Автор: Самохвалова Евдокия Алексеевна Должность: пдо по изо Учебное заведение: МДОУ д/с № "Радуга" Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: "Линия в рисунках детей" Раздел: дошкольное образование
детей»
Рисование
является
одним
из
важнейших
средств
познания
мира
и
развития эстетического восприятия, так как оно непосредственно связано с
самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Линия в рисунках детей.
Очень часто детские рисунки оцениваются по принципу аккуратно –
неаккуратно, хотя линии в них могут говорить о многом. Линия может быть
изящной, плавной, грубой, порывистой и т.д. Но, что самое удивительное, они
достаточно точно отражают уровень развития ребенка.
Ребенок начинает «рисовать» уже на втором году жизни. Сначала рисует
бессмысленные
штрихи
и
линии,
потом
–
забавных
человечков,
домики,
кораблики, космические ракеты, маму, папу, друзей, т. е. всё, что привлекает,
удивляет, нравится. И так продолжается до 9 -10 лет.
Наблюдая начальную стадию детского рисования, разные учёные, отмечая
одинаковые
или
очень
сходные
факты,
по-разному
объясняли
причину
зарождения у детей рисования.
Одни считают, что это врождённая «графическая потребность» и излишки
нервно-мускульной энергии маленьких детей.
Другие связывали это с определёнными этапами развития интеллекта.
Третьи
видели
в
этом
проявление
инстинктов
и
подсознательных
влечений.
Вместе с тем:
-
начало
изобразительной
деятельности
не
зависит
от
уровня
нервно-
мускульного и интеллектуального развития ребёнка;
- уровень изобразительной деятельности не зависит от времени её начала;
- дети начинают рисовать раньше в тех семьях, где взрослые рисуют, пишут.
В изобразительной деятельности различают несколько стадий:
1 стадия – доизобразительная , с беспредметным изображением (каракули).
Каракули для ребёнка имеют смысл. Вначале ребёнок получает удовольствие от
движений, штрихи его не интересуют. Характер линии во многом определяется
сформированностью
его
двигательных
навыков.
Такая
линия
называется
проволочная (наиболее примитивная) и встречается в рисунках дошкольников и
младших школьников. Затем осознаёт наглядный образ собственных действий.
Первым
организатором
детских
каракулей
становится
ритм.
Важное
изменение происходит в отношении ребёнка к своим действиям. Дети начинают
отличать
организованную
поверхность
от
неорганизованной.
Происходит
важное событие в развитии психики ребёнка – на смену неупорядоченности
восприятия
и
мышления
приходит
организованность.
Возникает
желание
повторить полученный результат.
Развитие детей в этот период больше всего зависит от того, насколько
активно
совершаются
практические
действия
с
различными
предметами.
Действия с реальными предметами дети переносят в рисование.
На данном этапе задачей воспитателя (родителей) является обращение
внимания детей на характер движения линий.
-
Если
преобладают
отрывистые
линии
с
малой
амплитудой
–
активно
развиваются
мелкие
мышцы,
но
замедляется
развитие
руки
в
целом.
Необходимо показать как действовать.
- Если преобладают размашистые линии – тормозится развитие мелких мышц.
Необходимо дать маленькие листы бумаги.
Карандаш должен быть мягким и иметь длину в 2/3 от целого карандаша в
количестве не более 5-и цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный и чёрный.
Необходимо следить за правильностью держания карандаша между пальцами,
за
регуляцией
расстояния
пальцев
от
грифеля
(короткие
штрихи
–
ближе,
длинные – дальше).
В этом возрасте бесполезно организовывать занятия – ребёнок повторит
то, что увидел, но не закрепит и в дальнейшем не отразит в самостоятельном
рисовании.
Следует
наблюдать
и
выражать
удовлетворённость
успехами
и
сдерживать неудовольствие.
2
стадия
–
доизобразительная
с
речевым
обозначением
нарисованных
объектов.
На данном этапе союзником рисования становится речь. В течение всего
периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей
и до 9 -10 лет процесс рисования преимущественно связан с активностью
речевых разделов мозга и рисунок отражает тот уровень обобщения, который
доступен ребёнку в мышлении. Изобразительная деятельность, как и речь, в
годы
детства
развивает
мышление.
Рисунок
становится
графическим
изображением
ритмичного
проговаривания
слов.
