Напоминание

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка


Автор: Исламова Валентина Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Павловка
Населённый пункт: с.Павловка Нуримановского района Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад





ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Непростая ситуация с чтением литературной классики, которая сло- жилась в нашей стране сегодня, отсутствие, прежде всего, вдумчивого и глубокого читателя является настоящим вызовом всей русской культуре. Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реаль- ность мира фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуаль- ные последствия всего этого видны невооруженным глазом. Об этом свиде- тельствуют и многочисленные социальные и криминальные болезни наше- го общества, а также равнодушие к ближнему, бездуховность и отставание в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год от года стано- вится более заметным. Сказанные Ф.Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растли- лись в наши дни», как нельзя лучше характеризуют нашу современность. В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способ- ной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способ- ствует этому русская литература. Это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания уча- щихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для них са- мих. Уроки литературы—это всегда уроки добра, нравственности и красо- ты. Русская литература с древнейших времён как никакая другая литера- тура в мире, несла высочайший духовно-нравственный заряд. Она всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и мет- кому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и возне- сти до небес. Христианская культура называет самыми главными ценностя- ми жизни веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и зада- ча учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высо- кую духовно-нравственную культуру личности. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков ста- ло бы его постоянной чертой характера. Как можно решить эту задачу? Правильно расставляя акценты, в рамках программы можно успеть сделать многое. Огромное влияние на де- тей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христи- анской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций
и характеров героев способствует формированию умений правильного по- ведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становят- ся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эсте- тическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, дан- ным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмез- дие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного па- триотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую по- мощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощаю- щие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках поло- вецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, прояв- ляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого» Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «По- весть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской лю- бви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на великой силе любви. Нашим детям прививают западные традиции, рекла- мируя День святого Валентина, который сейчас празднуют даже в школах как День всех влюблённых. Но ведь у русских, у православных, есть свой День всех влюблённых – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муром- ских, причисленных к лику святых. Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в русской литературе XIX века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская; тургенев- ские девушки Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Елена Стахова; некра- совские русские женщины Дарья, Орина – мать солдатская, княгиня Тру- бецкая и княгиня Волконская, Матрёна Тимофеевна; княжна Марья и Ната- ша Ростова, Сонечка Мармеладова… В каждой из них по-своему воплощён идеал добра, противостояще- го злу. Стремление понять их характеры учит детей умению отличать ис- тинное от ложного, видеть правильные духовно-нравственные ориентиры. Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы — интерес к нравственному, духов-
ному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих художественных произведений — молодые люди, ищущие цель и смысл жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, кото- рые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления себя как личностей. Конечно, нравственные и философские искания моло- дых людей - героев произведений русской литературы зависят во многом от идей и проблем эпохи, в которую они живут, от политических, философ- ских, нравственных позиций, занимаемых писателями. Поэтому жизнен- ные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина, Григория Печорина, Евге- ния Базарова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, на первый взгляд, могут казаться чуждыми и неинтересными современным ученикам. Но учителю совместно с учениками необходимо увидеть, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являют- ся вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других лю- дей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьни- кам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы, что и их предшественникам. Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспита- нию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е. Онегина после замужества? М. Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил ге- роем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фами- лию). Эту же тему продолжает Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». -Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрию. Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распа- дается. А сейчас – пропаганда свободной любви. Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские де- вушки – мечта многих мужчин и сейчас. Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внима- ние сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поис- кам. Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарован- ном страннике», у А. Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе человека» и т.д.
Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы: почему Чацкие терпят «горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»? По- чему для Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым? Почему Онегин, «убив на поединке друга, до- жив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то? Почему Лермонтов называет Печорина «Герой Нашего Времени» и все три слова пишет с заглавной бук- вы? Почему у Гоголя Русь – птица-тройка, а мчится на ней Чичиков? Поче- му Раскольникова и Соню Мармеладову «воскресила любовь»? И почему под подушкой Раскольникова лежало Евангелие, из которого Соня читала ему полтора года назад о воскресении Лазаря? Почему Л.Н.Толстой утвер- ждал, что «история души человеческой едва ли не интереснее истории це- лого народа»? Почему Белинский писал именно о Пушкине: « Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»? И по- чему Маленький принц утверждал: «Зорко одно лишь сердце. Самого глав- ного глазами не увидишь»? Почему, почему, почему… Классическая литература тем и отличается, что, задавая вопросы, учит читателя самого думать и формирует личность в соответствии с нрав- ственными принципами автора. Помните? «…Превосходным образом вос- питать в себе человека…»! Русская литература воспитывает в читателе важнейшее качество души – способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Если пятикласснику, читающему тургеневский рассказ «Муму», жалко собачку, то взрослому, прочитавшему русскую классику, станет в ещё большей сте- пени жалко Герасима. Русская литература гуманна по своей сути. Сколько историй любви проходит перед читателем! Сопереживая героям, читатель страдает, осо- бенно юный читатель, который живёт в предчувствии любви. Уроки ли- тературы – это и воспитание чувств. Что значит любить по-настоящему? Как отличить истинную любовь от влюблённости? А если любовь нераз- делённая? На этом пути помогает И. А. Бунин: «Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?» В 16 – 17 лет это откровение, открытие! Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора. Задача учителя – формировать стремление к добру, способность противостоять злу. Вот пример. 7 класс. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Братья Остап и Ан- дрий. Две жизни – две судьбы. Почему Остап погиб как герой, совершив подвиг, а Андрий стал предателем? Пусть дети почувствуют, что для Оста- па, как и для его отца, Тараса, и для запорожцев, Родина – это Русская зем- ля, православная вера, товарищи (вспомним речь Тараса о товариществе!). Это представление о Родине в полном соответствии с православными пред- ставлениями о главных ценностях человеческой жизни. Истоки героизма Остапа – в чувстве Родины, товарищества, твёрдо- сти в православной вере. Не обладающий этим нравственным стержнем
Андрий становится на путь предательства. Н. В. Гоголь перед каждым ста- вит вопрос об истинных ценностях, и читателю предстоит сделать свой вы- бор. Книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, по- весть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает ге- рой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское от- ношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литера- турные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развива- ют самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить ре- альные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начина- ется с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, что- бы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценно- стей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, ко- торая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, помо- жет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принци- пы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литерату- ры подтверждают слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Состоянию душевного поиска, нравственного самосовершен- ствования учеников и должны помочь уроки литературы. Использованная литература: 1.Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценно- стей [Текст] / С. В. Агибалова // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 468-471. 2.Артюхова И. С. Ценности и воспитание//Педагогика.-1999.-№ 4.-С.117- 120. 3.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Вос- питание школьника», № 2–2012.
4.Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. –М., 1993. 5.Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы [Текст] / Е. В. Ковалёва // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гра- жданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков-М.: Просве- щение,2011. 7.Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика.— 1910. С.304


В раздел образования