Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Автор: Исламова Валентина Ильинична Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Павловка Населённый пункт: с.Павловка Нуримановского района Республики Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка Раздел: среднее образование
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Непростая ситуация с чтением литературной классики, которая сло-
жилась в нашей стране сегодня, отсутствие, прежде всего, вдумчивого и
глубокого читателя является настоящим вызовом всей русской культуре.
Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реаль-
ность мира фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуаль-
ные последствия всего этого видны невооруженным глазом. Об этом свиде-
тельствуют и многочисленные социальные и криминальные болезни наше-
го общества, а также равнодушие к ближнему, бездуховность и отставание
в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год от года стано-
вится более заметным.
Сказанные Ф.Тютчевым еще в 19 веке слова «не плоть, а дух растли-
лись в наши дни», как нельзя лучше характеризуют нашу современность. В
современной России осознается падение нравственности молодежи, что
означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных
обстоятельств.
Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной,
гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способ-
ной к творчеству
и самоопределению.
Это
позволяет
каждому
учителю
участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способ-
ствует этому русская литература. Это предмет, позволяющий на каждом
уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания уча-
щихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для них са-
мих. Уроки литературы—это всегда уроки добра, нравственности и красо-
ты.
Русская литература с древнейших времён как никакая другая литера-
тура в мире, несла высочайший духовно-нравственный заряд. Она всегда
была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии
характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и мет-
кому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и возне-
сти до небес. Христианская культура называет самыми главными ценностя-
ми жизни веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.
Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и зада-
ча учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высо-
кую духовно-нравственную культуру личности. Задачей учителя является
воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков ста-
ло бы его постоянной чертой характера.
Как можно решить эту задачу? Правильно расставляя акценты, в
рамках программы можно успеть сделать многое. Огромное влияние на де-
тей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми.
Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христи-
анской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций
и характеров героев способствует формированию умений правильного по-
ведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становят-
ся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эсте-
тическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших,
постичь основы праведной жизни.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение
в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, дан-
ным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок
А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто
живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать»,
«Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмез-
дие.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного па-
триотизма.
Былинные
богатыри
являются
воплощением
нравственных
свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства
собственного достоинства, трудолюбия.
Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на
идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей
Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую по-
мощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощаю-
щие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках поло-
вецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал
женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, прояв-
ляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о
«воинах моего милого»
Духовно-нравственные идеалы Древней Руси постигаем, изучая «По-
весть о Петре и Февронии Муромских» - первую историю любви в русской
литературе. Делаем акцент на грехе неблагодарности, на супружеской лю-
бви и верности, стойкости и преданности друг другу любящих людей, на
великой силе любви. Нашим детям прививают западные традиции, рекла-
мируя День святого Валентина, который сейчас празднуют даже в школах
как День всех влюблённых. Но ведь у русских, у православных, есть свой
День всех влюблённых – 8 июля, день памяти Петра и Февронии Муром-
ских, причисленных к лику святых.
Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в
русской литературе XIX века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская; тургенев-
ские девушки Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Елена Стахова; некра-
совские русские женщины Дарья, Орина – мать солдатская, княгиня Тру-
бецкая и княгиня Волконская, Матрёна Тимофеевна; княжна Марья и Ната-
ша Ростова, Сонечка Мармеладова…
В каждой из них по-своему воплощён идеал добра, противостояще-
го злу. Стремление понять их характеры учит детей умению отличать ис-
тинное от ложного, видеть правильные духовно-нравственные ориентиры.
Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало
еще одна традиция русской литературы — интерес к нравственному, духов-
ному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих
художественных произведений — молодые люди, ищущие цель и смысл
жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия
произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, кото-
рые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления
себя как личностей. Конечно, нравственные и философские искания моло-
дых людей - героев произведений русской литературы зависят во многом
от идей и проблем эпохи, в которую они живут, от политических, философ-
ских, нравственных позиций, занимаемых писателями. Поэтому жизнен-
ные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина, Григория Печорина, Евге-
ния Базарова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, на
первый взгляд, могут казаться чуждыми и неинтересными современным
ученикам. Но учителю совместно с учениками необходимо увидеть, что
этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являют-
ся вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни;
любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других лю-
дей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьни-
кам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы, что
и их предшественникам.
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспита-
нию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны.
Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность
русским традициям, старина и т.д.).« Но я другому отдана, я буду век ему
верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование,
почему Татьяна не приняла любовь Е. Онегина после замужества?
М. Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил ге-
роем
удалого
купца
Степана
Парамоновича,
который
защищает
честь
жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню
Кирибеевич– басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фами-
лию).
