Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса "Основы религиозной культуры и светской этики" через использование инновационных технологий обучения.
Автор: Табакова Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1" Населённый пункт: Владимирская область, город Муром Наименование материала: статья Тема: Формирование духовно-нравственных ценностей при изучении курса "Основы религиозной культуры и светской этики" через использование инновационных технологий обучения. Раздел: среднее образование
технологий обучения.
… Нужна система защиты добра,
которая обеспечила бы не только свободу выбора,
но и свободу от зла.
Святейший Патриарх Кирилл
Актуальность
Президентом Российской Федерации с лидерами религиозных организа-
ций была выдвинута инициатива апробации учебного курса, знакомящего
школьников с культурой религий и основами светской этики. 11 августа 2009
г. последовало распоряжение Председателя Правительства Российской Феде-
рации об апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ для общеобразо-
вательных учреждений.
С сентября 2012 года преподавание комплексного
учебного курса в 4 классах осуществляется на постоянной основе во всех
субъектах Российской Федерации.
Курс ОРКС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, появляется в тот момент, когда в
российском образовании и в российском обществе вычленяются проблемы в
духовно-нравственном развитии. Среди них неблагоприятные последствия
кризисных явлений в общественном сознании. Они выражаются в падении
нравственности, сокращении рождаемости, распространении сектантства, в
усилении криминогенности общества, росте преступности, в том числе дет-
ской, насилия, открытой пропаганде распущенности нравов.
Академик Д.С.Лихачев считал: «Нравственная основа – это главное, что
определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную,
творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и го-
2
сударства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взя-
точничество, любое жульничество»
Все есть в России! Но при наличии всех необходимых условий нашу страну
пока только условно можно отнести к цивилизованным, высокоразвитым го-
сударствам, с благоприятными условиями для жизни человека. «Недостает
нам нравственности в душе и морали в обществе», -утверждает В.И.Слобод-
чиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО .
Цель
учебного
курса
ОРКСЭ
—
формирование
у
младшего
подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России,
а
также
к
диалогу
с
представителями
других
культур
и
мировоззрений.
Основная задача курса — сформировать первоначальное представление об
определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами
людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у
учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких
ценностей должен жить нравственный человек.
Современная школа не может оставаться в стороне, а ее задача —
помочь заполнить духовный вакуум, построить обучение и воспитание на
основе
духовно-нравственных
ценностей.
Курс
ОРКСЭ
формирует
обширную
базу
средств
и
возможностей
для
реализации
духовно-
нравственной программы развития обучающихся. Замечательно, что такой
курс появился в школе. Нравственные качества человека будущего общества
должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ. Уроки ОРКСЭ
помогают
формировать
порядочного
честного,
достойного
гражданина,
уважающего культурные традиции России.
Введение
курса
в
содержании
обучения
и
воспитания
повысит
эффективность
воспитательного
процесса.
Нравственное
воспитание
начинается с упражнений в нравственных поступках, с появлений чувств
любви,
благодарности,
а
не
путем
обучения
нравственным
истинам.
3
«Разговоры
о
долге,
поучения,
если
они
предшествуют
нравственным
поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действующих
вещей», - утверждал Песталоцци.
Огромную
роль
в
духовно-нравственном
становлении
личности
младшего
школьника
принадлежит
учителю.
Предмет
воспитательных
усилий педагога, реализующего программу ценностного самоопределения,-
раскрытие содержания того, что сам учащийся собирается осваивать, к чему
он осознанно в процессе самоопределения стремится, по отношению к чему
он
выдвигает
инициативу,
как
пытается
достраивать
ее
до
проекта
реализации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы
храним
в
культурных
и
семейных
традициях,
передаем
от
поколения
к
поколению.
Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует
считать интерес к семейным традициям и своей родословной, к прошлому
своей
страны,
ее
культуре.
В
рамках
курса
рассматриваются
семейные
ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных
идеалов, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит о того, насколько
тесно
взаимодействуют
школа
и
семья.
Без
взаимодействия
с
семьей,
с
родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи
изучение
предмета
ОРКСЭ
будет
неполноценным
и
недостаточно
эффективным.
Основной
принцип ,
заложенный
в
содержании
курса,-
общность
в
многообразии,
многоединство,
поликультурность,-
отражает
культурную,
социальную,
этническую,
религиозную
сложность
нашей
страны
и
современного мира.
Уроки ОРКСЭ нужны и важны. Именно на уроках ОРКСЭ
закладываются нравственные качества будущего человека, основанных на
4
идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку.