Лист
бумаги
становится
местом действия, которое ребёнок не изображает, а лишь называет (машина
едет, дядя идёт по дороге и пр.) Ребёнок осваивает лист как пространство. Это
приводит
его
к
поиску
разнообразных
графических
средств,
позволяющих
передать движение. Поиск становится важнейшим элементом творчества.
Ребенок может уже правильно держать карандаш и проводить линии в
разных направлениях, но координация движений руки еще очень несовершенна
и кисть руки часто не в полной мере его слушается. Линия почти не отрывается
от бумаги.
На этой стадии ребёнок замечает зависимость толщины и яркости линии
от степени нажатия на карандаш, поэтому воспитателю необходимо следить,
чтобы ребёнок пользовался и тонкими, и толстыми линиями. Следует показать
приём
«написание
письма».
Это
позволит
сформировать
свойство
лёгкой,
свободной руки.
От 2, 5 до 3 лет дети на картинках легко узнают и правильно называют
многие предметы, даже если их цвет и величина отличаются от тех, которые
они видели раньше. Называют все предметы, но не связывают их в действие.
Изображённые ребёнком предметы случайно могут быть похожи на реальные.
Появляется
новообразование
–
ребёнок
может
повторить
то,
что
уже
изобразил сам и то, что покажут взрослые. Но изображает то, из чего состоит
предмет, а не то, как выглядит.
3 стадия – изобразительная , в которой можно выделить несколько этапов:
-
Этап
схематических
рисунков
(головоноги,
графические
штампы,
раздельное рисование каждой части отдельного объекта). В них появляется
сложная нащупывающая линия. Она характеризует качественный переход на
новый уровень развития ребенка. Эта линия выстраивается со значительным
опережением
мысли.
Ребенок
как
бы
предвидит
направление
этой
линии
сообразно зрительному образу, но образ в сознании ребенка еще расплывчатый
и неопределенный, и он наносит серию последовательных нащупывающих
линий, уже не столь жестких как прежде. Важность подобного перехода еще
заключается в том, что ребенок начинает в определенной мере критически
оценивать
свой
рисунок.
Это
также
подтверждается
в
необходимости
использования
ластика.
Ребенок
сознательно
начинает
поправлять
рисунок.
Здесь обнаруживается этап явного перехода изобразительной деятельности из
типично
эмоционально-чувственной
сферы
проявлений
в
рациональную,
логическую;
-
Этап
правдоподобных
изображений
-
5-6
лет
(предметные
рисунки,
пропорции в изображении людей, поворот головы и в фас и в профиль, черты
лица,
тщательная
деталировка
изображения,
персонификация
изображения,
примитивная
многоплановость,
панорамность,
изображение
действия
при
явном
отсутствии
такового).
В
рисунках
появляется штриховая
линия.
Она
призвана
придать
изображению
большую
материальность,
силуэтность.
Детям
очень трудно бывает ровно заштриховать какой-
либо
предмет.
Линии
штриховки
распределяются
неровно
с
просветами,
выходят
за
пределы
обозначенного
контура.
К
концу
младшего
школьного
возраста двигательные навыки могут быть вполне сформированы;
- этап реалистичных изображений приходится на
период обучения в начальной школе;
- этап обобщенного рисунка (с 12-14 лет).
Наивысшим
достижением
в
изобразительной
деятельности
считается
владение валерной
линией.
Валерная
линия
отличается
удивительной
пластичностью
благодаря
переменному
нажиму
графического
материала
–
грифеля карандаша, сангины, угля и т.п. Совершенство двигательных навыков
здесь
самого
высокого
уровня.
Наиболее
ярким
примером
подобного
изображения
можно
назвать
автопортрет
Леонард
да
Винчи
(Леонардо-да-
Винчи
–
автопортрет).
Спадающие
кудри
волос,
нарисованные
валерной
линией, с удивительной легкостью обрамляют умудренное жизненным опытом
лицо художника. Валерная линия почти не встречается в детских рисунках. Это
удел наиболее талантливых детей.
Обучение рисованию.
Обучение
рисованию
в
дошкольном
возрасте
предполагает
решению
сразу двух взаимосвязанных задач:
- первая - необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к
окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
- вторая - сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Анализ процесса изображения показывает, что
для создания рисунка необходимо наличие, с одной
стороны, отчетливых представлений о тех предметах
и их качествах, которые должны быть нарисованы, с
другой
—
умения
выразить
эти
представления
в
графической
форме
на
плоскости
листа
бумаги,
подчинить
движение
руки
задаче
воображения.
