Автор: Устюгова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКОУ "Верхнесинячихинская школа - интернат" Населённый пункт: Свердловская область, Алапаевский район, р.п.В.Синячиха Наименование материала: Статья Тема: Эффективные коррекционно-развивающие технологии. Раздел: дополнительное образование
Эффективные коррекционно-развивающие технологии.
Воспитатель: Устюгова Елена Викторовна
ГКОУ «Верхнесинячихинская школа-интернат реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
Цель педагогической деятельности воспитателя – подготовить детей к
компетентному взаимодействию с миром и людьми в разных жизненных
системах. Воспитанники с задержкой социального развития, социально
дезадаптированные дети в конечном итоге сталкиваются с непригодностью,
бессильностью перед миром людей. Хорошо известно, что степень и качество
взаимодействия ребёнка в социокультурных сферах жизни чётко
предсказывают отклонения в поведении. Примером этого является тот факт,
что дети с антисоциальным поведением наиболее часто вовлекаются в
компании с негативным поведением.
В связи с вышеизложенным особое значение следует придавать работе с
индивидуальной личностью ребёнка, принимая во внимание его социальное
окружение.
Для
успешной
адаптации
воспитанников
в
обществе
на
основе
диагностических данных об
уровне развития личности ребёнка,
ежегодно
составляется рабочая программа воспитателя. Программа включает в себя работу по
пяти направлениям и составляется сроком на 1 год.
По итогам реализации рабочей программы воспитателя мною определено.
Что
наиболее
эффективно
влияют
на
итоговый
результат
следующие
технологии:
• уровневой дифференциации;
• проблемного обучения;
• педагогики сотрудничества.
1 .Технология уровневой дифференциации.
Под дифференциацией следует понимать взаимосвязанный комплекс
организационно-педагогических и методических мероприятий, направленных
на
создание
условий
для
оптимального
обучения
и
развития
каждого
воспитанника
с
учетом
его
реальных
возможностей,
индивидуальных
склонностей, интересов.
Поэтому, воспитание необходимо осуществлять с ориентацией на «зону
ближайшего
развития».
Учитывая,
то
«что
сегодня
воспитанник
сумеет
сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно
завтра».
Активное, заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе
занятий
поддерживается
в том
случае,
если
трудности,
возникающие
в
процессе деятельности, оказываются преодолимыми, а поставленная цель в
итоге
достигнутой.
При
освоении
нового
материала
можно
создавать
разноуровневые группы по качеству знаний и умений.
На занятиях мы применяем следующие дифференцированные формы:
-
подгрупповая
(воспитанники
одной
группы
выполняют
задание
коллективно,
затем
организуется
отчет
каждой
подгруппы,
с
правом
делегирования голоса одному из участников);
-
индивидуальная
(воспитанники выполняют задания индивидуально, и
оценивается работа каждого ребёнка, согласно его уровня развития).
Варианты дифференциации применяемые на занятиях:
- объединение воспитанников в малые группы (ТРИБы);
- объединение воспитанников в пары;
- индивидуальные задания.
Для работы в подгруппе детей частично реализуется программа Трайбс.
На
основе
трудов
американского
учёного
Гиббса
преподаватель
кафедры
«Естествознания
и
методики
преподавания
в
начальных
классах
УрГПУ
Колтунова Ирина Рафаиловна разработала брошюру « Социализирующие
игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Суть этой программы заключается в том, что группа воспитанников для
реализации заданной цели делится на подгруппы в количестве 3 – 6 детей (не
более).
Ключевые позиции программы:
положительное отношение в нутрии подгруппы повышает самооценку
воспитанников;
сотрудничество
в
работе
приводит
к
росту
уровня
развития
и
воспитания ребёнка;
положительный
эмоциональный
климат
увеличивает
мотивацию
и
улучшает поведение.
Постоянный триб работает каждый день на
протяжении одного учебного года, затем по мере роста уровня развития
воспитанник либо переходит в другую группу, либо остаётся в этой. Но
в любом случае состав его соратников будет несколько изменён. Во
время занятия дети сидят по окружности напротив друг друга.
Занятия проводятся по следующим видам:
выражение своих мыслей, чувств, положительного отношения друг к
другу;
планирование дел, решение проблем;
совместная работа над заданиями, данными педагогом.
Правила общения в подгруппах:
1.
Слушать внимательно, дать друг другу возможность выразить
себя.
2.
Не перебивать и не допускать отрицательных насмешек,
негативного отношения.
3.
То, что говорится или делается в группе, не должно выноситься
за её пределы.
Работа по программе предполагает задания в парах.
«Двое на один карандаш»
Цель. Показать эффективность письменного общения. Развивать
сотрудничество, чувство юмора.