Требования к личностным результатам:
формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разно-
образии культур, национальностей, религий, воспитание доверия
и уважения к истории и культуре разных народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведе-
ния;
воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других лю-
дей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфлик-
тов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отно-
шению к материальным и культурным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и усло-
виями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения
результата;
понимать
причины
успеха
(неуспеха)
учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информаци-
онно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
5
умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных сти-
лей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
развитие логических умений анализа, синтеза, сравнения, обоб-
щения, классификации, установления аналогий и причинно-след-
ственных связей, построения рассуждений, отнесения к извест-
ным понятиям: готовность слушать собеседника, вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения, умение догово-
риться о распределении ролей в совместной деятельности; аде-
кватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-
щих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отече-
ство, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы
культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понима-
ние их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности Рос-
сии;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
6
Системно-деятельностный подход
Так как в основе федерального государственного образовательного стандарта
лежит системно-деятельностный подход, то использование деятельностных
технологий становится средством, позволяющих не учить, а направлять уче-
ние; не воспитывать, а руководить процессом воспитания. Таким образом, ре-
зультатом
образования
становится
не
сумма
усвоенной
информации,
а
способность
ребенка
действовать
в
различных
проблемных
ситуациях,
успешно решать их на основе имеющихся знаний и опыта.
В своей педагогической практике я исходила из того, что системно – деятель-
ностный подход на уроках ОРКСЭ – это набор содержательных и организа-
ционных мер (технологий) включения всех субъектов образовательного про-
цесса в разные виды (учебной и внеучебной) и формы (урочные и внеуроч-
ные) образовательной деятельности.
Считаю, что признаками реализации деятельностного подхода на уроке яв-
ляются:
наличие задачного принципа построения учебного материала, тре-
бующего разработки специальных проблемных ситуаций, в которых
обучающиеся могут организовать поиск и проявить свою инициати-
ву (знание не даётся учащимся в готовом виде);
передача контрольно-оценочных действий ученикам (контрольно-
оценочная самостоятельность);
организация на уроке действий учащихся, направленных на работу с
предметным и модельным материалом;
организация
коллективных
форм
обучения
(парной,
групповой,
классной) при поиске решения поставленной задачи;
Поскольку
процесс
духовно-нравственного
воспитания
и
развития
представляет собой два аспекта-осознание и поведение, то работу организо-
вывала по двум взаимодополняющим направлениям:
первое связано с включением деятельностных технологий в образова-
тельный процесс;
7
второе - включение обучающихся непосредственно в социально - зна-
чимую деятельность (социальное проектирование).
Осуществляется урочная деятельность (уроки ОРКСЭ) и
внеурочная деятель-
ность (экскурсии, участие в праздниках, концертах, выставках, изготовление по-
делок, просмотр и обсуждение фильмов, добрые дела, разработка и реализация
социальных проектов).
8
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТЬ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТЬ
экскурсии, участие в празд-
никах, концертах, выстав-
ках, изготовление поделок,
просмотр и обсуждение
фильмов, добрые дела, раз-
работка и реализация соци-
альных проектов
уроки
ОРКСЭ
Для
проведения
успешного
и
результативного
урока
поступили
в
школу
учебно-методический комплект к модулю «Основы православной культуры»,
который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для
родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что
большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учеб-
нику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд,
разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Ис-
торические факты». Вместе с тем, затрудняют работу мелкий шрифт, невоз-
можность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрыв-
ков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллю-
стративный ряд. Возможность пользоваться данным диском есть у каждого
школьника.
Содержание
учебников
по
модулям
приходилось
корректировать,
дополнять,
чтоб уроки были интересными, развивающими, воспитывающими. Следователь-
но, мои уроки по выбранным модулям должны были заинтересовать учащихся 4-
5 классов, а те, в свою очередь, родителей. К материалу учебника необходимо
подойти дифференцированно: подумать, что предложить ребятам заучить, что
пересказать, что в классе прочитать вместе, а где-то просто ограничиться соб-
ственным рассказом. При этом не забывать, какие умения и навыки детей в этих
видах работы будут развиваться.
Инновационные технологии, используемые на занятиях ОРКСЭ
Соответствующими изложенному подходу в образовании, на мой взгляд, ве-
дущими технологиями в изучении курса ОРКСЭ должны стать игровые, диалого-
вые ,технологии проблемного обучения, проектного метода, информационно-
коммуникативные, проектной деятельности, рефлексии.
9
Диалоговые технологии и культурологический подход.
Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты российского писа-
теля, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Савина) «Маленькие притчи
для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсу-
дить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках использовались как раздаточ-
ный материал, часть воспринимались учениками на слух. Например, изучая тему
«Добро и зло в православной традиции», ребята в парах работали одновременно
с 3 текстами. К каждой притче были даны опорные вопросы, по которым они
объясняли поступки героев, определяя в них добро и зло. Кроме того, в сети Ин -
тернет имеется достаточное количество видео-притчей, в том числе и по произ-
ведениям Варнавы. Такие уроки способствует развитию логического мышления,
речевых умений и эмоциональной сферы личности ребёнка. Дети учатся уважать
не только своё, но и чужое мнение.
