Автор: Денисова Оксана Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова Населённый пункт: г. Прокопьевск, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Защита курсовых работ Раздел: среднее профессиональное
Введение
Методическая
проблема,
над
которой
работает
цикловая
комиссия
специальных дисциплин – это внедрение в учебный процесс новых стандартов в
соответствии
с
ФГОС.
В
связи
с
этим
основное
требование
в
учебной
деятельности - это реализация компетентного подхода в подготовке будущих
специалистов.
Основная
задача
учебного
процесса
в
новых
условиях
образования предполагает выделить приоритетные направления методической
деятельности:
- реализация программы социального партнерства;
- формирование профессиональной компетентности будущего специалиста
через развивающее обучение, самостоятельную деятельность, создание активной
обучающей среды;
-
использование
в
учебном
процессе
современных
педагогических
и
информационных
технологий,
обеспечивающих
качественную
реализацию
содержания и целей образования.
Дисциплина
«Информационные
технологии
и
платформы
разработки
информационных систем» входит в общепрофессиональный цикл дисциплин.
В данной методической разработке приводится развернутый план урока по
защите курсовых работ.
На уроке представлены все этапы процесса усвоения дисциплины:
- мотивация усвоения;
- подготовка к восприятию новых компетенций в ходе проведения работы;
- осмысление и формирование мировоззрения;
- закрепление и совершенствование знаний;
-
применение
знаний,
умений
и
навыков
в
стандартной
и
поисковой
ситуации;
-анализ достижений и коррекция деятельности.
Целями курсовой работы является:
систематизация, углубление и закрепление знаний по соответствующим
темам программы,
развитие у студентов навыков самостоятельной работы и практического
применения теоретических знаний при решении конкретных задач.
формирование
базовых
и
ключевых
компетенций
в
сфере
оценки
экономической деятельности предприятия .
развитие
и
накопление
практических
умений
и
навыков
в
сфере
организации
хозяйственной
деятельности на
предприятиях
различных
форм
собственности.
Задачами курсовой работы являются:
развитие организаторских, аналитических, исследовательских
способностей студента, самоорганизации и самоконтроля;
формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств,
устойчивого
интереса
к
профессиональной
деятельности,
потребности
в
самообразовании;
изучение нормативной, организационно-методической документации, сбор
необходимых материалов и документов для выполнения работы в соответствии с
выбранной темой.
При защите курсовых работ используются информационные технологии –
презентации, выполненные при помощи программы PowerPoint.
При проведении занятия студентам указывается междисциплинарная связь с
дисциплинами:
«Управление
проектами»,
«Программное
обеспечение
информационных
систем».
Разработка
урока
включает
план
урока
и
Методические
указания
при
выполнении
курсовой
работы
по
дисциплине
«Информационные
технологии
и
платформы
разработки
информационных
систем».
План открытого урока
Тема: Защита курсовых работ
Дата проведения : 15 декабря 2015 г.
Учебная
дисциплина :
«Информационные
технологии
и
платформы
разработки информационных систем»
Группа : ИС 16
Специальность : 090204 Информационные системы (по отраслям)
Вид занятия : защита курсовых работ.
Цель урока: демонстрация студентами итогов своей научной деятельности
– выполненной курсовой работы в форме ее защиты.
Задачи:
Образовательные:
- проверка степени усвоения теоретического материала;
- приобретение навыков публичной защиты,
- повторение студентами ранее полученных знаний.
Развивающие:
- умение интегрировать полученные знания
- совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
- приобретение профессиональных качеств: внимательность и аккуратность
в
расчетах,
умение
работать
в
коллективе,
проявление
активности,
самостоятельности, умение рисковать и отстаивать свою точку зрения;
- воспитание интереса к будущей профессии.
В результате выполнения поставленных целей и задач урока предполагается
достижение следующих результатов:
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК
7.
Брать
на
себя
ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
Особенности
методики: реализация
компетентностного
подхода
к
обуч ению
по сред ством
использования
межпред метных
с в я з е й ,
профессиональных
задач
проблемного
содержания
и
профессиональных
ситуаций как средств активизации познавательной деятельности студентов.
Средства
обучения: проектор,
экран,
компьютер
для
демонстрации
презентаций, иллюстрирующих защиту курсовой работы.
Дидактические
единицы: Методические
указания
по
выполнению
курсовой работы, темы курсовых работ.
Междисциплинарные связи :
МДК 02.02 Информационные технологии и платформы разработки ИС
МДК 02.03 Управление проектами
МДК 02.04 Разработка и эксплуатация экономических информационных
систем
Структура занятия:
I этап
1.
Организационный момент – 5мин.
Проверка отсутствующих и готовности аудитории к уроку;
2.
Вступительное слово преподавателя: постановка целей. Знакомство с
ходом проведения защиты курсовых работ, системой оценок– 10 мин.
