Работа по самообразованию (средняя группа) на тему: "Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы".
Автор: Садонина Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад № 47 "Лесная сказка"- филиал АН ДОО "Алмазик" Населённый пункт: п.Айхал Наименование материала: статья Тема: Работа по самообразованию (средняя группа) на тему: "Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы". Раздел: дошкольное образование
Работа по самообразованию (средняя группа) на тему:
«Развитие познавательных интересов у детей,
через познавательно - исследовательскую деятельность
неживой природы».
Автор: Воспитатель: Садонина Светлана Николаевна
Организация: детский сад № 47 «Лесная сказка»- АН ДОО «Алмазик»
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), п. Айхал
Мир, окружающий ребёнка, – это,
прежде всего, мир природы с
безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
(В. А. Сухомлинский).
Активное
внедрение
детского
экспериментирования
в
практику
работы
детских
организаций согласуется с положениями ФГОСа. Детское экспериментирование позволяет
включать
дошкольников
в
осмысленную
деятельность,
в
которой
они
сами
могут
обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства
и различия. Именно
детское
экспериментирование
предоставляет
дошкольникам
возможность
приобретать
знания
самостоятельно.
В
настоящее
время
в
системе
дошкольного
образования
формируются
и
успешно
применяются
новейшие
разработки,
технологии,
методики,
которые
позволяют
поднять
уровень
дошкольного
образования
на
более
высокую
и
качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и
явлений
окружающего
мира
является
экспериментальная
деятельность.
Николай
Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма
поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность
детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Исследовательская
деятельность
помогает
развивать
познавательный
интерес
ребенка,
его
мышление,
творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на
основе
партнерства. Формируются
навыки
совместной
деятельности. Тему
для
дальнейшей работы по самообразованию, я выбрала «Развитие познавательных интересов
у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы».
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:
«Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г.
Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.
«Детство-пресс», 2007г.
З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом» изд. «Творческий центр»,
Журналы «Дошкольное воспитание».
ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют
проектную и экспериментальную деятельность.
7.Н.Н.Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ».
8.Е.Е.Крашеников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей
дошкольников.
9. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с
бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным
материалом».
Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования
осуществляется на протяжении 3 лет. Для развития познавательной активности детей и
поддержания
интереса
к
экспериментальной
деятельности
я
оборудовала
уголок
экспериментирования
в
нашей
группе,
чтобы
дети
в
любое
время
в
свободной
деятельности
могли
удовлетворить
свои
исследовательские
интересы.
Лаборатория
создана
для
развития
у
детей
интереса
к
исследовательской
деятельности,
где
и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности,
наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в уголке собран
материал «Методическая копилка педагога».
В содержание уголка входит: зона «Песка и воды». Разнообразные сосуды, природный и
бросовый
материал,
разные
виды
бумаги,увеличительные
стекла,
магниты,
пипетки,
колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. Различные крупы: соль, сахар, свечи, совочки,
мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Также собрала
методическую
литературу.
(Рекомендации
по
организации
опытно-экспериментальной
деятельности; памятка о проведении занятия-экспериментирования; конспекты НОД по
ознакомлению
детей
с
природой
в
разных
возрастных
группах; картотека
опытов;
карточки-схемы; методическая литература и т.д.). Наш уголок постоянно пополняется
новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Это место,
оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят
самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Большую
радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших
«открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Использовала в своей работе разные виды деятельности (вне занятий, в образовательной
деятельности,
в
совместной
деятельности
-
это
чтение,
рассматривание,
проведение
опытов,
игры,
разучивание,
художественное
творчество…).
Наряду
с
традиционными
методами
и
приемами,
использовала инновационные
технологии воспитания
дошкольников.
В
процессе
экспериментирования
применяла компьютерные
средства
обучения. В
работе
с
родителями
использовала
традиционные
формы
(родительские
собрания,
консультации,
беседы,
выразительное
художественное
чтение),
так
и
нетрадиционные
формы
(мастер
класс,
круглый
стол,
инновационная
проектная
деятельность, экспериментирование).
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста. Малыши – очень-
очень любознательный народ. Опыты и эксперименты они просто обожают. Детям все
хочется потрогать, пощупать, рассмотреть и они, сами того не подозревая, проводят опыты
с разными материалами и веществами, пытаясь узнать для себя что-то новое
.
Образовательную деятельность по детскому экспериментированию в детском саду
начинала проводить со 2-й младшей группы. Во второй младшей группе дети осваивали
действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомила со
свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега,
солнечных лучей; снега; стекла. Об источниках света, о том, что если светить на предмет,
то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.
В средней на 4-м и 5-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по
познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и
качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании
различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных
результатов.
Продолжила свою работу с детьми среднего возраста по блокам:
Месяц
Формы работы
С детьми
С педагогами
С родителями
Сентябрь
(вода)
- Беседа «Узнаем, какая
вода».
Задачи: выявить свойства
воды: прозрачная, без
запаха, льется, в ней
растворяются некоторые
вещества, имеет вес.
-Экспериментирование:
«Тонет-не тонет,
«Легкий — тяжелый».
Задачи: показать, что
предметы бывают легкие и
-Консультация для
воспитателей
«Оборудование для
уголков
экспериментирования
по возрастным
группам».
-Привлечение
родителей для
оформления уголка
экспериментирования.
-Консультация
« Наливаем,
выливаем, наблюдаем,
сравниваем».
