Напоминание

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Автор: Буглеева Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №55 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будет учитываться мнение семьи по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении различных проблем: от педагогических до финансово-хозяйственных. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Система работы педагога с родителями дошкольников подразумевает планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на довольно продолжительный период. Взаимодействие педагогов детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях. Объектом воспитательного взаимодействия является формирующаяся личность. И детский сад, и семья осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Т.П. Колодяжная выделила основные аспекты такой работы: - изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей; изучение социального окружения ребёнка; - определение цели и задач воспитания; - определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого; - своевременный обмен с родителями информацией о продуктивности воспитательного процесса; - выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании; - коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка. В.А. Сластёнин считает, что работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как: - доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания; - личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому
«никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной; - подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия - во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками; во - вторых, они для нас не ученики, а партнеры, мы им помогаем, а не учим воспитывать собственных детей. Следовательно, то, что мы им предлагаем, должно быть интересно и полезно взрослым; - утверждение их самоценности - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность- этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в - третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности; - эмансипация родителей - этот принцип предполагает, во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во - вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей. Согласно исследованиям Л.Н. Свирской, первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями.
Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в усвоении их непосредственно в теоретической и практической деятельно сти, определенным образом организованной. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и в деятельности дошкольного учреждения, в целом. Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимное уважение. Т.П. Колодяжная отмечает, что на практике педагоги должны учитывать и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:  доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;  разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;  учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;  направленность педагогов и администрации дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;  использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов. К.Ю. Белая в системе работы педагога с родителями выделяет три элемента: - повышение психолого-педагогических знаний родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; - вовлечение родителей в управление детским садом. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, Р.П. Дешеулина, А.В. Козлова рекомендуют выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Эти авторы выделяют пять уровней участия родителей: 1) оказание разовой помощи; 2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий; 3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе; 4) родители помогают определять основные направления работы в группе; 5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада . При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга определённым навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по - разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них. Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи Р.П. Дешеулина, А.В. Козлова считают: - знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому, анкеты, тестирование);
- установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей); - выявление структуры семьи и ее психологического климата (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей). Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Взаимодействие с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного образовательного учреждения. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Эффективность воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Значительное место в системе работы воспитателя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания, повышения педагогической культуры родителей. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации их педагогического просвещения. Таким образом, целью взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями является повышение психолого- педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс и управление детским садом.
Основные направления взаимодействия: возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье, коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.


В раздел образования