Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного
Автор: Перелейвода Надежда Ильинична Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: Ивня, Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного Раздел: полное образование
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых
знаний и способов деятельности.
Цели урока:
•
содействовать формированию умений и навыков учащихся
решать простейшие показательные и логарифмические
уравнения,
•создать условия для достижения поставленной задачи с
учетом личностного подхода.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.
Оргмомент.
2.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
а) Проверка домашнего задания.
№6.12
б)
log
81
x
+
log
9
x
+
log
3
x
=
7,
г) 2
log
2
x
(¿)
log
0,5
¿
+
x
log
2
¿=−
1
¿
log
2
¿
1
4
log
3
x
+
1
2
log
3
x
+
log
3
x
= 7, - 2
x
x
log
2
¿=−
1,
log
2
¿+¿
log
2
¿
log
2
x
¿
1
3
4
log
3
x
= 7, -
x
log
2
¿=−
1,
log
2
¿
log
3
x
= 7:
7
4
,
x
log
2
¿=
1,
log
2
¿
log
3
x
= 4,
log
2
x
= 2,
x =
3
4
, x =
2
2
,
x = 81. x = 4.
Ответ: 81. Ответ: 4.
№6.13
б)
log
3
x
+
2 log
9
x
+
3 log
27
x
+
4 log
81
x
=
8,
log
3
x
+
log
3
x
+
log
3
x
+
log
3
x
= 8,
4
log
3
x
= 8,
log
3
x
= 2,
x =
3
2
,
x = 9.
Ответ: 9.
г)
log
√
3
x
+
2log
3
x
+
4 log
9
x
+
6 log
27
x
=
16,
2
log
3
x
+ 2
log
3
x
+ 2
log
3
x
+ 2
log
3
x
= 16,
8
log
3
x
= 16,
log
3
x
= 2,
x =
3
2
,
x = 9.
Ответ: 9.
№6.14
б)
log
3
x
+
log
4
x
=
2 log
4
12,
г) 2
log
4
x
−
log
6
x
=
2 log
√
6
3
,
log
4
x
log
4
3
+
log
4
x
=
2 log
4
12 ,
log
2
x
−
log
6
x
=
4 log
6
3
1
log
4
3
x
(¿+
1
)=
2 log
4
12 ,
log
4
¿
log
6
x
log
6
2
−
log
6
x
=
4 log
6
3,
log
4
x ∙
1
+
log
4
3
log
4
3
= 2
log
4
12
,
1
log
6
2
x
(¿−
1
)=
4 log
6
3 ,
log
6
¿
log
4
x ∙
log
4
4
+
log
4
3
log
4
3
=
2 log
4
12 ,
log
6
x ∙
1
−
log
6
2
log
6
2
=
4 log
6
3,
log
4
x
=
2 log
4
12∙ log
4
3
log
4
12
,
log
6
x
=
4 log
6
3 ∙ log
6
2
log
6
6
−
log
6
2
,
log
4
x
=
2 log
4
3
,
log
6
x
=
4 log
6
3 ∙ log
6
2
log
6
3
,
log
4
x
=
log
4
3
2
,
log
6
x
=
4 log
6
2
,
x = 9.
log
6
x
=
log
6
2
4
,
Ответ: 9. x = 16.
Ответ: 16.
№6.15
б)
log
¿
x
¿
¿
+2
x
log
6
¿
²
=
0,
log
4
x ∙ log
5
x
+
6
¿
(
x
x
log
3
¿
²
¿
2
¿
log
3
¿
²
+¿
+ 6(
log
3
x
log
3
6
¿
²
=
0,
(
x
1
+
2
log
3
4 ∙ log
3
5
¿
6
log
3
¿
²
(¿¿)=
0,
log
3
¿
²
¿
Т.к. (1+
6
log
2
¿
²
x
log
3
¿
²
=
0
(¿ ¿)
≠ 0, то
¿
2
log
3
4 ∙ log
3
5
+
6
¿
,
log
3
x
=
0,
x = 1.
Ответ: 1.
б) Устная работа:
решить уравнения:
log
2
x
=
4,log
0,2
x
=−
1, log
4
x
=
1
2
, lgx
=
2.
3.
Изучение нового материала.
По теме ученики формулируют цели сегодняшнего урока, вспоминают, где
они уже пользовались этим способом решения уравнений и в чем он
заключается.
Рассматриваем решение уравнений, которые после замены неизвестного
превращаются в простейшие показательные или логарифмические
уравнения.
На примерах показывают решение уравнений сильные ученики, которым, по
мере необходимости, помогаю я. На вопросы по ходу решения уравнений,
отвечают ученики, работающие у доски.
а)
log
5
(
4 x
−
3
)
= 2,
4x – 3 =
5
2
,
4x – 3 = 25,
4x = 28,
x = 7.
Ответ: 7.
б)
9
2 x ²
−
4 x
+
2
- 2
∙ 3
4 x ²
−
8 x
+
3
- 1 = 0,
3
4 x ²
−
8 x
+
4
- 2
∙ 3
4 x ²
−
8 x
+
3
- 1 = 0,
3
∙ 3
4 x ²
−
8 x
+
3
- 2
∙ 3
4 x ²
−
8 x
+
3
= 1,
3
4 x ²
−
8 x
+
3
= 1,
3
4 x ²
−
8 x
+
3
=
3
0
,
4x² – 8x + 3 = 0,
D = 64 - 4
∙ 4 ∙ 3
= 16, D>0.
x =
8± 4
8
; x
₁
=
3
2
, x
₂
=
1
2
.
Ответ:
1
2
;
3
2
.
в)
4
x
−
3 ∙ 2
x
+
2
=
0,
(
2
x
¿
²
−
3 ∙ 2
x
+
2
=
0.
Пусть
2
x
=t, тогда получим
t² - 3t + 2 = 0.
t =1, t = 2.
1)
2
x
=
1, 2
x
=
2
0
,
x = 0.
2)
2
x
=
2, 2
x
=
2
1
, x
=
1.
Ответ: 0; 1.
г) lg²x – lgx -12 = 0.
Пусть lgx = t, тогда получим
t² – t – 12 = 0.
t = -3, t = 4.
1)
lgx = -3, x =
10
−
3
, x = 0,001.
2)
lgx = 4, x =
10
4
, x =10000.
Ответ: 0,001;10000.
д) 6∙
9
x
– 13∙
6
x
+ 6∙
4
x
=
0.
Т.к.
4
x
≠0
для любого действительного числа x, то, разделим обе части
уравнения на
4
x
, получим уравнение
6∙(
3
2
¿ ¿
2 x
−
13 ∙
(
3
2
)
x
+
6
=
0.
Пусть (
3
2
¿ ¿
x
=
t ,
тогда получим
6t² – 13t + 6 = 0.
D = 169 – 4∙6∙6 =169 – 144 = 25, D>0.
t =
13 ±5
12
; t
₁
=
3
2
,
t
₂
=
2
3
.
1)
(
3
2
¿ ¿
x
=
3
2
,
(
3
2
3
2
¿
¿
¿ ¿
x
=¿
, x = 1.
2)
(
3
2
¿ ¿
x
=
2
3
,
(
3
2
3
2
¿
¿
¿ ¿
x
=¿
, x = – 1.
Ответ: – 1; 1.
4.
Формирование умений и навыков решения уравнений.
1.Устно разобрать по цепочке №6.16, №6.17(а, б, в).
2.Письменно решить №6.18(а, б), №6.20(в), 6.21(в).
№6.18
а)
log
2
(
3 x
−
7
)
=
1
, б)
log
3
(
2 x
−
11
)
=
2,
(
3 x
−
7
)
=
2
1
, 2 x
–
11 =
3
2
,
3x
−¿
7 = 2, 2 x
−¿
11 = 9,
3 x = 9, 2 x = 20,
x = 3. x = 10.
Ответ: 3. Ответ: 10.
№6.20
в)
log
1
4
(
2 x
2
−
7 x
−
6
)
=−
2,
2 x²
−¿
7 x
–
6 =
1
4
¿
¿
¿
,
2 x²
−¿
7 x
–
6 = 16,
2 x²
−¿
7 x
–
22 = 0.
D= 49
−¿
4∙2∙(
−¿
22) = 49 + 176 = 225, D>0.
x =
7± 15
4
; x
₁
=
−¿
2,
x
₂
= 5,5.
Ответ:
−¿
2, 5,5.
№6.21
в)
9
2 x
−¿
2∙
9
x
−¿
3 = 0.
Пусть
9
x
= t, тогда получим
t²
−¿
2t
–
3 = 0.
t =
−
1,
t = 3.
1)
9
x
=
−
1
решений нет, т.к.
9
x
>0.
2)
9
x
= 3,
3
2x
=
3
1
, 2x = 1, x = 0,5.
Ответ: 0,5.
5.
Самостоятельная работа.
Вариант №1. Вариант №2.
Решите уравнения.
а) (
1
2
¿ ¿
x ²
−
3 x
=4 а) (
1
3
¿ ¿
x ²
+
x
=
1
9
б)
log
1
3
(
x
+
12
)
= - 2 б)
log
1
2
(
5 x
−
2
)
= - 3
в) lg²x – 3lg x + 2 = 0 в) 2lg² x - 5lg x – 7 = 0
Взаимопроверка решения самостоятельной работы (обмен тетрадями соседей
по парте и проверка решений, через проектор на доске представлены
решения вариантов самостоятельной работы) и выставление оценок.
Ответ: Ответ:
a)
1, 2 a) 1, - 2
б) – 3 б) 2
в) 10, 100 в) 0,1, 1000
√
10
6. Подведение итогов.
7.Задание на дом : п.6.3 с.172-175; №6.17(е), №6.18(е), №6.19(а, б),
№6.21(а).