Культурологический подход на уроках был использован при изучении право-
славных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий
внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный
храм, но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших
туда для своих целей. Хорошим подспорьем на этих уроках была брошюра «Аз-
бука православия», где доступно и понятно показано и рассказано о значении
иконы для православных и светских людей, из каких частей состоит храм, что та-
кое христианские символы и православные обычаи. Совмещая работу с нагляд-
ным раздаточным материалом и самостоятельной работой, ученики закрепляют
теоретические знания по теме, совершенствуют умения практической деятельно-
сти по материалу изученного, развивают самостоятельность мышления и позна-
вательный интерес. А самое главное – они учатся не только понимать, но и ува-
жать культурное наследие своей страны.
10
Технологии проблемного обучения
Разыгрывание на уроках ОРКСЭ столкновений историко-культурных и соци-
альных установок и
демонстрация школьником
личностной позиции в этом
столкновении направлены на самоопределение места школьника в мире ценно-
стей. На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельно-
го поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для актив-
ной мыслительной деятельности учеников. Безоценочная система курса ОРКСЭ
не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать,
доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось
направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них
ответы. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравно-
душно относиться к обсуждаемой проблеме.
Информационно-коммуникативные технологии
Духовно-нравственное
воспитание,
как
никакое
другое,
требует
комплексного
подхода.
Сделать
учебный
процесс
более
эффективным,
познавательным, продуктивным помогают возможности ИКТ. Интерактивные
методы
наиболее
соответствуют
личностно-ориентированному
подходу
в
обучении, интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания
более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески
подходить к усвоению учебного материала.
При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей учитель
ставит перед собой задачи: формирование первоначальных представлений о
духовно-нравственных
ценностях,
ознакомление
с
ними
на
основе
противопоставления
позитивного
и
негативного
поведения
людей.
При
11
помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия, что
немаловажно в условиях удаленности от духовных и культурных центров.
Считаю, что использование информационных технологий на уроках ОРКСЭ
носит не только обучающий характер, но и воспитывающий.
Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физ-
культминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использо-
вать ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции, мульт-
фильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работают с
диском к учебнику, составляют презентации с новыми терминами, иллюстрации
к текстам учебника.
Объекты и средства материально-технического обеспечения :
технические
средства
обучения:
классная
доска,
демонстрационное
оборудование (компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран);
вспомогательное оборудование и устройства: принтер, сканер;
экранно-звуковые пособия.
Проектная деятельность
На уроках применяю технологии проектной деятельности, так как данная
технология предусматривает в обязательном порядке презентацию творче-
ских проектов на основе изученного материала по курсу ОРКСЭ. Это уроки
30, 31, 32, 33, 34, а также итоговые уроки в конце изучения блоков.
Этот курс
даёт благодатную почву для внедрения проектов нравственной направленно-
сти. В рамках проекта ученик получает возможность поставить учебную за-
дачу, наметить этапы её выполнения, найти источники информации и нала-
дить коммуникативное общение. Проект не ограничивается границей одного
урока, чаще он представляет собой интегрированную деятельность и отно-
сится к нескольким взаимодополняющим занятиям.
12
Не секрет, что проект в начальной школе только тогда будет успешным,
если лежит в области интереса ребёнка. Часто мы, учителя, слышим от ро-
дителей неуспевающего ученика, что любимым занятием тот может быть
увлечён часами, а вот уроки делать его не заставишь! Как же соединить и
учебную задачу, и заинтересованность младшего школьника в таком новом
для него курсе?
Надо искать ответ в любимом направлении деятельности этого возраста: игра
и волшебство.
Игровые технологии
Урок по модулю «ОПК» «Отношение христианина к природе» иллюстрирует ис-
пользование работы по группам, технологию проектной деятельности, использо-
вание ресурсов Интернет, различных творческих заданий, современных форм и
приемов обучения. Вместе с этим, использую различные игровые методики.
Проигрывание ситуаций, игры-загадки, игра-лото – это одна из составляющих
проведенных уроков на ОРКСЭ. Например, использование игры «Поле чудес»
при закреплении темы «Православный календарь. Праздники». Отгадывая назва-
ние праздников православной культуры, ребята должны были вспомнить обряды
и обычаи христиан.