«Таинственная картина» Цель. Создать атмосферу общности у
воспитанников.
«Паутина». Цель. Развивать способности общения. Научить внимательно
слушать друг друга.
Использование уровневой дифференциации и частичное применение
программы Трайбс на занятиях позволяет достичь следующих результатов:
работа
в
подгруппах
и
парах
развивает
творческие
способности
воспитанников,
уверенность
в
себе.
Ребёнок
находит
своё
место
в
коллективе, совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные
качества.
Так
по
результатам
прошлого
учебного
года
60%
моих
воспитанников
поменяли
триб
на
более
сложный
по
заданиям,
10%
составляют воспитанники пришедшие в группу только в этом году, 30%
остались в своём трибе, но свои личные показатели улучшили.
Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации,
способствует
повышению
качества
знаний
и
умений,
внедрению
и
реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании. На занятиях
складывается
комфортная
атмосфера,
располагающая
к
совместной
деятельности педагога и воспитанников.
2.Проблемное обучение.
Основой проблемного обучения являются формирование у детей умения
видеть и формулировать проблему, анализировать и обучать ее решению.
Проблемная
ситуация -
это интеллектуально-психологическое затруднение
человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее
явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным
ему
способом,
действие
это
побуждает
человека
искать
новый
способ
объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность
продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает
начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
•
осознание проблемной ситуации (с включением ошибочных явлений);
•
формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
•
решение проблемы;
•
проверка решения.
При использовании проблемного обучения нужно понимать, что только
тогда можно говорить о развитии мышления, когда проблемные ситуации
используются
регулярно,
сменяя
одна
другую.
Тем
не
менее,
практика
проведения
подгрупповой
работы
на
занятиях
показала,
что
в
самих
коллективных формах обучения заложен мощный коррекционный заряд.
Так на занятиях предлагая нашим трибам проблему, соответствующую
теме занятия, но, отличающуюся по сложности, я пришла к мысли, что
сотрудничество
эффективнее,
чем
соревнование.
Воспитанники
разными
путями приходят к одному выводу.
Систематически организованное учебное сотрудничество на занятии
постепенно ведет к созреванию у детей достаточно осознанного контроля и
самоконтроля, к формированию у них способности связно высказываться и
рассуждать. Что особенно сложно для воспитанников коррекционной школы,
для жизни в обществе, где человек постоянно находится в поиске решения
какой-либо проблемы. Отмечу, что по результатам работы прошлого учебного
года 30% воспитанников
могут самостоятельно обозначить все 4 этапа
решения проблемы. Чрезвычайно важна осуществляемая при этом коррекция
морально-волевой
сферы
ребенка.
Отмечаю,
что
даже
дети
с
ярко
выраженной формой дефекта, переживая успех вместе со своей группой и,
соответственно, оказываясь в ситуации успеха, обнаруживают достаточно
высокую познавательную активность. Постепенно развивая познавательную
мотивацию и способность к общению, систематически корректируя свои
личностные недостатки, дети оказываются в оптимальном режиме развития,
обучения и тем самым компенсируют свои недостатки. А это, как известно, и
является целью коррекционно-развиваюшего обучения и воспитания.
3.Педагогика сотрудничества.
Педагогика сотрудничества направлена на то, чтобы создать для ребенка
ситуацию успеха и уверенности в собственных силах и возможностях.
В организации работы триба есть момент, когда группа должна
делегировать
одного
представителя
для
отчёта
о
выполнении
задания.
Обычно воспитанники выдвигают (или самовыдвигается) самый активный
член подгруппы. Задача педагога состоит в том, чтобы даже малоактивные
дети
не
боялись
выступать
с
ответом.
Для
этого
необходим
позитивное
эмоциональное
одобрение
(ты
молодец,
тебе
помогут),
авансированная
оценка
(у
тебя
всё
получится,
ты
справишься).
В
ре зульт ате
вышеобозначенной деятельности повысилась уверенность на занятиях у 40%
воспитанников.
Результаты показывают, что опробованные мною технологии и частичная
реализация
программы
«Трайбс»,
способствуют
росту
уверенности
у
воспитанников, умению договариваться, общаться, понимать друг друга, учат
делать правильный выбор в конкретных жизненных ситуациях, а значит
способствуют социализации и преодолению дезадаптации детей.
Таким
образом,
я
считаю,
что
используемые
мною
коррекционно-
развивающие технологии действительно эффективны и положительно влияют
на процесс воспитания детей
Байбакова, Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /
Л. А. Байбакова, Л. К. Воспитательный процесс: изучение эффективности. -
М.: ТЦ «Сфера», 2003. -- 124 с.
Гребенки на. - М.: Просвещение, 2001 - 156 с.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко.
- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Е. Н.
Степанов. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с.