Напоминание

"Заглавная буква в именах собственных"


Автор: Алисейко Клавдия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Глебычевская СОШ"
Населённый пункт: Ленинградская область, Выборгский район, п. Глебычево
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Заглавная буква в именах собственных"
Раздел: начальное образование





Назад




№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД 1 2 3 4 5 I
Организационный

Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Организует проговаривание правил поведения на уроке. Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке Книжка, ручка и тетрадки! На уроке будь старательным, Будь спокойным и (внимательным) Все пиши, не отставая, Слушай …. (не перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку…. (поднимать)! Приветствуют учителя. Повторяют правила поведения на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и о б щ е н и я и с л е д о в а т ь и м
(Коммуникативные УУД).

II
Актуализация знаний

Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для закрепления полученных знаний. Развитие целенаправленного внимания и тренировка памяти. Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради. Даёт задание учащимся, организует проверку. -Откройте тетради. Приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради. - Запишите число. -Прочитайте предложение, записанное на доске. Саша Морозов не боится морозов. -Назовите слова, которые одинаково произносятся? - Чем отличается написание этих слов? - Почему? -Написание каких орфограмм в этом предложении вы можете объяснить? -Еще раз внимательно и орфографически правильно прочитайте предложение, обратите внимание на подчеркнутые Следят за осанкой, за положением тетради при письме. Записывают число. -Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Вспоминают правило. Записывают предложение по памяти и проверяют. Уметь проводить сравнение по заданным критериям
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе з н а н и й ; осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД).

орфограммы, запомните их и запишите по памяти. -Проверьте.( Сильный ученик четко по слогам читает предложение). -Кто выполнил задание без ошибок? -Какие были ошибки? Взаимопроверка. (обмениваются тетрадями для проверки) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе з н а н и й ; осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД).

Физкультминутка.
Учитель организует физкультминутку Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, И кружимся потом. Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим потом. Дети участвуют в физкультминутке
III
Постановка учебной

задачи

Цель.
Формулирование темы урока. Предложение на экране. Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья, цыпленок Боська. -Прочитайте выразительно предложение. -О каких животных говорится в этом предложении? -Назовите только названия животных? -Назовите клички этих животных? -Кто догадался ,о чем пойдет речь на уроке? -Назовите тему урока. -С какой целью животным дают клички? -Как, с какой буквы написаны названия животных? -А с какой буквы написаны клички животных? -Сделайте вывод , с какой буквы Внимательно читают текст, наблюдают, сравнивают, делают выводы, читают правило в учебнике. ( Чтобы отличить одного животного от другого, чтобы легче было общаться, кличка у животного как имя у человека. Люди дают имена (клички) свои ммаленьким друзьям, как бы выражая тем самым любовь к ним.) Клички животных пишутся с заглавной буквы , а названия животных пишутся с маленькой буквы. Чтение правила Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные

УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).

пишутся названия животных, а с какой буквы пишутся их клички. Чтение правила IV
«Первичное

закрепление»

Цель:
Проверить умение различать и правильно писать названия и клички животных, повторить правописание словарных слов. 1. Узнай название животного и дай ему кличку, используя клички героев мультфильмов и сказок. СБК, ЛСЦ, МДВД, ЗЦ. Запись с комментированием на доске. Собака Филя, лисица Алиса, медведь Балу, заяц Степашка. 2. На экране предложение. (письмо Незнайки). Щенок шарик укусил Шарик. Лопнул Шарик,испугался шарик. -Найди в предложении ошибки. -Почему слово шарик может быть написано как с маленькой, так и с заглавной буквы? -Как мы пишем название животного? Повторяют правописание словарных слов из группы «названия животных», вспоминают клички животных –героев мультфильмов, учатся комментировать написание слов, учатся находить ошибки. С о б а к а – э т о н а з в а н и е животного, пишу с маленькой буквы, но так как это первое слово,буду писать с заглавной буквы, это словарное слово , пишется с гласной «о», Филя- это кличка, пишу с заглавной буквы. Заглавную букву в кличке подчеркну, потому что это орфограмма. -Незнайка перепутал кличку Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе з н а н и й ; осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме
(Коммуникативные УУД).