Следовательно,
требуется
не
только
специальная
организация восприятия детей в целях образования
нужных
представлений,
но
и
развитие
движений
руки,
формирование
графических навыков и умений.
По
мнению
Т.С.
Комаровой,
дети,
не
освоив
способы
рисования,
чувствуют себя беспомощными, т.к. не умеют правильно держать инструмент,
которым
рисуют
(карандаш,
кисть),
не
владеют
рациональными
способами
движения
руки
при
рисовании,
отчего
эти
движения
часто
бывают
неуверенными,
неточными,
скованными,
что,
в
свою
очередь,
вызывает
чрезмерное мышечное напряжение и приводит к быстрому утомлению руки[2].
Плохое
владение
инструментом,
своей
рукой,
незнание
материалов,
способов рисования ими, их выразительных возможностей — все это вызывает
затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в
рисунке задуманное. Это, в конце концов, приводит к потере интереса к этой
деятельности.
Следовательно, технике рисунка детей следует обязательно
учить . Такое обучение должно осуществляться «не само по себе, не ради
технического
совершенства
изображения,
а
для
того,
чтобы
ребенок
мог
выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он
захочет»[1].
Овладеть
линией,
штрихом,
пятном
как
средствами
выразительности,
научиться правильно держать карандаш, кисть, рационально их использовать —
достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может.
Поэтому,
необходимо,
чтобы
он
правильно
воспринял
способы
действия
в
рисовании от взрослого.
Начиная обучение тому или иному способу, нужно показать его всем
детям
и
предложить
действовать
так
же.
При
этом
обнаруживаются
индивидуальные различия в усвоении двигательного опыта: одни могут после
показа воспроизвести движение правильно, в обучении других используется и
путь
пассивных
движений,
в
отношении
третьих
этот
метод
приходится
применять несколько раз даже при отработке одного какого-то движения.
При
обучении
графическим
навыкам
и
умениям
детей
старшего
дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания.
Объяснить
это
можно
тем,
что
у
старших
дошкольников
благодаря
накопленному опыту зрительные впечатления от демонстрируемых движений
вызывают двигательные представления (возникает зрительно-моторная связь) и
дети
уже
способны
воспроизвести
рисовальное
движение,
внимательно
просмотрев показ воспитателя.
Однако в тех случаях, когда дети приходят в старшую группу, не овладев
навыками
рисования
в
предшествовавших
группах,
использование
метода
пассивных
движений
также
дает
положительные
результаты.
Но,
учитывая
возможности
детей
5—6
лет,
необходимо
при
движении
взрослым
рукой
ребенка
обращать
его
внимание
на
характер
движения,
состояние
руки
и
определять
их
словом,
чтобы
формировать
осознанные
представления
о
движении [1].
Используя
подражание
как
способ
обучения
техническим
навыкам
и
умениям,
нужно
как
можно
больше
активизировать
детей,
развивая
их
самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог
должен
показать
тот
или
иной
прием
выполнения
движения
только
в
том
случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует
только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для
изображения, всем детям, а уж потом вызвать кого-то к доске. Для усвоения,
способов
действия,
овладения
навыком
нужно,
чтобы
ребенок
не
только
зрительно воспринял действия педагога, но и повторил их.
Но
упражнения
не
должны
носить
формального,
механического
характера. Их содержание должно быть разнообразно. Надо так построить
взаимодействие с ребенком по рисованию, чтобы каждый из детей упражнялся
в
том
или
ином
действии
и
у
них
отрабатывался
тот
или
иной
навык.
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и
постоянного внимания.
Как только интерес детей переключается на образную трактовку рисунка,
они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки
недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно. Это влечет за собой
ухудшение качества рисунка.
Наблюдая действия взрослых, ребенок, прежде всего, обращает внимание
на
их
результат.
Подражая
этим
действиям,
он
также
ориентируется
на
результат, пытаясь его добиться с помощью любых уже известных ему приемов,
не заботясь об их усовершенствовании даже тогда, когда педагог показывает
наиболее
правильные.
