"Особенности организации уклада жизни и воспитания детей интерната семейного типа"
Автор: Митрохина Эльвира Борисовна Должность: воспитатель школы-интерната Учебное заведение: МКОУ "Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова" Населённый пункт: с.Салемал, Ямальский район, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Особенности организации уклада жизни и воспитания детей интерната семейного типа" Раздел: дополнительное образование
Особенности уклада жизни и воспитания
детей интерната семейного типа
(статья)
В нашем округе, одном из первых, стала приживаться модель семейных
школ-интернатов,
где
братьям
и
сёстрам,
племянникам
позволили
жить
вместе. И, хотя, они иногда приезжают из разных мест, разбросанных друг от
друга, зачастую носят разные фамилии, но все являются представителями
одного рода.
Основными задачами школы-интерната семейного типа являются
создание благоприятных условий для воспитания и обучения, подготовка к
самостоятельной жизни воспитанников. Дети в семьях разного возраста, но
им всем интересно быть вместе: они одной национальности, у них единая
кровная связь, общие интересы.
Когда ребёнка привозят из дома, он попадает в иную среду: другой уклад
жизни, режим, пища. Адаптация проходит легче, когда рядом с малышом брат
или сестра. Наши усилия направлены на изменение содержания воспитания.
Проблем много, одна из них – это устранение причин иждивенчества,
бережное отношение к имуществу. Воспитатели отмечают, что дети свою
личную
одежду
берегут,
а
к
общественной
собственности
–
одежде,
имуществу интерната отношение у них иное. Умение беречь личные вещи
само по себе говорит о том, что у них до школы
в семье этот навык
приобретён. Поэтому лучше готовить детей к жизни, не утрачивая контакта с
родителями, не прерывая естественную связь между поколениями. Свободное
и частое посещение детей родителями, их прочный контакт с учителями и
воспитателями создают благоприятные условия для процесса обучения и
воспитания юных северян. Ведь как только ребёнок, чаще мальчик, начинает
осознавать
себя
человеком,
он
с
любознательностью
и
большой
ответственностью начинает осваивать основы рыбацкого и оленеводческого
дела. Что касается трудовых обязанностей девочек, то они привлекаются к
серьёзному труду гораздо раньше мальчиков. В семьях, где были и те и
другие, мальчики пользовались некоторыми привилегиями, в то время как
девочки
с
ранних
лет
включались
в
посильную
домашнюю
работу
и
привлекались как помощницы, в гораздо большей степени. С 6-7 летнего
возраста девочка уже активно участвует в домашних внутренних делах чума:
нянчит младших, готовит и убирает стол, расставляет чашки, моет и убирает
посуду,
помогает
в
приготовлении
пищи
(поначалу
простой),
следит
за
очагом.
У ненецкого народа с древности выработано и сохраняется до
настоящего времени уважительное отношение к природе и труду. Народные
традиции
передаются
из
поколения
в
поколение
в
процессе
семейного
воспитания, поэтому
воспитательная работа основывается на принципах
вытекающих из вековых народных традиций.
Эта политика понимания даёт определённые результаты: родители везут
детей сами, и дети едут с желанием. Прекратились душераздирающие сцены
расставания детей и родителей. Раньше, родственники, даже родные сёстры и
братья оказывались в разных группах, редко видели друг друга. Рвались
родственные
связи,
семейно-родовые
традиции
воспитания,
вовсе
не
учитывались основы народно-этнической педагогики.
Живя в интернате семейного типа, после занятий дети оказываются в
своей маленькой семье. Семья – это малая устойчивая человеческая группа,
считают психологи. И, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в
каждой семье складывается свой эмоционально- психологический климат,
благоприятный для развития детей.
Приезжая в школу, не все дети хорошо знают русский язык, мы должны
помочь ребёнку освоить другую культуру, и в то же время сохранить свою. С
переходом
к
интернату
семейного
типа,
у
воспитателей
появилась
возможность больше заниматься с детьми индивидуально.
Необходимо обновлять воспитательный процесс, внедрив в него элементы
этнопсихологии
и
этнопедагогики:
разучивать
национальные
игры,
родословную детей, фольклор.
Первой ступенькой подготовки к взрослой жизни являются творческие
игры
определённой
направленности.
Есть
игры,
в
которые
с
большим
удовольствием играют дети всех возрастов. Обычно дети постарше – это
«родители»,
а
младшие
–
«дети».
Цель
этих
игр
–
подготовка
детей
к
самостоятельной
жизни:
развитие
речи
и
творческих
способностей;
воспитание
трудолюбия,
добрых
взаимоотношений.
Народные
обычаи,
древние
ритуалы,
суеверия
продолжают
жить
в
играх
детей.
За
национальным
характером
игры
кроется
культурное
богатство,
традиции
народа, передающиеся из поколения в поколение: отец учит сына мастерить
предметы быта, орудия лова (шесты для игрушечного чума, хореи, арканы,
нарты). Девочек учат шить одежду для кукол из лоскутков сукна, ткани,
оленьего меха. В тундре каждая игра готовит малыша к будущей большой
жизни.
Все эти знания имеют наши воспитатели и используют их в своей
педагогической
деятельности.
Конечно,
приходится
многое
постигать,
учиться.
Авторитет
воспитателя
зависит
не
столько
от
его
образования,
эрудиции, сколько от душевного и заботливого отношения к детям.
Принимая ребёнка в школу, педагоги должны хорошо изучить его семью.
Опора на жизненный опыт в обучении и воспитании детей, установление
преемственности семьи и школы является возможностью совершенствования
учебно-воспитательного процесса.
Уважение к личности подростка делает педагога действительно нужным
своему воспитаннику. Быть нужным – это значит разделить с ним его
тревоги и сомнения, его радости и печали.
Подготовила:
воспитатель Э.Б. Митрохина