Напоминание

"Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области"


Автор: Квашина Людмила Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Воробьевский ЦРТД и Ю"
Населённый пункт: село Воробьевка, Воронежская область
Наименование материала: Авторская дополнительная образовательная программа
Тема: "Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительная образовательная программа «Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области» Автор: Квашина Людмила Алексеевна Педагог дополнительного образования МКУ ДО «Воробьевский ЦРТД и Ю» Форма: факультативное занятие Вид деятельности: научно-исследовательская работа Направление воспитания: эколого-биологическое Пояснительная записка. Представленная программа сориентирована на учащихся 9-11 классов. Может быть осуществлена в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения или в дополнительном образовании учащихся на занятиях кружков, клубов, обществ эколого-биологической направленности. В Воронежской области степень изученности жесткокрылых насекомых недостаточна, нет четких сведений в Кадастре о некоторых семействах и видах насекомых. Поэтому, изучение экологических аспектов формирования пространственных комплексов жесткокрылых-антофилов может помочь в выявлении центров биоразнообразия в ландшафтной сфере Воронежской области. Цель: формирование у детей навыков ценностно-смыслового отношения к природе родного края, посредством её изучения и исследования. Задачи: - научить распознавать, в коллекционном материале, представителей разнообразных семейств насекомых по отличительным признакам; - расширить знания о видовом составе насекомых родного края; -сформировать у учащихся навыки индивидуального мышления и самостоятельной работы; - развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, работать с дополнительной литературой; - сформировать представление о многообразной ценности природы Воробьёвского района, ее практической, познавательной значимости; - воспитать ответственное отношение и чувство добра к природе родного края.
Учебно-тематический план № ТЕМА ЧАСЫ ФОРМА 1. Сформировать представления о морфологии и экологии основных отрядов насекомых родного края. --------- теория, практика (демонстрация наглядного материала) 2. Сбор материала для исследования (жесткокрылые насекомые) --------- практика (исследование) 3. Таксономический анализ жесткокрылых-антофилов Воробьёвскогоо района --------- практика (исследование) 4. Биотопическое распределение жуков-антофилов села Воробьёвки --------- практика (исследование) 5. Таксономическое разнообразие жесткокрылых на различных цветковых растениях --------- практика (исследование) 6. Социальный проект «Красная книга Воробьёвского района» --------- практика (исследование)
Содержание тем

ТЕМА 1. Сформировать представления о морфологии и экологии

основных отрядов насекомых родного края.
Обучающиеся выявляют черты сходства и различия между отрядами класса Насекомые. Расширяют представления об особенностях строения и жизнедеятельности отрядов насекомых (жуков, бабочек, клопов, мух) на коллекционном материале. Из источников дополнительной литературы определяют роль насекомых в природе и практическое значение для человека.
ТЕМА 2. Сбор материала для исследования (жесткокрылые насекомые).
Обучающиеся приобретают навыки сбора жесткокрылых насекомых на территориях трёх биотопов: пойменный луг, суходольный луг и садовый участок села Воробьевка. Сбор насекомых производится энтомологическими сачками и ручным сбором жесткокрылых с цветов. Чтобы собрать мелких жучков, ребята находили другие способы например: стряхивали жесткокрылых насекомых на полотно.
ТЕМА 3.

Таксономический анализ жесткокрылых-антофилов

Воробьёвскогоо района.
Дети учатся работать с определителями, по которым они определяют семейства жесткокрылых насекомых и их виды. Выявляют доминирующие семейства, изучают экологию насекомых, исследуют причины преобладания тех или иных семейств например:
превосходство долгоносиков связано с определённой растительностью биотопов, с тем, что рядом находятся агроценозы, так как они питаются злаковыми, бобовыми, бахчевыми культурами.
ТЕМА

4.

Биотопическое

распределение

жуков-антофилов

села

Воробьёвки.
Обучающиеся характеризуют колеоптерофауну растений плодового сада, суходольного и пойменного лугов. Соотносят численность семейств на цветущих растениях. Выясняют причины: почему же в саду было собрано большее количество жесткокрылых насекомых чем в других биотопах (это зависит от того, что на период сбора насекомых в саду обильно цвели плодовые деревья, чем и привлекали насекомых опылителей).
ТЕМА 5. Таксономическое разнообразие жесткокрылых насекомых

на различных цветковых растениях.
Изучалось и исследовалось обилие семейств жесткокрылых насекомых на отдельных цветковых растениях. Например: многочисленным видом присутствующим во всех биотопах и почти на всех растениях, является Euspermophagus sericeus. Вероятно, это связано с его особенностью питания. Вида, который присутствовал бы на всех растениях, без исключения, не выявлено. Из дополнительных источников и определителей цветковых растений рассматривалась растительность биотопов их происхождение.
ТЕМА 6. Социальный проект «Красная книга Воробьёвского района».
В ходе реализации программы «Жесткокрылые насекомые Воробьёвского района Воронежской области» воспитанниками были исследованы и выявлены редкие виды насекомых и растений родного края, которые занесены в Красную книгу Воронежской области (жук-олень, пион тонколистный и др.). Целью социального проекта - является дальнейшее изучение, исследование, выявление редких видов животных и растений Воробьёвского района, их сохранение и приумножение. В результате, будет создана Красная книга Воробьёвского района. Материалы Красной книги могут использоваться в широком аспекте природоохранных мероприятий, послужить одной из основ для последующего долговременного мониторинга состояния природной среды для Воробьевского района, могут быть использованы в оценке воздействия на окружающую с р е д у.
В

итоге
– разработка дополнительной образовательной программы и социального проекта направлена на то, чтобы заинтересовать своих воспитанников насекомыми и растениями Воробьёвского района. Выработать у них суждение о многообразной ценности природы родного края, ее практической, познавательной значимости и воспитать ответственное отношение, чувство добра к ней. Также приучить детей внимательно вглядываться во внешний облик того или иного объекта наблюдения, оценивать его признаки, форму, окрас, поведение, образ жизни и местообитания.

По каждой из заявленных тем осуществлялся контроль

Примерные вопросы для обсуждения по итогам представленных тем:

К теме 1.
Тест по о морфологии и экологии основных отрядов жесткокрылых насекомых родного края. 1. В какой среде обитает большинство насекомых? А. в водной Б. в почве В. в наземно- воздушной Г. на других организмах 2. У насекомых одна пара усиков. Они выполняют функции органов А. равновесия Б. зрения В. осязания и обоняния Г. вкуса и слуха 3. Большинство растительноядных насекомых имеют ротовые органы А. лижущие Б. грызущие В. колюще- сосущие Г. сосущие 4. У насекомых распологаются А. ноги и крылья на груди Б. ноги и крылья на брюшке В. ноги на груди, а крылья на брюшке138 Г. крылья на груди, а ноги на брюшке 5. Задние ноги у жуков- навозников А. прыгательные Б. плавательные В. бегательные Г. копательные 6. У насекомых сформировались органы воздушного дыхания- А. жабры Б. легочные мешки В. трахеи Г. поверхность кожи 7. Насекомые могут долго не пить и голодать, так как у них А. хорошо развиты органы выделения Б. трахеи представляют собой сильно разветвленную систему и развиты лучше, чем у паукообразных В. в полости тела есть жировые клетки с запасом питательных веществ и воды Г. вода всасывается стенками задней кишки 8. Гусеницей называют личинку А. жуков Б. саранчи В. бабочек Г. Тараканов 9. В какой отряд объединяют насекомых с жесткими передними и перепончатыми задними крыльями? А. чешуекрылых Б. двукрылых В. жуков Г. прямокрылых 10. Насекомых, имеющих две пары перепончатых крыльев, грызущий или лижуще- грызущий ротовой аппарат, развитие с полным превращением, объединяют в отряд А. двукрылые Б. перепончатокрылых В. чешуекрылых Г. жесткокрылых 11.Две пары крыльев с чешуйками и сосущий ротовой аппарат со свернутым спиралью хоботком имеются у А. кузнечика Б. майского жука В. дневного павлиньего глаза Г. комнатной мухи 12. Одну пару перепончатых крыльев, колюще- сосущий ротовой аппарат имеет А. колорадский жук141 Б. малярийный комар В. жук- олень Г. капустная белянка 13. Корнями крестоцветных растений питаются личинки А. комнатной мухи Б. рыжего лесного муравья В. колорадский жук Г. капустной мухи