Эту же тему продолжает Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».
-Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрию.
Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого,
Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распа-
дается. А сейчас – пропаганда свободной любви.
Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские де-
вушки – мечта многих мужчин и сейчас.
Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта,
нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внима-
ние сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поис-
кам.
Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарован-
ном страннике», у А. Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в
«Судьбе человека» и т.д.
Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы: почему
Чацкие терпят «горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»? По-
чему для Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а
оказалось недостижимым? Почему Онегин, «убив на поединке друга, до-
жив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну,
именно ту, любовь которой отверг когда-то? Почему Лермонтов называет
Печорина «Герой Нашего Времени» и все три слова пишет с заглавной бук-
вы? Почему у Гоголя Русь – птица-тройка, а мчится на ней Чичиков? Поче-
му Раскольникова и Соню Мармеладову «воскресила любовь»? И почему
под подушкой Раскольникова лежало Евангелие, из которого Соня читала
ему полтора года назад о воскресении Лазаря? Почему Л.Н.Толстой утвер-
ждал, что «история души человеческой едва ли не интереснее истории це-
лого народа»? Почему Белинский писал именно о Пушкине: « Читая его
творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»? И по-
чему Маленький принц утверждал: «Зорко одно лишь сердце. Самого глав-
ного глазами не увидишь»? Почему, почему, почему…
Классическая литература тем и отличается, что, задавая вопросы,
учит читателя самого думать и формирует личность в соответствии с нрав-
ственными принципами автора. Помните? «…Превосходным образом вос-
питать в себе человека…»!
Русская
литература
воспитывает
в
читателе важнейшее качество
души – способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Если
пятикласснику, читающему тургеневский рассказ «Муму», жалко собачку,
то взрослому, прочитавшему русскую классику, станет в ещё большей сте-
пени жалко Герасима.
Русская литература гуманна по своей сути. Сколько историй любви
проходит перед читателем! Сопереживая героям, читатель страдает, осо-
бенно юный читатель, который живёт в предчувствии любви. Уроки ли-
тературы – это и воспитание чувств. Что значит любить по-настоящему?
Как отличить истинную любовь от влюблённости? А если любовь нераз-
делённая? На этом пути помогает И. А. Бунин: «Разве бывает несчастная
любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?» В 16 – 17
лет это откровение, открытие!
Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного
выбора. Задача учителя – формировать стремление к добру, способность
противостоять злу.
Вот пример. 7 класс. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Братья Остап и Ан-
дрий. Две жизни – две судьбы. Почему Остап погиб как герой, совершив
подвиг, а Андрий стал предателем? Пусть дети почувствуют, что для Оста-
па, как и для его отца, Тараса, и для запорожцев, Родина – это Русская зем-
ля, православная вера, товарищи (вспомним речь Тараса о товариществе!).
Это представление о Родине в полном соответствии с православными пред-
ставлениями о главных ценностях человеческой жизни.
Истоки героизма Остапа – в чувстве Родины, товарищества, твёрдо-
сти в православной вере. Не обладающий этим нравственным стержнем
Андрий становится на путь предательства. Н. В. Гоголь перед каждым ста-
вит вопрос об истинных ценностях, и читателю предстоит сделать свой вы-
бор. Книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический
вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для
того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, по-
весть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает ге-
рой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник
научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское от-
ношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то
это
будет
способствовать
развитию
читательских
навыков,
глубокому
постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной
воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литера-
турные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развива-
ют самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где
неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить ре-
альные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.
Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начина-
ется с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться
своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное
чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, что-
бы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценно-
стей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, ко-
торая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, помо-
жет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как
тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится
найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принци-
пы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литерату-
ры подтверждают слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять
бросать,
и
вечно
бороться
и
лишаться.
А
спокойствие
—
душевная
подлость». Состоянию душевного поиска, нравственного самосовершен-
ствования учеников и должны помочь уроки литературы.
Использованная литература:
1.Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского
языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценно-
стей [Текст] / С. В. Агибалова // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С.
468-471.
2.Артюхова И. С. Ценности
и воспитание//Педагогика.-1999.-№ 4.-С.117-
120.
3.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Вос-
питание школьника», № 2–2012.
4.Караковский В. А. Стать
человеком.
Общечеловеческие
ценности —
основа целостного учебно-воспитательного процесса. –М., 1993.
5.Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
[Текст] / Е. В. Ковалёва // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гра-
жданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков-М.: Просве-
щение,2011.
7.Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика.— 1910. С.304