций?
К теме 3.
1.Определители каких авторов использовали в данной работе?
2. Назовите доминирующие и субдоминирующие семейства?
3. Почему субдоминирующим является семейство долгоносиков?
4. Чем питается семейство божьих коровок и какую роль играет их
присутствие на растениях?
5. С чем связано то, что жесткокрылые насекомые предпочитают разные
биотопы (сад, луг, поле).
К теме 4.
1.В каком биотопе фауна жесткокрылых насекомых, насчитывает большее
количество семейств и видов, почему?
2. Охарактеризуйте колеоптерофауну растений суходольного луга.
3.
Почему
есть такие виды, которые встречаются только в фауне пойменного
луга?
4. Каким семействам свойственно невысокое видовое разнообразие и почему?
5. Одинаковые ли семейства, являются доминирующими в трёх биотопах?
К теме 5.
1.Назовите, пожалуйста, с каких растений производился сбор жесткокрылых
насекомых?
2. Цветки каких деревьев жуки предпочитают больше всего?
3. Какие семейства жесткокрылых насекомых являются полезными, для
цветущих растений, а какие вредными?
4. Исходя из каких данных мы можем сказать, что в фауне Воробьевского
района мало видов жуков специализированных к обитанию на цветах
определенного вида растения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бей – Биенко Г. Я. Общая энтомология / Г. Я. Бей – Биенко – М. 1980. -
416с.
2.
Бей-Биенко, Г. Я. Определитель насекомых европейской части СССР в
пяти томах. Жесткокрылые и веерокрылые / Г.Я. Бей-Биенко. – М. –
Ленинград: Наука, 1965. — Т. II. - С. 332 – 335.
3.
Биломар, Е.Е. Анализ видового сходства колеоптерофауны поймы реки
Хопёр
в
среднем
течении
/
Е.Е.
Биломар,
А.И.
Фомичев
//
Исследование естественных экосистем Прихоперья и их использование
в обучении: сборник научных статей. - Борисоглебск, 2005.- С. 34-39.
4.
Биломар, Е.Е. Предварительные сведения об экологических комплексах
жесткокрылых
поймы
реки
Хопер
/
Е.Е.
Биломар
//
Материалы
международной
научно-практической
конференции
по
биологии
"Основное
и
дополнительное
биологическое
образование"-
Борисоглебск, 16-20 июня-2002.- С. 56-58.
5.
Буренина,
Т.
П.
Региональный
или
краеведческий
подход
в
биологическом
образовании/Т.
П.
Буренина//Исследования
естественных
экосистем
приморья
и
их
использование
в
обучении
(флора, фауна, экология, физиология), вып.3 Борисоглебск 2006 – с.98
6.
Верзилин,
Н.
М.
и
др.
Общая
методика
преподавания
биологии:
учебник для вузов / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская.-4-е издание. –
М.: П., 1984 с.
7.
Голуб, В.Б. Методы сбора наземных беспозвоночных: метод. пос. для
биол.
спец.
вузов
/
В.Б.
Голуб,
О.П.
Негробов,
А.И.
Фомичев.
–
Борисоглебск, 2006 . – 24 с.
8.
Горкин,
А.
П.
Биология.
Современная
иллюстрированная
энциклопедия / А. П. Горкин // М.: Росмен, - 2006.
9.
Дунаев
Е.
А.
Методы
сбора
и
учёта
численности
насекомых:
Методическое
пособие
/
Е.
А.
Дунаев,
А.
С.
Боголюбов
//
М.,
Экосистема. – 1996. – 25с.
10.
Ду ш е н ко в ,
В . М .
Л е т н я я
п ол е в а я
п р а к т и ка
п о
з о о л о г и и
беспозвоночных / В.М. Душенков, К.В.Макаров. - М.: Академия - 2000. –
256c.
11.
3ахваткин, Ю.А. Курс общей энтомологии / Ю.А. Захваткин - М.: Колос,
2001. - 376 с.
12.
Крыжановский
О.Л.
Сем.
Meloidae//
Определитель
насекомых
Европейской части СССР. М.-Л.: Наука. 1965. Т.2. – С. 382-388.
13.
Кузнецова, В. Т. К фауне жужелиц (Coleoptera, Carabidae) заповедника
"Галичья гора" / В. Т. Кузнецова // Состояние и проблемы экосистем
Среднего Подонья.- Воронеж, 1995.- Вып.6.- С.129-136.
14.
Кузнецова, В. Т. О коллекции насекомых заповедника "Галичья гора" /
В.Т.
Кузнецова,
Н.
Ю.Пантелеева
//
Исследование
растительного
и
животного мира заповедника "Галичья гора".- Воронеж, 1982. - С.78-81.
15.
Логвиновский,
В.
Д.
К
изучению
жуков-листоедов
Воронежской
и
Липецкой областей / В. Д. Логвиновский, О. В. Севостьянова // Ч.1. –
Воронеж, 1996. – С. 76-78.
16.
Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР / Б. М.
Мамаев и др. – М., «Просвещение», 1976
17.
Миноранский В. А. Распределение семиточечной коровки по стациям в
течении сезона / В. А. Миноранский // Экология вредных и полезных
насекомых. – Воронеж, 1972. – С. 8-17
18.
Негробов
О.
П.
Редкие
насекомые
Воронежской
области
/
О.
П.
Негробов, К. Ю. Водянов, М. Н. Пуринов // Материалы Красной книги
ЦНИЛ РСФСР. – М., 1989. – С. 124-131.
19.
Негробов О. П. Экологофаунистические исследования в центральном
черноземье
и
сопредельных
территориях
/
О.
П.
Негробов,
К.
Ю.
Водянов
//
Материалы
второй
региональной
конференции
Липецк,
2000. – С. 85-88.
20.
Негробов С. О. К изучению фауны пластинчатоусых жуков (Coleoptera,
Scarabaeidae) заповедника "Галичья гора" / С. О. Негробов// Состояние
и проблемы экосистем Среднего Подонья. - Воронеж, 1994. - Вып. 5. -
С.81-82.
21.
Негробов
С.
О.
Кфауне
и
экологии
жуков-рогачей
Воронежской
области / С. О. Негробов // Энтомологическое обозрение СПб., 2000. –
вып.1. – С. 89-95.
22.
Негробов, С. О. К изучению жуков-карапузиков (Coleoptera, Histeridae)
Воронежской и Липецкой областей / С. О.Негробов // Состояние и
проблемы экосистем Среднего Подонья. - Воронеж, 1995. - Вып. 7. -
С.83-84.
23.
Негробов, С. О. Некоторые данные по фауне жесткокрылых (Coleoptera)
заповедника "Галичья гора" / С. О.Негробов // Научное наследие П.
П.Семенова-Тян-Шанского и его роль в развитии современной науки:
Тез. докл. - Липецк, 1997. - Ч. 2. - С.48.
24.
Негробова
О.
П.
Кадастр
беспозвоночных
животных
Воронежской
области / О. П. Негробова. – Воронеж: ВГУ, 2005. – С. 825.
25.
Нестеров, Ю. А. География Воронежской области / Ю. А. Нестеров, З. В.
Пономарёва // Пособие для учителей и учащихся. – Воронеж: «ВГПУ»,
2002. – С. 65-137.
26.
Пономарёва, И. Н. Программа «Основы биологии», 6-9 классов / И. Н.
Пономарёва. – М.: Вента-Граф, 2000.
27.
Пономаренко А. Г. Историческое развитие жесткокрылых насекомых /
А. Г. Пономаренко. Автор реф.: дисс. докт. Биол. Наук, - М., 1983. – 49с.
28.
Скуфьин, К. В. Насекомые Юго-Востока Черноземного центра / К. В.
Скуфьин. – Воронеж, изд-во ВГУ, 1978. – С. 164.
29.
Цуриков
М.
Н.
Природосберегающие
методы
исследования
беспозвоночных животных в заповедниках России / М. Н. Цуриков.
Ассоциации
особо
охраняемых
природных
территорий
России
Центрального черноземья. – Тула, 2001. Вып. 4.- 130 с.
30.
Чурляев Ю. А. Краеведческий подход в изучении географии / Ю. А.
Чурляев. – Воронеж, 2002. – С. 12-20.