К теме 2.
1.Назовите методы сбора насекомых? 2. В какую погоду производится сбор насекомых? 3. Для каких жесткокрылых насекомых используют ручной сбор? 4. Схема изготовления энтомологического сачка. 5. Правила изготовления коллекций?
К теме 3.
1.Определители каких авторов использовали в данной работе? 2. Назовите доминирующие и субдоминирующие семейства? 3. Почему субдоминирующим является семейство долгоносиков? 4. Чем питается семейство божьих коровок и какую роль играет их присутствие на растениях? 5. С чем связано то, что жесткокрылые насекомые предпочитают разные биотопы (сад, луг, поле).
К теме 4.
1.В каком биотопе фауна жесткокрылых насекомых, насчитывает большее количество семейств и видов, почему? 2. Охарактеризуйте колеоптерофауну растений суходольного луга. 3. Почему есть такие виды, которые встречаются только в фауне пойменного луга? 4. Каким семействам свойственно невысокое видовое разнообразие и почему? 5. Одинаковые ли семейства, являются доминирующими в трёх биотопах?
К теме 5.
1.Назовите, пожалуйста, с каких растений производился сбор жесткокрылых насекомых? 2. Цветки каких деревьев жуки предпочитают больше всего? 3. Какие семейства жесткокрылых насекомых являются полезными, для цветущих растений, а какие вредными? 4. Исходя из каких данных мы можем сказать, что в фауне Воробьевского района мало видов жуков специализированных к обитанию на цветах определенного вида растения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бей – Биенко Г. Я. Общая энтомология / Г. Я. Бей – Биенко – М. 1980. - 416с. 2. Бей-Биенко, Г. Я. Определитель насекомых европейской части СССР в пяти томах. Жесткокрылые и веерокрылые / Г.Я. Бей-Биенко. – М. – Ленинград: Наука, 1965. — Т. II. - С. 332 – 335. 3. Биломар, Е.Е. Анализ видового сходства колеоптерофауны поймы реки Хопёр в среднем течении / Е.Е. Биломар, А.И. Фомичев // Исследование естественных экосистем Прихоперья и их использование в обучении: сборник научных статей. - Борисоглебск, 2005.- С. 34-39. 4. Биломар, Е.Е. Предварительные сведения об экологических комплексах жесткокрылых поймы реки Хопер / Е.Е. Биломар // Материалы международной научно-практической конференции по биологии "Основное и дополнительное биологическое образование"- Борисоглебск, 16-20 июня-2002.- С. 56-58. 5. Буренина, Т. П. Региональный или краеведческий подход в биологическом образовании/Т. П. Буренина//Исследования естественных экосистем приморья и их использование в обучении (флора, фауна, экология, физиология), вып.3 Борисоглебск 2006 – с.98 6. Верзилин, Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии: учебник для вузов / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская.-4-е издание. – М.: П., 1984 с. 7. Голуб, В.Б. Методы сбора наземных беспозвоночных: метод. пос. для биол. спец. вузов / В.Б. Голуб, О.П. Негробов, А.И. Фомичев. – Борисоглебск, 2006 . – 24 с. 8. Горкин, А. П. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин // М.: Росмен, - 2006. 9. Дунаев Е. А. Методы сбора и учёта численности насекомых: Методическое пособие / Е. А. Дунаев, А. С. Боголюбов // М.,
