Проблемы социального воспитания ребенка в дошкольном учреждении
Автор: Карсакова Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 43 "Сказка" Населённый пункт: г. Смоленск Наименование материала: статья Тема: Проблемы социального воспитания ребенка в дошкольном учреждении Раздел: дошкольное образование
Проблемы социального воспитания ребенка в дошкольном
учреждении
Одной
из
сложных
и
ключевых
проблем
педагогической
теории
и
практики
является
проблема
личности,
её
развития.
Формирования
и
социализации.
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для
развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и
воспитания.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование
памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление,
изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний,
интеллектуальный рост) изменениями.
Повышение
внимания
к
проблемам
социализации
связано
с
изменением социально-политических и социально-экономических условий
жизни,
с
нестабильностью
в
обществе.
В
сложившейся
ныне
ситуации
острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу
педагоги
испытывают
трудности
в
вопросах
профилактики
и
коррекции
таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,
враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения
проблемы
диктуется
также
сложившейся
практикой
работы
ДОУ
и
актуальностью разработки программ и методик использования современных
технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема
приобщения
к
социальному
миру
всегда
была
и
ныне
остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Исторический
анализ
убеждает
в
необходимости
оказать
ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация
дошкольника
предполагает
развитие
умения
адекватно
ориентироваться
в
доступном
ему
социальном
окружении,
осознавать
самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и
отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес
к
проблемам
социального
воспитания
в
образовательных
учреждениях.
Одной
из
социальных
проблем
воспитания
в
дошкольном
учреждении
является
проблема
системы
воспитания.
В
свете
последних
лет
задачи
воспитания формулирует государство. Примером этому служат нововведения
ФГОС. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед
системой воспитания. Однако социальная проблема воспитания может быть
решена
только
при
участии
всех
сторон
и
индивидуальных
ресурсов
общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных
учреждений, родителей, воспитанников и т. д.
Как
известно,
формирование
личности,
социализации
человека
начинается
в
дошкольном
возрасте.
Ребёнок,
с
помощью
процесса
и
результата усвоения и активного воспроизводства посредством общения и
деятельности,
постепенно
входит
в
мир
социума.
Сегодня,
в
связи
с
использованием
интернета,
телевидения
и
других
информационных
и
мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие
мира,
что
отражается
на
психическом
развитии
ребёнка
дошкольного
возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской
культуры,
психики.
Изучая
и
анализируя
факторы
организованной
и
стихийной среды влияния на ребёнка со стороны выше указанных средств,
характеризуется,
в
первую
очередь,
содержание
социального
воспитания
дошкольника.
Наблюдая за взаимоотношениями между детьми в детском саду можно
увидеть их неспособность решать простейшие конфликтные ситуации, где
дети
демонстрируют
агрессивное
поведение.
Воспитатели
испытывают
трудности в реализации направлений социально-личностного развития детей,
не успевают адаптироваться к одним образовательным требованиям, как на
смену им приходят другие. Это требует от педагогов не только физических,
интеллектуальных,
но
и
материальных
затрат,
а
приобретённое
ранее
методическое обеспечение программ оказывается «ненужной макулатурой».
Все
эти
факторы
сказываются
на
качестве
и
эффективности
воспитания
подрастающего поколения.
Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный,
включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное,
эстетическое
воспитание.
Но
в
некоторых
современных
программах
дошкольного
воспитания
ещё
недостаточно
точно
определены
задачи
социализации.
В
своё
время
новые
образовательные
стандарты
были
нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в
которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Но
постепенно произошла подмена игрового типа деятельности на обучающую,
что, в итоге, не могло не сказаться на возрастном психологическом развитии
ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к произвольным действиям,
трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания
является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой
ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры.
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный
опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных
задач
нашей
деятельности
является
создание
полноценного
социального
сотрудничества
в
триаде
«педагог-дети-родители».
Признание
приоритета
семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм
работы
с
семьями
со
стороны
дошкольного
учреждения.
Новизна
таких
отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Наблюдая за родителями в детском саду, замечаешь, что они теряют
свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это
связано,
прежде
всего,
с
низким
уровнем
образования
родителей
и
социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а
времени на воспитание детей как всегда не хватает. Поэтому так важно
педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с
родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации
детей.
У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но
содержание и методы воспитания специфичны, и ни одна проблема не может
быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с
семьей.
Педагогическая
поддержка
индивидуальности
ребенка
выводит
на
первый
план
проблему
педагогического
просвещения
родителей.
Как
показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности
родителей,
тем
активнее
и
успешнее
их
педагогическая
деятельность.
Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не
удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка
времени,
терпения,
такта,
опыта,
из-за
незнания
методов
воспитания
и
обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые
слушателями
из
разных
источников,
не
помогают
им
по
следующим
причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в
сложной форме.
Однако, часто бывает так, что даже обладая педагогическими знаниями,
родители
не
умеют
ими
пользоваться.
Поэтому
наряду
с
сообщением
родителям знаний, востребованных в деле воспитания, необходимо в целом
повысить уровень их педагогической подготовленности.
Под высоким уровнем подготовленности родителей подразумевается
совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать
детей
грамотно,
с
применением
элементов
«педагогической
рефлексии».
«Педагогическая
рефлексия»
-
это
умение
родителей
анализировать
собственную
воспитательную
деятельность,
критически
ее
оценивать,
находить
причины
своих
педагогических
ошибок,
неэффективность
используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка,
адекватных
его
характеру
и
конкретной
ситуации.
Эта
задача
особенно
актуальна
для
молодых
родителей,
у
которых
только
начинает
вырабатываться родительская позиция. От умения самокритично оценить
себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на
место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся
взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности
семьи в дальнейшем.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского
сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада,
разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые
базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе
детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий
дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и
взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его
прав и обязанностей.
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие
знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит,
-
к
безрезультативности
воспитания.
Поэтому
основные
усилия
педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня
педагогической культуры родителей
Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью
пересмотра
данных
позиций.
Педагоги,
воспитатели
и
родители
должны
рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации
ребенка.
Это
означает
равенство
сторон,
взаимное
уважение,
высокий
уровень
толерантности,
доброжелательность
и
заинтересованность
в
успешном осуществлении сотрудничества
Таким
образом,
система
воспитательно-образовательной
программы
ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах
комплексного подхода в воспитании и обучении детей
Подводя итоги по проблемам социального воспитания в дошкольном
учреждении целесообразно обратить внимание на следующие факторы:
- деятельность семьи как социальной системы;
-
технологию
социального
воспитания
детей
в
дошкольном
учреждении;
- Программы социального развития ребёнка- дошкольника;
- целостность педагогической системы в области социального развития
дошкольника.
Список литературы
1.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб. Речь,
2004.- 272с.
2.
Гуров В.Н. Социальная работа дошкольного образовательного
учреждения с семьёй.- М.: Когито-центр, 2003.
3.
Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнёрство педагогов, детей
и родителей.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 112с.
4.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже
тысячелетий.- М.: Академия, 2000.- 286с.
5.
4.Фоломеева М. В. Современные проблемы социального воспитания в
дошкольном учреждении // Молодой ученый. 2014. №3. -760-761с.