Технология рефлексии
Рефлексия – необходимый этап в осознании ребенком своей личности и
ее места в окружающем мире. Так, например, в основу проведенной рефлек-
сии «Что я хочу знать?» положено простое упражнение, которое позволило по
окончании изучения темы (любой) сформулировать вопросы, задающие пер-
спективу дальнейшей самостоятельной работы. В рефлексии «Мини-сочине-
ние» всем ученикам предложила написать на отдельных листах бумаги не-
большие по объему тексты по окончании урока на темы: "Я - в уроке, урок—
во мне"; "Мои мысли о своем участии в деле"; "Как я оцениваю результаты
дела"; "Что мне дал этот урок (мероприятие)".
13
Систематически провожу рефлексии: «Комплименты», «Пусть выйдет ко
мне…»,
«Построение»,
«Подпись»,
«Давай
поздороваемся»,
«Сундучок
комплиментов», «Градусник».
Элементы личностно -ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день
В начале урока учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление
возможных трудностей, учу не пасовать перед ними.
Создание ситуации выбора и успеха
На уроках ОРКСЭ создаю благоприятный эмоционально-психологический
микроклимат (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба при-
носила радость, «Все дети талантливы», «Ребенок хорош, плох его посту-
пок», «В каждом ребенке – чудо, ожидай его».
Использование физкультминуток
Использую физкультминутки с текстами по теме урока, с использовани-
ем музыки, видеосюжетов. Проводят их сами учащиеся.
Интерактивные методы.
Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята
брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения
между детьми в классе стали более ровные, доброжелательнее, ответственнее,
доброжелательнее.
Кроме этого на своих уроках применяю элементы интерактивного воздей-
ствия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентирован-
ному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащего-
ся со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации про-
цесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализи-
14
ровать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного мате-
риала.
С особым интересом ребята работали по теме «Православная семья и её
ценности». Им интересно было узнать о старинном своде правил поведения чле-
нов семьи «Домострой», работать по картине, рассказывать о своих семейных
ценностях. В качестве домашнего задания им было предложено составить свой
свод правил поведения членов семьи, а на следующем уроке рассказать об этом
своим одноклассникам. При проверке оказалось, что в некоторых семьях отсут-
ствуют такие понятия, как общие семейные дела, традиции.
В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные уме-
ния и навыки, ребятам предлагалось следующее:
. Написать мини-сочинения ( при поддержке родителей) на такие темы
-Какой была Россия в старину
- Традиции моей семьи
- Как я понимаю слово «милосердие»
- Что такое «уважать Отечество
- Что значит «быть патриотом»
Дайте собственное толкование следующим понятиям: долг, честь, совесть,
Отечество, свобода, уважение, терпимость, православный, мир.
Нарисуйте буквы славянского алфавита. Подберите пословицы и поговорки,
которые
начинаются
на
эту
букву.
Расскажите
в
классе,
отличается
ли
современное написание этой буквы от старославянского.
15
Экскурсии.
Уроки-праздники
Отдельно хочу сказать об уроках-праздниках. Ребята, изучающие основы
культуры своей страны, очень активно принимают участие в них. Такие меропри-
ятия также обогащает их духовно. Знание прошлого, сохранение добрых тради-
ций, обычаев своего народа помогают младшим школьником формировать свою
гражданскую позицию, воспитывают и развивают духовно-нравственные ценно-
сти. Один из таких уроков я представляю вашему вниманию - («Рождественская
сказка»).
Результативность
Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влияни-
ем многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учёбы;
нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного
и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими,
из СМИ.
Курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного про-
цесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культу-
ру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравствен-
ного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содер-
жания образования в законодательстве России.
ультатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в лич-
ностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как до-
брожелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к дру-
гим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жиз-
ненных ситуациях.
16
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять ин-
формационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов
различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, го-
товность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в про-
цессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том чис-
ле – коллективной;
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных
нравственных ценностей.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального об-
щего образования.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гра-
жданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков )
3.Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной шко-
ле//Начальное образование. - 2011. - № 3.
4.Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления
школьников//Образование в современной школе. - 2012. - № 4.Григорьев ВД.
Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в
школе. – 2009. - №10.
17
5.Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценно-
стям// Воспитательная работа в школе. – 2010. -№ 9.
6.Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспи-
тания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3.
7.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. –
2006. - №1.
8.Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят ис-
следование //Начальное образование.- 2005 - №2.
9.Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010. -
№1.
10.Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе ду-
ховно-нравственного образования учащихся//Начальное образование. - 2011. -
№ 3.
11.Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе:
особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание
школьников. № 2. – 2012.
12.Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции
российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
13.Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении и разви-
тии. - М., 1996.
14.Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования
личности. Методическое пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
15.Г.И. Тарасова. Нравственная значимость современного урока//Начальная
школа. - 2010. - №1.
16.Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с се-
мьей младшего школьника// Начальная школа.– 2010. - № 4.
18
19