Напоминание

"Особенности организации уклада жизни и воспитания детей интерната семейного типа"


Автор: Митрохина Эльвира Борисовна
Должность: воспитатель школы-интерната
Учебное заведение: МКОУ "Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова"
Населённый пункт: с.Салемал, Ямальский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации уклада жизни и воспитания детей интерната семейного типа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности уклада жизни и воспитания детей интерната семейного типа (статья) В нашем округе, одном из первых, стала приживаться модель семейных школ-интернатов, где братьям и сёстрам, племянникам позволили жить вместе. И, хотя, они иногда приезжают из разных мест, разбросанных друг от друга, зачастую носят разные фамилии, но все являются представителями одного рода. Основными задачами школы-интерната семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания и обучения, подготовка к самостоятельной жизни воспитанников. Дети в семьях разного возраста, но им всем интересно быть вместе: они одной национальности, у них единая кровная связь, общие интересы. Когда ребёнка привозят из дома, он попадает в иную среду: другой уклад жизни, режим, пища. Адаптация проходит легче, когда рядом с малышом брат или сестра. Наши усилия направлены на изменение содержания воспитания. Проблем много, одна из них – это устранение причин иждивенчества, бережное отношение к имуществу. Воспитатели отмечают, что дети свою личную одежду берегут, а к общественной собственности – одежде, имуществу интерната отношение у них иное. Умение беречь личные вещи само по себе говорит о том, что у них до школы в семье этот навык приобретён. Поэтому лучше готовить детей к жизни, не утрачивая контакта с родителями, не прерывая естественную связь между поколениями. Свободное и частое посещение детей родителями, их прочный контакт с учителями и воспитателями создают благоприятные условия для процесса обучения и воспитания юных северян. Ведь как только ребёнок, чаще мальчик, начинает осознавать себя человеком, он с любознательностью и большой ответственностью начинает осваивать основы рыбацкого и оленеводческого дела. Что касается трудовых обязанностей девочек, то они привлекаются к серьёзному труду гораздо раньше мальчиков. В семьях, где были и те и другие, мальчики пользовались некоторыми привилегиями, в то время как девочки с ранних лет включались в посильную домашнюю работу и привлекались как помощницы, в гораздо большей степени. С 6-7 летнего возраста девочка уже активно участвует в домашних внутренних делах чума: нянчит младших, готовит и убирает стол, расставляет чашки, моет и убирает посуду, помогает в приготовлении пищи (поначалу простой), следит за очагом. У ненецкого народа с древности выработано и сохраняется до настоящего времени уважительное отношение к природе и труду. Народные традиции передаются из поколения в поколение в процессе семейного воспитания, поэтому воспитательная работа основывается на принципах вытекающих из вековых народных традиций. Эта политика понимания даёт определённые результаты: родители везут детей сами, и дети едут с желанием. Прекратились душераздирающие сцены расставания детей и родителей. Раньше, родственники, даже родные сёстры и
братья оказывались в разных группах, редко видели друг друга. Рвались родственные связи, семейно-родовые традиции воспитания, вовсе не учитывались основы народно-этнической педагогики. Живя в интернате семейного типа, после занятий дети оказываются в своей маленькой семье. Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. И, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально- психологический климат, благоприятный для развития детей. Приезжая в школу, не все дети хорошо знают русский язык, мы должны помочь ребёнку освоить другую культуру, и в то же время сохранить свою. С переходом к интернату семейного типа, у воспитателей появилась возможность больше заниматься с детьми индивидуально. Необходимо обновлять воспитательный процесс, внедрив в него элементы этнопсихологии и этнопедагогики: разучивать национальные игры, родословную детей, фольклор. Первой ступенькой подготовки к взрослой жизни являются творческие игры определённой направленности. Есть игры, в которые с большим удовольствием играют дети всех возрастов. Обычно дети постарше – это «родители», а младшие – «дети». Цель этих игр – подготовка детей к самостоятельной жизни: развитие речи и творческих способностей; воспитание трудолюбия, добрых взаимоотношений. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей. За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции народа, передающиеся из поколения в поколение: отец учит сына мастерить предметы быта, орудия лова (шесты для игрушечного чума, хореи, арканы, нарты). Девочек учат шить одежду для кукол из лоскутков сукна, ткани, оленьего меха. В тундре каждая игра готовит малыша к будущей большой жизни. Все эти знания имеют наши воспитатели и используют их в своей педагогической деятельности. Конечно, приходится многое постигать, учиться. Авторитет воспитателя зависит не столько от его образования, эрудиции, сколько от душевного и заботливого отношения к детям. Принимая ребёнка в школу, педагоги должны хорошо изучить его семью. Опора на жизненный опыт в обучении и воспитании детей, установление преемственности семьи и школы является возможностью совершенствования учебно-воспитательного процесса. Уважение к личности подростка делает педагога действительно нужным своему воспитаннику. Быть нужным – это значит разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали. Подготовила: воспитатель Э.Б. Митрохина


В раздел образования