Автор: Приходько Раиса Саитовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Рябинушка" Населённый пункт: пгт.Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия Наименование материала: Методическая разработка Тема: Картотека: Фонопедические упражнения Раздел: дошкольное образование
Фонопедические упражнения
Снежинки
Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном,
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой! Не тай, снежинка, подожди немножко!
Осень
Подул ветер. «У-у-у!» - дети должны произносить
это на длительном вдохе, делая голосом «волну»,
глиссандируя от низкого звука к высокому и обратно,
показывая движение звука рукой.
Листья пожелтели, задрожали. «Ф-ф-ф!» -
произносить на коротком, энергичном выдохе, резко
встряхивая опущенными кистями.
Полетели на землю, «П-п-п!» -опуская
постепенно руки вниз.
Зашуршали. «Ш-ш-ш!» -разводя и сводя
пальцы.
Стоят деревья голые,
Жалобно скрипят. « Скрипеть» на связках,
положив ладони на шею.
Лягушка
Ква-ква! –урчит лягушка, Произносить
Ку-ку! – кричит кукушка. «ква-ква» низким голосом,
«ку-ку» высоким, показать высоту звука рукой.
- Ква-ква!
- Ку-ку!
- Ква-ква!
- Ку-ку!
-Караул! Беда! Ква-ква!
К нам сюда идет сова!
Сова, русская народная потешка
Летела сова,
Веселая голова.
Она летела, летела,
На дубок села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
У мышонка замер дух,
Он забился под лопух.
А сова все ближе, ближе,
А сова все ниже, ниже
И кричит в тиши лесной:
- Поиграй, дружок, со мной!
Пропищал мышонок:»В прятки?» -
И пустился без оглядки!
Скрылся в скошенной траве,
Не найти его нигде! Изображая сову, дети произносят
низким голосом: »Ух-ух-ух!»,
мышку высоким голосом: »Пи-пи-пи!»
Игра»День-ночь»
«День» - дети бегут врассыпную, подражая движениям
мышат, птиц, бабочек.
«Ночь» - замирают. «Сова» медленно летает между ними и
ловит того, кто пошевелится.
Весна
Ветер в наш лес песню донес: ш-ш-ш!
Песню пролаял охотничий пес: Гав-гав-гав!
Волк эту песню провыл на опушке: У-у-у!
Дружно проквакали песню лягушки: Ква-ква-ква!
Бык эту песню, как мог, промычал: Му-у-у!
Рысь промурлыкала: Мур-мур!
Сом промолчал.
Филин прогукал: Ух-ух!
Уж прошипел: Ш-ш-ш!
А соловей эту песню пропел: Тех-тех-тех! Тиу-тиу-тью!
Вежливые слова
С.Коротаева
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй!» говорить
Всем, кого б ни встретил –
Это знают дети.
Скажешь «Здравствуй!» - и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!»
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп!
Здравствуйте, сапожки! Топ-топ!
Здравствуйте, лягушки! Ква-ква!
Здравствуйте, кукушки! Ку-ку!
Здравствуй, звонкий каблучок ! Чок-чок-чок!
Здравствуй, поросенок!» Хрю-хрю-хрю!
И маленький теленок! Му-му-му!
Здравствуй, шустрый ветерок! У-у-у!
Здравствуй, детский голосок! А-а-а!
Здравствуй, черная ворона! Кар-кар-кар!
Поезд длинный у перрона! Ту-ту-ту!
Добрый день ручным часам! Тик-так!
Громким нашим голосам! А-а-а!
Здравствуй, бурная река! Буль-буль!
В синем небе облака! Ура!
А.Тетивкина
Те, кого охватит страх,
Произносят слово:»Ах!»
Кто встречается с бедой,
Произносят слово:»Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово:»Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово:»Ух!»