Автор: Голдобова Елена Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Мирный Населённый пункт: Клетнянский район, Брянская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Технологоческая карта урока (ФГОС) Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе в соответствии с
требованиями ФГОС
Тема урока: Неопределенно-личные предложения.
Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: ОНЗ ( открытие нового знания).
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Цели урока:
1.
Для учителя:
-организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному
открытию нового знания;
- формировать умения определять предложения с главным членом – сказуемым;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
2. Для обучающихся:
- выяснить условия определения неопределенно-личных предложений;
- научиться видеть неопределенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи.
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку « Неопределенно-личные предложения »;
-раздаточный материал;
- учебники, тетради.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
Мотивация
( самоопределение к
деятельности )
Цель:
-мотивировать
учащихся к учебной
деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки;
- определить
содержательные
рамки урока
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднени
й в
деятельнос
ти
Цель:
- актуализировать
учебное содержание,
необходимое для
изучения нового
материала;
- актуализировать
мыслительные
операции: сравнение,
Добрый день,
ребята.
Обратите внимание
на доску.
В каких словах
верно выделена
буква,
обозначающая
ударный гласный
звук?
1. угн А нный
2. дал Е ко
3. алыч А
4. черп А ть
5. И грище
А теперь: « Поймай
моё пожелание ».
Сложи первые
буквы. Что
получилось? (удачи)
Я желаю вам удачи.
Ведь с маленькой
удачи начинается
большой успех.
Разминка .
1 . Укажите слово с
орфографической
ошибкой ( слайд 1)
1. Опасный
2. Запестрели
3. Причоска
4. Хорошего
Задание . Укажите, в
каком слове все
согласные твердые.
2 . В каком ряду в
обоих словах
пропущена
безударная
проверяемая гласная
Складывают первые
буквы, читают
полученное слово.
Учащиеся
включаются в
проблемную
ситуацию.
Выясняют , что с
понятием
«неопределенно-
личные
предложения» они
еще не знакомы.
Учащиеся
формулируют цели
урока: 1.Узнать, что
такое
неопределенно-
личные
предложения. 2.
Личностные УУД:
- самоопределение
Регулятивные УУД:
- целеполагание
- контроль
- коррекция
- оценка
Коммуникативные
УУД:
- определение цели,
функций, способов
взаимодействия
обучающихся с
учителем и сверс
тниками.
Личностные УУД:
-
смыслообразование
Регулятивные УУД:
- выполнение
пробного учебного
действия,
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии
- волевая
саморегуляция в
ситуации
затруднения
Коммуникативные
УУД:
анализ, обобщение;
- зафиксировать
затруднение при
выполнении
учащимися пробного
учебного действия.
корня? ( слайд 2 )
1. посв..щение,
подг..реть
2. в..сенний,
т..лантливый
3. н..бесный,
р..стительность
4. прил..скать,
в..лнистый
3 . Укажите неверное
объяснение
написания слова.
( слайд 3)
1. резко-согласная в
корне, проверяемая
словом резок.
2. завязанный узел-в
полном
страдательном
причастии пишется
две буквы нн ( в
слове есть
приставка)
3. дружочек-в
суффиксе
существительного
после шипящих под
ударением пишется
о.
4. в течение дня-
существительное в
винительном падеже
пишется с
окончонием-е.
4 . В каком примере
есть речевая
ошибка? (слайд 4)
1. ихние дела
2. самый тонкий
3. положи
4. пара носков
5 . Укажите способ
образования слова
подоконник (слайд5)
1. приставочный
2. суффиксальный
3. бессуффиксный
4. приставочно-
суффиксальный
6 . Разминка (слайд
6)
На месте каких
Научиться находить
неопределенно-
личные
предложения в
тексте.3. Научиться
отличать
неопределенно-
личные
предложения от
других видов
односоставных
предложений.
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли,
владение
монологической и
диалогической
речью в
соответствии с
нормами русского
языка.
Познавательные
УУД:
- логические
универсальные
действия: анализ
объектов с целью
выделения
признаков.
цифр в предложении
пишется НН
Она пересекла
площадь,
вымоще(1)ую
крупным глянцевым
булыжником,
миновала стари(2)ые
торговые ряды и
вышла на тихую,
затенё(3)ую
тополями улицу.
1. 1,2,3
2. 1,2
3. 2,3
4. 1,3
7 . Задание.
Выделите
грамматическую
основу
предложений,
записанных на
доске.