Достижение
эффекта
в
овладении
навыком
требует
переключения
цели
деятельности
ребенка
с
результата
на
способы
ее
осуществления.
Процесс
упражнений,
тесно
связанный
с
подражанием,
постепенно
становится
осознанным:
ребенок
начинает
сознательно
усваивать
заданный
образец
движения,
все
более
и
более
осознанно
подравнивать
способ
выполнения
действия
воспринятому.
Иногда
упражнения
могут
носить
образный характер («паутинка», «волны», «дым» и т. д.).
Учитывая это, нужно сопровождать показ способа действия объяснением.
Ребенок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним
связано, в дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно
выполнить нужное движение. Существенное влияние на процесс формирования
навыков оказывает умение детей предварительно объяснить способ действия.
Опыты показали, что даже при обучении детей дошкольного возраста методом
наглядного показа часть из них уже в самом начале может рассказать, что и как
надо
делать.
Эти
дети,
как
правило,
овладевают
двигательным
навыком
значительно
успешнее,
при
меньшем
количестве
упражнений
и
допускают
меньше
ошибок,
чем
те,
которые
не
осознают
заданного
движения
или
осознают его на более поздних этапах обучения.
При
формировании
технических
навыков
рисования
используются
следующие пути обучения:
- организация ориентировочно-исследовательской деятельности,
- обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного
образца),
- проведение упражнений с целью отработки движений руки, их качеств,
- повторение детьми словесной инструкции,
- запоминание правил и регуляция с их помощью движений.
Все эти способы должны использоваться в единстве. Организуя показ того
или иного движения, одновременно нужно объяснить способ действия. Это
помогает
осознанию
воспринимаемого
образца,
и
последующий
процесс
подражания
строится
на
сознательной
основе.
Иногда
для
закрепления
осознанности действия после показа и объяснения педагога можно предложить
кому-то из детей повторить инструкцию, другому показать движение, объясняя,
как он действует.
Правила рисования карандашом:
1.
Карандаш
нужно
держать
тремя
пальцами
(между
большим
и
средним,
придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а
когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку
нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от
бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию
несколько раз.
4.
Предметы
прямоугольной
и
квадратной
формы
нужно
рисовать
с
остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-
обратно.
7.
При
закрашивании
рисунка
штрихи
надо накладывать в одном направлении:
сверху вниз, слева направо или по косой.
8.
При
закрашивании
рисунка
нельзя
заходить
за
контур
нарисованного
предмета.
9.
Закрашивать
рисунок
нужно
без
просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее
нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить
посветлее.
Правила рисования краской:
1.
Кисть
нужно
держать
между
тремя
пальцами
(большим
и
средним,
придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая
сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с
кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку
держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и
касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии
нужно
накладывать
рядом,
вести
их
в
одном
направлении и только в одну сторону, каждый
раз начиная движение сверху или слева (а не
туда-обратно, как карандашом).
6.
Каждую
линию
при
рисовании
и
при
закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Выработка
обобщенных
с п о с о б о в
изображения требует опоры на детский опыт, активизации ранее полученных
навыков и умений, привлечения детей к активному использованию этих умений
(фронтальный показ).
Обобщая
приведенный
выше
материал,
можно
сделать
следующие
выводы:
в
результате
развития
у
детей
способностей
к
изобразительной
деятельности
они
приобретают
умения
изображать
самые
разнообразные
предметы и явления деятельности, развивают в себе эстетическое восприятие,
эстетические чувства: линии, цвета, композиции, пропорции. Дети становятся
самостоятельными,
способными
проявить
творчество,
создать
интересный,
выразительный
рисунок,
раскрывая
свое
мироощущение,
вызывая
эмоциональную реакцию взрослых.
Список литературы
1.
Михайлова Н. Рисование дошкольников: процесс или результат? //
Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.74 – 78.
2.
МухинаВ.С.,
Изобразительная
деятельность
ребенка
как
форма
усвоения социального опыта. М.: Просвещение, 2006, -64-68с
3.
Немов
Р.С.
Общая
психология:
Учеб.
для
студ.
образоват.
учреждений среднего проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - 400с.
4.
Э т а п ы
ф о р м и р о в а н и я
д е т с к о г о
р и с у н к а
/ /
maamdetskijsad/vyrazitelnost-v-risunkah-detei-4-5-let.html