-А как мы пишем кличку животного? -Давайте исправим ошибки. щенка и просто воздушный шарик. -Кличку щенка надо писать с заглавной буквы, а название предмета надо писать с маленькой буквы.
Физкультминутка.
Организует проведение физкультминутки. «Будь внимателен!» Я называю слова, если слово пишется с заглавной буквы – надо подпрыгнуть, а если слово пишется с маленькой буквы – надо присесть. Слова: мальчик, Александр, козочка, Чернушка, Буренка, синица, Соколов, Р/роза. -В каком случае слово «роза» надо писать с маленькой буквы, а в каком с заглавной? Участвуют в физкультминутке. -Если что слово « роза» обозначает название цветка, то пишем с маленькой буквы, а если обозначает кличку или имя, то пишем с заглавной буквы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД).
V
Творческое

применение и

добывание знаний в

новой ситуации.
Организует работу над проблемным вопросом, работу над предложениями. Упражнение. Вспоминают изученное правило, записывают два предложения в тетрадь, выбирают нужную букву Уметь ориентироваться в своей системе з н а н и й ; осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию,

Цель.
Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. -Самостоятельно сделайте правильный выбор, какую (заглавную или строчную) букву надо писать. Организует проверку задания. У (К/к)оровы (З/з)орьки есть (Б/б)ычок (П/п)рыгунчик. Мальчик (С/с)ережа кормит (Б/б)ычка сочной травой.Пушистый. (К/к)от (К/к)узя спит у крыльца. Проверка. Ученики объясняют выбор буквы: -«корова» написал с маленькой буквы, потому что это название животного. -«Зорька» написал с заглавной буквы, потому что это кличка животного. делать вывод
(Познавательные УУД).
Уметь работать в парах
(Коммуникативные УУД).
VI VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, Организует подготовку к диктанту. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Ромка шипит на Жучку. -Объясните значение слова «служить» Пишут под диктовку, учатся думать над каждым словом, вспоминают изученные орфограммы. Подчеркните изученные орфограммы. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Ромка шипит на Уметь работать по алгоритму
(Регулятивные

УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе з н а н и й ; осуществлять анализ слов с и з у ч е н н ы м и о р ф о г р а м м а м и .
(Познавательные УУД).
Уметь выполнять самопроверку.
самоконтроль усвоения знаний. Жучку.
(Регулятивные УУД).
VI I Рефлексия
Цель.
Фиксация нового содержания урока. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. -Давайте вспомним , на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока? -Кто доволен результатом проверки самостоятельной работы? -Кто сомневается, что все сделал правильно? -Оцените свою работу на уроке (используем условные знаки). Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить самостоятельно. Выполняют самооценку. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
(Регулятивные

УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
(Личностные УУД).
«Заглавная буква в именах собственных».
1. Алисейко Клавдии Владимировны 2. МБОУ «Глебычевская СОШ» 3. Учитель начальных классов 4. Русский язык 5. 1 класс 6. Тема: «Заглавная буква в именах собственных», второй урок по теме. 7. Учебник «Русский язык 1класс».Автор: КананинаВ.П.(М.Просвещение-2012г.) ., Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2012 г. ; презентация к уроку: электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной 8.
Цель урока: создать условия для формирования и проверки умения писать имена собственные с заглавной буквы.
9. Задачи. Образовательные: -формировать умение определять имена собственные, -формировать умение различать понятия название животного и его кличка, -понимать значение верного написания слов при различии их по смыслу. Воспитательные: -воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь. Развивающие: -развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка, - расширение кругозора учащихся, -развитие творческих способностей, исследовательских умений.
10.
Тип урока: урок применения предметных ЗУН и УУД.

11.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, доска.


В раздел образования