1. Идем по
росистому лугу.
2. Получили
известие о
надвигающихся
заморозках.
-Используем
алгоритм(«Словарик
правил») ,
рассуждаем:
-1-ое предложение
-односоставное или
двусоставное?
-2-ое предложение
-односоставное или
двусоставное?
-Главный член в 1-
ом и 2-ом
предложениях-
это…? (Сказуемое)
-Можете ли вы
определить вид 1-
ого предложения?
(Да, определенно-
личное)
Как вы это
определили? Какими
формами глагола
выражается
Постановка
учебной
задачи
(проблемы)
Цель:
- организовать
коммуникативное
взаимодействие, в
ходе которого
выявляется и
фиксируется алгоритм
определения
неопределенно-
личных предложений;
- сформулировать
тему урока;
- обозначить
логическую
необходимость
изучения этой темы.
сказуемое в
определенно-личном
предложении?(по
алгоритму)
Можете ли вы
определить вид
второго
односоставного
предложения?(Нет)
Понятно ли нам, кто
« получили
известие»?(Нет)
Активизирует
знания учащихся.
Учитель:
-Действующее лицо
здесь мыслится
неконкретно,
нечетко,
неопределенно.
- Как можно назвать
такие предложения?
(н-л)
Тема урока
«Неопределенно-
личные
предложения» ( на
доске)
- Какие цели и
задачи вы должны
поставить перед
собой?
- Прочитаем
самостоятельно п.22
до примечания (с.
108-109)
- Послушаем
сообщение
учащегося на тему
урока.
- Важно ли
подлежащее в этих
предложениях?(нет)
- Что является
главным в этих
предложениях?
(действие)
- В какой форме
употребляется в
Изучают материал
учебника и
составляют свою
часть ОК.
Работа с
интерактивным ОК.
Личностные УУД:
- Выдвижение
гипотез, их
доказательство
Регулятивные УУД:
- Целеполагание
- Планирование
- Оценка (выделение
и осознание
учащимися того, что
уже усвоено и что
ещё подлежит
усвоению,
осознание качества
и уровня усвоения
Познавательные
УУД:
- самостоятельное
выделение
познавательной
цели;
- поиск и выделение
информации;
- формулирование
проблемы;
- самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера.
Коммуникативные
УУД:
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
Создание общего
продукта в
виде ОК
Цель :
- организовать
коммуникативное
взаимодействие для
построения нового
способа действия;
- создать алгоритм
определения н-л
предложений
- способ
разграничения
предложений с
главным членом-
сказуемым;
этих предложениях
глагол-сказуемое?
Продолжим
составление
алгоритма
«Неопределенно-
личные
предложения»
Примеры выпишите
из упр.211.
Работа с
таблицей( на доске)
- ведут коня
(настоящее время)
- будут
транслировать по
радио (будущее
время)
- вспоминали
рассказ (прошедшее
время)
Работают в группах.
Каждая группа
через проектор
демонстрирует свой
блок ОК и
озвучивает его
содержание…
свои мысли,
владение
монологической и
диалогической
речью в
соответствии с
нормами родного
языка.
Личностные УУД:
-
смыслообразование
Регулятивные
УУД:
- прогнозирование
- контроль
Познавательные
УУД:
- самостоятельное
задание способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера.
- поиск и выделение
информации;
- формулирование
проблемы;
- самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера.
- анализ объекта с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
- синтез как
составление целого
из частей, восполняя
недостающие
компоненты;
Коммуникативные
УУД:
- умение с
достаточной
полнотой и
Первичное
закреплени
е
Цель:
- проговорить новый
способ действия во
внешней речи;
- установить
состоятельность этого
способа
1. Выполним
синтаксический
разбор записанного
на доске
предложения.
Получили известие
о надвигающихся
заморозках.
(Выписать
словосочетание со
связью
согласование,
синонимы к слову
надвигающихся)
2. Задание.
Под диктовку
запишите
предложение и
сделайте его
синтаксический
разбор.
Выделите
односоставное
предложение в
составе сложного и
укажите его вид.
Когда Машу
выпустили из
квартиры, он
зашагал к
условленному месту.
3. Задание.
В приведенном
отрывке выделите
односоставные
Выполняют упр.216
из учебника,
выделяя графически
н-л предложения.