II этап
Защита курсовых работ: «Проектирование информационной системы».
III этап
Подведение
итогов,
выставление
оценок
за
защиту
работ.
Оценка по
курсовой работе
зависит о т качества содержания курсовой работы, от
оформления и защиты работы.
В ходе защиты студент должен показать
владение материалом п о избранной т е м е и
отвечать н а вопросы.
Обозначение тем курсовых работ, подлежащих защите на следующем занятии.
Критерии оценки защиты курсовой работы
Защита состоит из доклада студента по теме курсовой работы в течение 5-7
минут
с
использованием
презентации
и
ответов
на
вопросы
преподавателя.
Студент
должен:
логично
построить
сообщение
о
выполненной
работе,
обосновать
выводы
и
предложения;
показать
понимание
теоретических
положений, на основе которых выполнена работа; показать самостоятельность
выполнения работы; дать правильные ответы на вопросы.
Решение об оценке курсовой работы принимается по результатам анализа
предъявленной курсовой работы, доклада студента на защите и его ответов на
вопросы.
Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценку
«отлично»
получают
работы,
в
которых
содержатся
элементы
научного
творчества,
делаются
самостоятельные
выводы,
да е т с я
аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала
на основе глубоких знаний специальной литературы по данной теме.
Оценка
«хорошо»
ставится
тогда,
когда
в
работе,
выполненной
на
достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы
темы, но нет должной степени творчества.
- Оценку
«удовлетворительно»
имеют
работы,
в
которых
правильно
освещены
основные
вопросы
темы,
но
не
проявилось
умение
логически
стройного
их
изложения,
самостоятельного
анализа
источников,
содержатся
отдельные ошибочные положения.
- Оценку
«неудовлетворительно»
студенты
получают
в
случае,
когда
не
могут ответить на замечания руководителя, не владеют материалом работы, не в
состоянии
дать
объяснения
выводам
и
теоретическим
положениям
данной
проблемы.
Ход урока
1.
Организационный момент – 5мин.
Проверка отсутствующих и готовности аудитории к уроку;
2.
Вступительное слово преподавателя: постановка целей. Знакомство с
ходом проведения защиты курсовых работ, системой оценок– 10 мин.
Вступительное слово преподавателя.
Сегодня у нас проводится защита курсовых работ. Целями написания и
защиты курсовых работ является:
получить представление
о методах
и
способах
проектирования
информационной системы
развить
у
студентов
творческие
способности,
перспективное
мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и
новаторский подход
выработки у студентов навыков и умения проведения практического
исследования,
анализа
проблемных
ситуаций,
разработки
предложений
и
рекомендаций по повышению эффективности проектирования системы.
Курсовая работа
является вашей самостоятельной творческой работой и
выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данной
дисциплины.
Выполняя
курсовую
работу,
вам
необходимо
показать
степень
своей
грамотности, умение формировать требования к АИС, умение изучать объект
автоматизации,
разрабатывать
техническое
задание
на
создание
АИС,
разрабатывать
предварительные
проектные
решения,
разрабатывать
рабочую
документацию и т.д.
3.
Защита курсовых работ студентами - 60мин.
Студенты
защищают
свою
курсовую
работу,
используя
презентацию.
Регламент ответа 5-7 мин. Далее студентам задаются вопросы, на которые они
отвечают.
4.
Подведение итогов, выставление оценок за защиту работ - 10 мин.
Итак, выслушав ваши доклады, мы можем подвести итоги по защите ваших
курсовых работ и выставить оценки. Далее озвучиваются оценки.
Заключение
В профессиональной деятельности любого преподавателя волнует проблема
активизации учебного процесса, использование таких форм обучения, которые
бы
способствовали
повышению
активности,
творчества,
развития
нестандартного мышления студентов, готовящихся к будущей профессиональной
деятельности.
Использование
методов
активного
обучения
в
учебном
процессе
приобретает
в
последнее
время
особую
актуальность.
Формирование
профессиональной
компетентности
будущего
специалиста
бухгалтера
можно
достичь через развивающие обучение, игровые методы. Конструирование
новых
работ,
конкретных
ситуаций,
разыгрывание
ролей
позволяют
делать
занятия
более
активными
и
студенты
вместе
с
преподавателем
учатся
размышлять, творить, ловить неожиданные мысли, и, в конце концов, сами
станут более активными в достижение целей обучения. Если преподавателю
более эффективно использовать свой потенциал, то и педагогическая работа
станет любимой, плодотворной и интересной самостоятельную деятельность,
создание активной обучающей среды.
Литература
1.
Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация
автоматизированных информационных систем: учеб. Пособие / Под ред. Проф.
Л.Г.Гагариной. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012г. 384 стр.
2.
Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Информационные системы:
учебное пособие. Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014г. 496 стр.
3.
Михеев
Е.В.
Информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности. Москва: ТК Велби, Проспект, 2013г. 448стр.