Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Автор: Буглеева Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №55 города Белово Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о
том,
что
за
воспитание
детей
несут
ответственность
родители,
а
все
остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их
воспитательную
деятельность.
Уходит
в
прошлое
официально
осуществляемая
в
нашей
стране
политика
превращения
воспитания
из
семейного в общественное.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и
родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в
том,
что
дошкольное
учреждение
всегда
поможет
им
в
решении
педагогических
проблем
и
в
то
же
время
не
навредит,
так
как
будет
учитываться
мнение
семьи
по
взаимодействию
с
ребенком.
Педагоги
заручаются
пониманием
со
стороны
родителей
в
решении
различных
проблем:
от
педагогических
до
финансово-хозяйственных.
А
в
самом
большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное
взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно
поддерживая
контакт
с
семьей,
знает
особенности,
привычки
своего
воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к
повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать
уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
которое
они
считают
нужны.
Таким
образом,
родители
берут
на
себя
ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых,
это
возможность
реализации
единой
программы
воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Система работы педагога с родителями дошкольников подразумевает
планомерную, хорошо продуманную программу работы, рассчитанную на
довольно продолжительный период.
Взаимодействие
педагогов
детского
сада
и
семьи
в
едином
воспитательном
процессе
базируется
на
общих
основаниях.
Объектом
воспитательного
взаимодействия
является
формирующаяся
личность.
И
детский сад, и семья осуществляют в воспитании одни и те же функции:
информационную,
собственно
воспитательную,
контролирующую.
Т.П.
Колодяжная выделила основные аспекты такой работы:
-
изучение
ребенка,
особенностей
его
развития,
возможностей
и
способностей; изучение социального окружения ребёнка;
- определение цели и задач воспитания;
-
определение
основных
направлений
содержания
воспитательного
процесса, организация деятельности воспитуемого;
- своевременный обмен с родителями информацией о продуктивности
воспитательного процесса;
- выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли
и
значения
социальной
среды,
взаимодействия
и
сотрудничества
в
воспитании;
- коррекция воспитательных усилий педагога и родителей на основе
анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и
воспитанности ребенка.
В.А. Сластёнин считает, что работа с родителями результативна, если
строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение
веры
родителей
в
профессиональную
компетентность,
тактичность
и
доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы
семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип,
мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому
«никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть
именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом
образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл,
который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность
с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной
и прогностичной;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным
субъектам
процесса
взаимодействия
-
во-первых,
определяя
содержание,
формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно
родители для нас являются социальными заказчиками; во - вторых, они для
нас
не
ученики,
а
партнеры,
мы
им
помогаем,
а
не
учим
воспитывать
собственных детей. Следовательно, то, что мы им предлагаем, должно быть
интересно и полезно взрослым;
- утверждение их самоценности - только уважающие себя родители
могут воспитать здоровую и свободную личность- этот принцип, во-первых,
предполагает
проявление
предельного
уважения
к
каждому
родителю,
признание
его
индивидуальности
и
неповторимости,
права
на
ошибки
и
заблуждения, во - вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним,
оказание им поддержки; в - третьих, создание условий, при которых родители
смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные
качества и способности;
- эмансипация родителей - этот принцип предполагает, во - первых,
освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и
самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно
подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во - вторых,
пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге
поможет им лучше понять своих детей.
Согласно
исследованиям
Л.Н.
Свирской,
первым
и
решающим
условием
положительно
направленного
взаимодействия
являются
доверительные отношения между воспитателями и родителями.
Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник
интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в
своих силах.
Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении
семьи
педагогическими
знаниями
и
умениями,
в
усвоении
их
непосредственно
в
теоретической
и
практической
деятельно сти,
определенным
образом
организованной.
Следствием
такой
организации
педагогического
взаимодействия
станет
активное
участие
родителей
в
воспитании не только своего ребенка, но и в деятельности дошкольного
учреждения,
в
целом.
Педагоги
и
родители
как
партнеры
в
воспитании
дополняют
друг
друга.
Отношения
партнерства
предполагают
равенство
сторон, взаимное уважение.
Т.П. Колодяжная отмечает, что на практике педагоги должны учитывать
и
свойства
образовательного
процесса,
способствующие
формированию
активной позиции родителей:
доступность
информации
о
деятельности
дошкольного
учреждения;
разноплановость
социокультурных
связей
дошкольного
учреждения;
учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и
родителей для оказания образовательных услуг;
направленность
педагогов
и
администрации
дошкольного
учреждения на повышение педагогической культуры родителей, изучение
опыта
семейного
воспитания
и
использование
его
элементов
в
образовательном процессе;
использование
педагогами
специальных
активизирующих
методов и приемов.
К.Ю. Белая в системе работы педагога с родителями выделяет три
элемента:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- вовлечение родителей в управление детским садом.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей,
Р.П. Дешеулина, А.В. Козлова рекомендуют выбрать разнообразные способы
вовлечения
в
работу
большей
части
семей.
Эти
авторы
выделяют
пять
уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2)
способности
родителей
время
от
времени
используются
при
проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной
основе;
4)
родители
помогают
определять
основные
направления
работы
в
группе;
5)
родители
участвуют
в
обсуждении
более
широких
вопросов,
решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада .
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться
опытом, обучаться друг у друга определённым навыкам, поэтому по мере
продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в
работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и
учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов
каждой
семьи.
Совершенно
разные
по
составу,
семейным
ценностям
и
культурным традициям, по - разному понимающие место ребенка в жизни
общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы
откликнуться на них.
Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи
Р.П. Дешеулина, А.В. Козлова считают:
- знакомство с каждой семьей (беседы, посещение семьи на дому,
анкеты, тестирование);
- установление контакта с родителями (доброжелательный разговор,
конкретные, точные ответы на вопросы родителей);
- выявление структуры семьи и ее психологического климата (сбор
информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время
приема и ухода детей).
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться
с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности,
воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но
следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее
от
педагога
проявления
уважения
ко
всем
членам
семьи,
искренности,
желания оказать помощь в воспитании детей.
Взаимодействие с родителями строится на принципах преемственности
семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей
осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной
педагогической позиции родителей. Эффективность воспитательной системы
дошкольного образовательного учреждения характеризуется среди прочих
факторов
и
тем,
что
родители,
наряду
с
педагогами
и
детьми,
рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.
Значительное место в системе работы воспитателя с родителями отводится
психолого-педагогическому просвещению.
Накопление
психолого-педагогических
знаний
должно
быть
тесно
связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и
навыков
в
области
воспитания,
повышения
педагогической
культуры
родителей. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации
их педагогического просвещения.
Таким
образом,
целью
взаимодействия
педагогов
дошкольного
образовательного учреждения с родителями является повышение психолого-
педагогических
знаний
родителей,
вовлечение
родителей
в
учебно-
воспитательный процесс и управление детским садом.
Основные
направления
взаимодействия:
возможность
реализации
единой
программы
воспитания
и
развития
ребенка
в
дошкольном
учреждении и семье, коррекция воспитательных усилий педагога и родителей
на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня
развития и воспитанности ребенка.