тяжелые. Научить
определять вес предметов
и группировать предметы
по весу (легкие —
тяжелые).
- Чтение стихотворение о
воде.
- Игра «Ходят капельки по
кругу».
-Аппликация «Подводный
мир».
-Опыты с водой.
- Экскурсия в бассейн.
- Рекомендации для
родителей
«Экспериментируем
дома с водой».
Октябрь
(дерево,
бумага,
стекло).
-Беседа о свойствах:
-дерева (твёрдое, не
ломается, лёгкое, не
тонет),
-бумаги (мнётся, рвётся,
размокает в воде),
-стекло (бьётся,
прозрачное, звенящее.).
Эксперименты:
-« Тонет - не тонет»,
-Пускание корабликов,
Опыты:
«Волшебница бумага».
«Со стеклом»
Памятки о явлениях
окружающего мира.
Консультацию на
тему: «Маленькими
шагами в прекрасный
мир!».
Ноябрь
(песок)
-Беседа «О свойстве песка
в
различных
состояниях
(сухой, влажный, мокрый).
-Эксперименты с песком
«Сыпем, рисуем»,
-Опыт «Песочные
струйки».
-Разучивание
стихотворения
М.
Ершова
«Песочница».
КВН «Песочные
часы».
-НОД
«Лаборатория
волшебства и чудес».
Консультация «Игры с
п е с к о м .
Э т о
интересно!»
Декабрь
(снег)
-Беседа «Снег и его
свойства». Формировать
представление о том, что
снег это замерзшая вода.
- Наблюдение за
снежинками,
рассматривание в лупу.
-Рисование «Снег, снег
кружится…»
-Разучивание «Снег, снег
кружится, белая вся
улица…».
Выпуск фотоальбома
«Снег - снежок».
Консультация на тему:
«Развитие
познавательно-
исследовательской
деятельности
дошкольников
через организацию
детского
экспериментирования»
Выставка рисунков
взрослых «Зимние
пейзажи».
Январь
(лёд)
-Беседа «Свойства льда»
( холодный, гладкий).
Консультация «Лед –
это тоже вода».
-Консультация для
родителей: “Как
-Изготовление
цветных
льдинок.
Задачи : П о з н а ком и т ь
с
тем, что вода замерзает на
х о л о д е ,
ч т о
в
н е й
растворяется краска.
научить ребенка
исследовать?”
- Экскурсия на
площадь ледовых
скульптур.
Февраль
(ветер)
-Как рождается ветер.
Познакомить с природным
явлением – ветром.
- Игра с вертушками,
ленточками.
- Запускаем бумажные
самолетики на участке.
-Подборка книг со
сказками о ветре.
- Изготовление
вертушек.
- Установление
флюгера на участке.
Консультация
«Познавательно -
исследовательская
деятельность детей в
ДОО, как одно из
ведущих вводов
деятельности у детей
дошкольного
возраста».
Март
(солнышко)
-Беседа
«Показать
важное
свойство солнечных лучей
– давать жизнь в природе».
-Разучивание
потешки
«Солнышко - вёдрышко».
- И г р а
« С о л н е ч н ы е
зайчики».
Драматизация сказки
«Заюшкина
избушка».
-Солнечная карусель
выставка рисунков.
Апрель
(почва)
- Б е с е д а
« Д л я
р о с т а
растению
н е о бход и м о
тепло, почва, влага».
-
Наблюдение
за
ростом
растений
на
«огороде
на
подоконнике».
-
Рассмотреть
под
лупой
почву (чернозем, песок).
-
Показать
схему
роста
растений в мнемотехнике.
Оформить папку на
тему «Мы –
исследователи».
-Трансляция
результатов
проектирования
родителям
(фотовыставка).
Май
(воздух)
-Беседа «Воздух –
невидимка». Расширить
представления детей о
свойствах воздуха.
-Д/игра «Что в пакете?»
Задачи: Обнаружить воздух
в окружающем
пространстве.
- И г р ы
с
в о з д у ш н ы м
шариком и соломинкой.
Задачи: Познакомить с тем,
что
внутри
человека
есть
воздух, и обнаружить его.
-Экспериментирование
«Ветер по морю гуляет»
Задачи: Обнаружить
воздух.
Провести опытно -
экспериментальную
деятельность
« Как увидеть воздух.
Как услышать
воздух».
-Анкетирование
родителей «Чем занят
ребенок дома?»
Развитие
осуществляется
планомерно
на
достаточно
высоком
уровне. Результатами
работы
явились
позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том
числе
повысилась
поисковая
активность. Экспериментальная
деятельность
оказывает
существенное
влияние
на
сохранение
эмоционального
благополучия,
т.к.
помогают
создать
радостное
настроение,
установить
первые
контакты
с
ребенком,
повышать
жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у
детей.
В
следующем
учебном
году
планирую
продолжить
работу
по
данной
теме.
Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается
прочно
и
надолго
,
когда
ребёнок
слышит,
видит
и
делает
сам.
Исследовательская
деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку
возможность самому найти ответы на вопросы «как?», и «почему?».
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Список литературы:
1.«Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд.
«Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г.
2.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс»,
2007г.,
З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом» изд. «Творческий центр»,
4.Журналы «Дошкольное воспитание»
5.ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и
экспериментальную деятельность.
6.Н.Н.Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»
7.Е.Е.Крашеников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников.
8. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые
опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом».