Работа по профилактике правонарушений в начальной школе
Автор: Романова Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 Населённый пункт: ст. Северская, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Работа по профилактике правонарушений в начальной школе Раздел: начальное образование
в начальной школе.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон,
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!
( С.Давидович)
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется на
основании
закона
РФ
«Об
основах
системы
профилактики,
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ.
Работа
по
профилактике
правонарушений
среди
учащихся
проводится
планомерно:
индивидуальные
беседы
с
учениками
и
родителями,
постоянно
организуются
консультации
с
социальным
педагогом,
психологом
школы,
ведь
психолого-педагогическая
диагностика
данных
учащихся
является неотъемлемой
частью нашей работы.
В каждом классе есть семьи, где необходимо осуществлять особый контроль.
Эти
семьи
регулярно
посещаются
классным
руководителем
и
представителями
родительского
комитета.
Если
возникают
трудные
ситуации,
то
привлекается
администрация школы.
Вопросы
профилактики
правонарушений,
об
ответственности
родителей
за
воспитание и обучение детей, о необходимости контроля за их время провождением
систематически
рассматриваются
на
родительских
собраниях
и
заседаниях
родительского комитета.
Ежегодно
разрабатывается
план
действий
по укреплению
положительных
качеств ребенка, адаптации его в коллективе сверстников.
Одним
из
наиболее
важных
факторов
профилактики
является
занятость
учащихся в свободное время, поэтому большое внимание уделяется вовлечению детей
в кружки и секции, а также участие в различных школьных мероприятиях.
Создавая «ситуацию успеха», вовлекая в интересующую ребенка деятельность (игру,
труд, учебу), обучая правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки,
уважать товарищей и взрослых, обучая прощать друг другу слабости и недостатки, мы
помогаем ребёнку социализироваться в классном коллективе, не чувствовать себя
неудачником. Это поможет ему в будущем.
В классных коллективах классные руководители начальной школы создают условия
нормального воспитания и развития личности ребенка:
гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного
процесса;
демократические принципы и стиль общения между учителями и
воспитанниками;
разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого
в образовательном пространстве;
возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны
взрослых.
Работа
классных
руководителей
по
правовому
воспитанию
и
профилактике
правонарушений носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с
планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению
правонарушений среди учащихся по следующим направлениям:
а) профилактическая работа;
б) организация свободного времени;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с трудными детьми;
В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация
семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в
тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении,
с целью последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют
акты посещения.
1. Ликвидация
пробелов
в
знаниях
учащихся является
важным
компонентом
в
системе
ранней
профилактики
асоциального
поведения.
Ежедневный
контроль
успеваемости
со
стороны
классного
руководителя
и
информирование
родителей ( по телефону, при личной встрече) позволяют
своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения
индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-
п р е д м е т н и к о м
и
у с п е в а ю щ и м и
у ч е н и к а м и .
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику
правонарушений и предотвращение бродяжничества и безнадзорности.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков,
ежемесячный
учет
пропуска
учащимися
занятий
по
уважительной
или
без
уважительной
причины.
В
случае
пропуска
занятий
учеником
выясняют
у
р о д и т е л е й
п р и ч и н у
о т с у т с т в и я .
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведётся строгий контроль
над посещаемостью занятий учащимися класса.
В
плане
воспитательной
работы
с
классом
большое
место
отводится
проведению тематических классных часов, бесед, направленных на профилактику
правонарушений, на пропаганду здорового образа жизни.
3. Организация свободного времени учащихся , широкое вовлечение
учащихся в занятия спортом, художественное творчество - одно из важнейших
направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга,
формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в
спортивные секции, музыкальную и художественную школы, посещение кружков
в ЦРТДЮ, школьные кружки. Организация предметных и спортивных олимпиад,
участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не
только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов,
помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность
в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей в работу
летнего оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость
детей в каникулярное время.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и
их естественного природного потенциала с целью привлечения учащихся к
регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового
образа жизни.
Учащиеся начальной школы активные участники различных школьных и
районных акций, выставок по пропаганде здорового образа жизни.
Неделя безопасности дорожного движения
Неделя толерантности
Проведены классные часы по следующим темам:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
« Режим дня»
«Дорожная азбука»
«Грипп: зашити себя сам»
«Нет вредным привычкам»
«Чистота – залог здоровья»
«Спорт в жизни человека»
5 . Правовое
воспитание.
В
решении
проблем
предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных
заведениях месячники
(
профилактики
правонарушений,
ко
Дню
Матери,
по
военно-патриотическому
воспитанию). Проведение
бесед,
классных
часов,
разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные
поступки,
в
направлении
дискуссии
и
подведении
итогов,
предоставив
максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и
свободного высказывания своих мнений – в этом и заключается роль классного
руководителя.Такие
занятия
развивают
активность,
формирование
жизненных
позиций.
«Права и обязанности школьника», «Этикет от А до Я», «Правила поведения в
общественных местах», цикл бесед «Школа вежливости».
6. Работа с родителями.
Работа по выявлению учащихся и семей,
находящихся в социально-опасном положении строится планово.Классные
руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней
обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи,
составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка
в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение
родителям
основ
межличностных
отношений
с
целью
понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев,
агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их
причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем
активного
протеста
в
поведении
следует
искать
нереализованную
потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности
ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь
как
ребенку,
так
и
семье
с
«трудным»
ребенком.
Ведущим
правилом
является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в
признании, только в этих условиях формируется положительная личностная
установка;
формирование
у
родителей
чувства
уверенности
в
себе,
в
решении
возникающих проблем в воспитании.
Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде
педагогических
знаний
среди
родителей,
регулярно
проводятся
лекции
по
воспитанию
учащихся
согласно
их
возрастных
особенностей:
консультации
«Возрастные
и
психологические
особенности
детей
младшего
школьного
возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок;
индивидуальные
беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему
ребенок
не
хочет
учиться»;
родительские
собрания
«Проблемы
воспитания»,
«Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с
детьми и родителями (портфолио ученика, участие в совместных воспитательных
мероприятиях,
помощь
в
организации
экскурсий)
Все
эти
мероприятия
направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление
взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а
также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители
вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних
рейдов.
Все эти мероприятия направлены на повышение методического уровня
классного руководителя в работе по профилактики правонарушений.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание учителем
уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в
коллективных отношениях, в общей деятельности.
(факторы, имеющие воспитательное значение)
Принимать активное участие в жизни семьи.
Стараться находить время, чтобы поговорить с ребенком.
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности
Помогать развивать у ребенка умения и таланты
Действовать без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.
Уважать право ребенка на собственное мнение.
Уметь сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто
пока что обладает меньшим жизненным опытом.
С уважением относиться ко всем членам семьи.
Стараться меньше совершать ошибок.
Учиться смотреть на жизнь глазами ребенка.
Доверять всем членам семьи.
Бороться не с ребенком, а с проблемой.
Вы не смогли найти ответ на вопрос – без боязни и промедления обращайтесь за помощью к
специалистам.
Речь идет о будущем ваших детей. Стоил ли рисковать?
Возможно, своевременно оказанная помощь поможет вашему ребенку стать состоявшейся
личностью и оправдать все надежды.
Воспитание ребенка – одна из самых сложных, но и важных задач.
Проблемы возникают как следствие допущенных ранее ошибок –
с этим нельзя согласиться, поэтому чаще хвалите своих детей.
Памятка для родителей