точностью выражать
свои мысли,
владение
монологической и
диалогической
речью в
соответствии с
нормами родного
языка
- инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации
Личностные УУД:
-
смыслообразование
Регулятивные
УУД:
- контроль
- коррекция
- оценка
Познавательные
УУД:
- самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера.
- анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
- умение
структурировать
знания, выбор
эффективных
способов решения
задач
Коммуникативные
УУД:
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли,
владение
предложения.
Определите их тип
(слайд 7)
Несколько лет назад
был создан
экспериментальный
кефалевый завод.
Построили
специальные так
называемые
зимовалы, где рыба
могла проводить
холодное время
года. Наладили
искусственное
разведение молоди.
Потом кефаль
запустили в Каспий.
Через несколько лет
решили каспийскую
кефаль переселить в
Черное море.
4. Исправьте
тавтологические
ошибки,
допущенные в этом
тексте, заменив
двусоставные
предложения
односоставными
неопределенно-
личными (слайд8)
Все работники
дельфинария от него
ждали чуда. Вокруг
него все работники
дельфинария ходили
так, как будто это
пришелец с другой
планеты. Все
работники
дельфинария
считали: по разуму
человеку он
уступает лишь
самую малость. Все
работники
дельфинария
полагали, что он
пытается
заговорить, и дело за
тем лишь, чтобы
монологической и
диалогической
речью в
соответствии с
нормами родного
языка
- управление
поведением
партнера-контроль,
коррекция
Самостоятельная
работа с
проверкой
по эталону
Цели:
- тренировать
способность к
самоконтролю и
самооценке;
понять его
необычные звуки. О
дельфинах написаны
десятки книг, горы
статей.
5. Цифровой
диктант (слайд9)
1в-о-л предл.
2в-н-л предл.
1. … И на обломках
самовластья
Напишут наши
имена!
(А.С.Пушкин)
2. Спи ж, пока забот
не знаешь,
Баюшки-баю!
(М.Ю.Лермонтов)
3. Шуми, шуми,
послушное ветрило,
Волнуйся подо
мной, угрюмый
океан.
(А.С.Пушкин)
4.Дни поздней осени
бранят
обыкновенно.
(А.С.Пушкин)
5. Не уходи , побудь
со мною!
(А.Пойгин)
Организовывает
самостоятельную
деятельность
учащихся по
применению новых
знаний.
1в.- выполняет
творческое задание.
Используя
иллюстрацию
Решетникова «
Опять двойка»,
ответь на вопросы
(слайд 10):
Работают
самостоятельно,
осуществляют
самопроверку,
сравнивая с
эталоном
Личностные УУД:
- самоопределение
Регулятивные
УУД:
- контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона
- проверить своё
умение применять
изученный способ;
- развивать умение
самостоятельной
проверки по эталону
Рефлексия
деятельнос
ти
Цель:
- оценить результаты
собственной
деятельности
- повторить способ
нового знания
- сконцентрироваться
на затруднении при
новом способе
действия, чтобы
согласовать домашнее
задание.
-О чём думает
мальчик, который
получил двойку?- О
чем думают мама,
сестра, младший
брат, собачка?
( используй н-л
предложения)
2. Остальные
работают с тестами.
(слайд 11)
1 . Какое
предложение
является
неопределенно-
личным?
1. Мне направо.
2. Ей жить бы
хотелось иначе,
носить драгоценный
наряд.
3. Вилку держим в
левой руке, нож-в
правой.
4. Хлеб едят,
отламывая от него
небольшие кусочки.
Организует
фронтальную
беседу:
- С каким типом
односоставных
предложений с
главным членом
сказуемым мы
познакомились
сегодня?
- Назови
характерные
признаки н-л
предложений?
- Какие затруднения
вы испытали?
- Что помогло вам
их преодолеть?
- Довольны ли вы
своей работой на
уроке?
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности и
объясняют принцип
выполнения
домашнего задания
- коррекция
- оценка
Личностные УУД:
-
смыслообразование
- нравственно-
этическая
ориентация,
оценивание
усваиваемого
содержания, (исходя
из социальных и
личностных
ценностей),
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
Регулятивные
УУД:
- контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
Ребята, кто считает,
что заслуживает
оценку «5»? «4»?
«3»?
Чью работу на уроке
вы бы отметили?
Домашнее задание:
п22, упр.217( дети
читают и объясняют,
как будут выполнять
задание)
заданным эталоном
с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона
- коррекция
- оценка
Коммуникативные
УУД:
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли
Познавательные