Напоминание

Программа кружка "Юный психолог"


Автор: Пустовитенко Татьяна Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 191
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа кружка "Юный психолог"
Раздел: начальное образование





Назад





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Достаточно важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы учащихся должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами. В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т. п.) и формирование способов (приемов) работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приемы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. Под приемом мыслительной деятельности предполагаются те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий. Сформированный прием и м е е т д в е с т о р о н ы : о б о б щ е н н о е з н а н и е о с п о с о б е д е й с т в и я и в л а д е н и е э т и м с п о с о б о м . Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. Сейчас четвероклассники находятся в возрасте, когда происходит формирование самосознания, становление самооценки, расширение коммуникативной сферы. Также в этот период интенсивно развивается восприятие, внимание, память и мышление. Развитие личности ребенка ускоряется и усложняется, при этом естественно возникновение трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Самооценка, которая начинает формироваться в этом возрасте, определяет поведение ребенка в обществе. К концу курса ученик должен:  научиться принимать себя,  осознать свою индивидуальность,  почувствовать себя уверенным и успешным.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты

Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. -осознавать собственную полезность и ценность; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе;
Уметь
 анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - работать в группе, в коллективе. -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - справляться с неудачами;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем, сверcтниками - адекватно анализировать собственные проблемы;
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления
Содержание программы

В данной программе существует несколько направлений работы с детьми: 1. Развитие общения у ребенка; 2. Развитие уверенности в себе и работа с самооценкой; 3. Работа с индивидуальностью ("Кто Я?"); 4. Работа с конфликтами. Помощь детям в разрешении конфликтов с учителями, родителями, сверстниками; 5. Развитие эмоциональной сферы; 6. Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и др.; 7. Работа с мотивацией к обучению; 8. Работа со страхами и др. Родители могут сами предложить наиболее интересные и нужные для ребенка области работы с ним. Численность групп: до 10 человек. Продолжительность занятий 1 час Полностью программа состоит из психологических групповых занятий и индивидуальных консультаций. Дополнительно: родительские семинары.. .  Периодичность занятий: один раз в неделю. Программа рассчитана на 8 месяцев, на одно занятие в неделю во время внеурочной деятельности учащихся 4-х классов (31ч)  Консультации проводятся по итогам тестирования на начальном и заключительном этапе. Программа составлена таким образом, что игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции
Умение учиться у других.
Создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация, полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установками обеспечивает высокий эффект развития даже на традиционных уроках и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примером такой установки на саморазвитие с помощью других является следующие положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек – учитель, у которого можно научиться чему-нибудь полезному».

Дневник достижений и неудач.
Подробное или обобщённое описание ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов собственной деятельности. Ведение подобного дневника помогает избежать ситуаций, когда повторно «наступают на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы..
Моделирование своего портрета (конечного результата собственного стремления).
Процедура составления своей компетентной и психологической характеристики в виде наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были продемонстрированы за какой-то период времени (например, последнюю неделю) или при решении какой-то ответственной задачи. Лучше всего использовать графические средства моделирования. Данную процедуру желательно проводить периодически, при этом желательно чередовать успешные и неудачные этапы развития. После составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравнивать полученный портрет с предыдущими, можно планировать, изменять, уточнять, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих программированных качеств и компетенций позволяет более чётко их осознавать, лучше использовать и контролировать.
Критерии эффективности программы:
· повышение уверенности в себе; · снижение уровня тревожности; · снижение количества страхов; · умение решать проблемные ситуации; · повышение коммуникативных навыков; · умение контролировать поведение.
Развитие мотивации к учебной деятельности.
Рекомендуются следующие методы самомотивирования:  стремиться к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днём, хорошо понимая, что настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
 брать на себя основную ответственность за мотивацию к учебной деятельности и жизни. Чем в большей степени учащийся ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворённость;  учитывать, что личность развивается через преодоление кризисов. Следует вырабатывать соответствующее отношение к этому: неудача – это не конец, а этап, необходимый атрибут собственного роста; он может и должен быть преодолён, но из него обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис - средство личностного роста;  Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Учимся рефлексии
Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности качества образования учащегося: принимаемых им решений, поведения в группе; самоорганизации, а также собственного развития. Рефлексия – процесс самопознания и саморегуляции учащимися своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов. Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания учеником выполняемой им деятельности в её отдельных элементах. Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать своё поведение и принимать более правильные решения.
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ПСИХОЛОГ» 31ч. №
месяц

Дата

проведения

тема занятия

краткое

содержание

примечания

1

сентябрь
Водное занятие. Представление о науке психологии, о душе..
Беседа о душе
миф об Эроте и Психее (сокр) Творческая работа Игровые тесты и упражнения на развитие правого полушария
2
Внутренний мир человека уникален
Диагностика
волевой регуляции
Методика:
корректурные пробы
Методика:
составление индивидуальных рабочих тетрадей для учащихся с программой саморазвития
3