Экосистема. – 1996. – 25с. 10. Ду ш е н ко в , В . М . Л е т н я я п ол е в а я п р а к т и ка п о з о о л о г и и беспозвоночных / В.М. Душенков, К.В.Макаров. - М.: Академия - 2000. – 256c. 11. 3ахваткин, Ю.А. Курс общей энтомологии / Ю.А. Захваткин - М.: Колос, 2001. - 376 с. 12. Крыжановский О.Л. Сем. Meloidae// Определитель насекомых Европейской части СССР. М.-Л.: Наука. 1965. Т.2. – С. 382-388. 13. Кузнецова, В. Т. К фауне жужелиц (Coleoptera, Carabidae) заповедника "Галичья гора" / В. Т. Кузнецова // Состояние и проблемы экосистем Среднего Подонья.- Воронеж, 1995.- Вып.6.- С.129-136. 14. Кузнецова, В. Т. О коллекции насекомых заповедника "Галичья гора" / В.Т. Кузнецова, Н. Ю.Пантелеева // Исследование растительного и животного мира заповедника "Галичья гора".- Воронеж, 1982. - С.78-81. 15. Логвиновский, В. Д. К изучению жуков-листоедов Воронежской и Липецкой областей / В. Д. Логвиновский, О. В. Севостьянова // Ч.1. – Воронеж, 1996. – С. 76-78. 16. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР / Б. М. Мамаев и др. – М., «Просвещение», 1976 17. Миноранский В. А. Распределение семиточечной коровки по стациям в течении сезона / В. А. Миноранский // Экология вредных и полезных насекомых. – Воронеж, 1972. – С. 8-17 18. Негробов О. П. Редкие насекомые Воронежской области / О. П. Негробов, К. Ю. Водянов, М. Н. Пуринов // Материалы Красной книги ЦНИЛ РСФСР. – М., 1989. – С. 124-131. 19. Негробов О. П. Экологофаунистические исследования в центральном черноземье и сопредельных территориях / О. П. Негробов, К. Ю. Водянов // Материалы второй региональной конференции Липецк,
2000. – С. 85-88. 20. Негробов С. О. К изучению фауны пластинчатоусых жуков (Coleoptera, Scarabaeidae) заповедника "Галичья гора" / С. О. Негробов// Состояние и проблемы экосистем Среднего Подонья. - Воронеж, 1994. - Вып. 5. - С.81-82. 21. Негробов С. О. Кфауне и экологии жуков-рогачей Воронежской области / С. О. Негробов // Энтомологическое обозрение СПб., 2000. – вып.1. – С. 89-95. 22. Негробов, С. О. К изучению жуков-карапузиков (Coleoptera, Histeridae) Воронежской и Липецкой областей / С. О.Негробов // Состояние и проблемы экосистем Среднего Подонья. - Воронеж, 1995. - Вып. 7. - С.83-84. 23. Негробов, С. О. Некоторые данные по фауне жесткокрылых (Coleoptera) заповедника "Галичья гора" / С. О.Негробов // Научное наследие П. П.Семенова-Тян-Шанского и его роль в развитии современной науки: Тез. докл. - Липецк, 1997. - Ч. 2. - С.48. 24. Негробова О. П. Кадастр беспозвоночных животных Воронежской области / О. П. Негробова. – Воронеж: ВГУ, 2005. – С. 825. 25. Нестеров, Ю. А. География Воронежской области / Ю. А. Нестеров, З. В. Пономарёва // Пособие для учителей и учащихся. – Воронеж: «ВГПУ», 2002. – С. 65-137. 26. Пономарёва, И. Н. Программа «Основы биологии», 6-9 классов / И. Н. Пономарёва. – М.: Вента-Граф, 2000. 27. Пономаренко А. Г. Историческое развитие жесткокрылых насекомых / А. Г. Пономаренко. Автор реф.: дисс. докт. Биол. Наук, - М., 1983. – 49с. 28. Скуфьин, К. В. Насекомые Юго-Востока Черноземного центра / К. В. Скуфьин. – Воронеж, изд-во ВГУ, 1978. – С. 164. 29. Цуриков М. Н. Природосберегающие методы исследования
беспозвоночных животных в заповедниках России / М. Н. Цуриков. Ассоциации особо охраняемых природных территорий России Центрального черноземья. – Тула, 2001. Вып. 4.- 130 с. 30. Чурляев Ю. А. Краеведческий подход в изучении географии / Ю. А. Чурляев. – Воронеж, 2002. – С. 12-20.


В раздел образования