октябрь

С
амоуважение и самоунижение Шкала самоуважения Розенберга Запись данных теста в инд. тетрадях и обработка собств. результатов
4
Самоконтроль компетентности или уровня знаний, необходимых в успешной учебной деятельности Рефлексия Определение собственного уровня знаний Шкала Розенберга Построение собств. учебной деятельности на новой сознательной основе
5
Оценка личностных качеств, например, таких как критичность и самокритичность, уверенность и самоуверенность, зависимость и самостоятельность. Проблема ответственности за содеянное и упущенное Три образа «Я" (реальное, идеальное, в глазах других) В моральном плане Три образа не должны сильно расходиться
6
Тревога мобилизирующая и научиться принимать себя, Обучение способам снятия мышечного и
расслабляющая Диагностика школьной тревожности осознать свою индивидуальность почувствовать себя уверенным и успешным. эмоционального напряжения
7

ноябрь
Образец для подражания. Формулы поведения в определённых ситуациях
тест:
«незаконченные рассказы» Сравнение первого и второго вариантов ответов Самостоятельное выявление проблемы отношений
8
Работа с индивидуальностью, «Кто
Я»
Ролевые игры (сильные и слабые), дыхательные упражнения, приёмы саморегуляции Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка Тест Куна «кто Я», адаптированный
9
Работа с конфликтами. Помощь детям в разрешении конфликтов с учителями, родителями, сверстниками сверстниками Способы выражения выплёскивания гнева ( методы О.Ю. Пискун)
10
Развитие словесно-логического мышления Логические задачи, задачи не имеющие решения, угадывание предмета по вопросам (игра «банан») *Упражнения «сначала, затем, потом» Упражнения, направленные на формирование причинно- следственного мышления (________, потому что _______) Пространственно временные характеристики предмета, ситуации.
11

декабрь
Диагностика волнения влияние волнения на процесс мышления упражнения на саморегуляцию Представление и отработка ситуаций, вызывающих Упражнения на саморегуляцию
волнение
12
Диагностика эмоциональной сферы Различение чувств по мимике (упражнения) Тест эмоций. (тест Басса- Дарки в авторской модификации)
13
Работа над регуляцией эмоций Способы ЭР Упражнения и игры на воспроизведение отдельных черт характера с целью осознания детьми отрицательных черт своего характера и получения модели желаемого поведения Упражнение «Вызов эмоции» (чудесные переживания) это состояние необходимо почувствовать всем телом: энергичной позой, красивой осанкой, уверенной походкой, выразительными жестами, учащенным пульсом и т.д.
14
Воспитание уверенности в себе Упражнения на достижение уравновешенного эмоционального состояния, спокой -ствия и уверенности. Выполняется в группе. Упражнение-рисунок «Я такой какой, какой я есть» Упражнение-техника «Sic volo»
15

январь
Диагностика внимания, памяти, мышления Диагностика памяти слуховой, моторной, комбинированной Методика предназначена для выявления уровня невербального творческого Тест "Завершения картинок" (Э.П. Торренса). (изобразительное творческое мышление). Корректурная проба (тестБурдона). Изучение устойчивости внимания.
мышления
16
Развитие познавательных процессов Методики вербальной креативности Тест «Особенности творческого воображения» Универсальные опросники ММPI II и Р.Б.Кеттела.
17
Формирование положительного образа «Я» О чём говорят выразительные средства общения (невербальные средства общения) «Понимаю других – понимаю себя»
18

февраль
Преодоление страхов интервью с родителями, учащимися школы (старшего и младшего возраста), преподавателями Упражнения переключения, дыхание, игра « Коридор», игра «Кочки»
19
Работа с мотивацией к обучению Зафиксировать мотивы предыдущих достижений; вызвать мотивы относительной неудовлетворённости; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность Упражнение "Ассоциация" Упражнение «Напряжение – расслабление »
20
Диагностика воображения и творческих способностей Развитие креативности – это те, кто обладает особым видом мышления – дивергентным Волшебные кляксы, завершение рассказа Тест-задание «Что попало в сеть?». Тест-игра «Маэстро».
21
Работа над развитием творческих способностей и воображения Придумывание ассоциаций,
рисование на заданную тему, дорисовывание, написание сценариев
22

март
Инвентаризация перемен в учёбе и в себе. Упражнение «Эффект качелей»
23
Умение учиться у других Ознакомление с приемами слушания Упражнение на умение слушать «Прогулка по берегу моря»
24
Моделирование своего портрета ( конечного результата собственного стремления). Работа с дневником достижений и неудач Работа с дневником достижений и неудач
25
Диагностика мотивации к учебной деятельности, определение проблем составление плана саморазвития Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) подростковый уровень, адаптированный тест
26

апрель
Учимся решать проблемы проблемы, похожие на мозаику - 1 Работа в рабочей тетради
27
Учимся решать проблемы проблемы, похожие на многослойное желе Работа в группах
28
Учимся решать проблемы проблемы, похожие на снежинку Упражнения на умение общаться
29

май
Учимся решать проблемы Работа в группах, умение договариваться Сюжетная игра «Мы строим парк»
30
Диагностика самооценки и мотивации к учёбе Работа с дневником достижений
Составления плана саморазвития на летние каникулы
31
Подведение итогов Учимся рефлексии
Список литературы
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с. 2. Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с. 3. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004. 4. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. — М., 1994. 5. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии: Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. - 52 с. 6. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2007. – 250 с. 7. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с. 8. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.


В раздел образования